Интурмаркет 2020 02.10

Путин и Коидзуми сделали подарок российским операторам по Японии

Как сообщили вчера информационные агентства, в ходе визита президента России Владимира Путина в Японию среди многих документов подписан также межправительственный меморандум по упрощению визового режима взаимных поездок граждан двух стран. Москва и Токио намерены упростить условия взаимных поездок бизнесменов, в том числе путем выдачи многократных виз сроком действия до трех лет, упростить процедуру оформления виз туристам, режим поездок представителей СМИ, а также рассмотреть возможность оформления виз на основании прямых обращений принимающих ведомств и организаций двух стран без предъявления приглашений,

Россия и Япония рассмотрят также возможность выдачи многократных виз сроком действия до одного года и упрощения процедуры последующей выдачи таких виз гражданам двух стран, участвующим в двусторонних обменах по линии образовательных, научных, культурных, молодежных и спортивных организаций. Для реализации этих договоренностей Россия и Япония создадут рабочую группу, первое заседание которой пройдет уже в начале 2006 года в Москве.

Эта новость по-настоящему обрадовала российских операторов по Японии. Дело в том, что несмотря на уже предпринятую в 2002 году «реформу» визовой процедуры, когда срок оформления был сокращен с 21 дня до 4, японская виза, по-прежнему, требует от операторов нешуточных усилий. Правда, если сравнивать с шенгенскими требованиями, японское посольство запрашивает у заявителей довольно простой набор документов. Как сказал RATA-news менеджер по Японии московской компании «Варварка-трэвел» Денис Надеждин, нужна простая справка с работы даже без указания оклада. Да и беспричинных отказов бывает немного. Сложность в другом. По существующему порядку, российская фирма не может выступать гарантом пребывания в Японии российского туриста или бизнесмена – им может быть только японская сторона. Без такого приглашения визу наши граждане получить не могут. Японцы, в свою очередь, должны предоставить в свой МИД довольно внушительный пакет документов, подтверждающих финансовую состоятельность их фирмы. И уже затем высылают в Россию оригинал разрешения на выдачу визы.

Формально визу выдают за 4 дня, но на получение ответа от японской стороны уходит время, и фактически процедура занимает не менее 2-3 недель. Опять же формально за японскую визу не взимается консульский сбор, однако пересылка документов почтой DHL стоит денег, кроме того, японская сторона должна уплатить некоторый взнос в свой МИД, и в итоге турфирмам приходится брать за оформление визы от $100 до $150. По словам генерального директора компании «Квинта тур» Ирины Сергановой, получить бизнес-визу еще сложнее, так как принимающим компаниям надо предоставлять еще больший пакет документов о своем финансовом состоянии.

Понятно, что наибольший поток российских туристов приезжает в Японию из соседних российских регионов. Например, для сахалинцев это второе после Китая туристическое направление, куда в 2004 году выехало 3,4 тыс. человек (для сравнения, в Турцию – 363 человека, в Египет - 168). И японцы на Сахалине составляют 93% всего потока иностранных туристов. По всей России картина скромнее. За первые шесть месяцев 2005 года в страну восходящего солнца выехало 10,6 тыс. российских туристов, что, впрочем, превышает показатель за аналогичный период 2004 и 2003 годов - 8,7 и 6,0 тыс., соответственно.

Сейчас недельная поездка в Японию из центра России обходится в среднем в $2-3,5 тыс. Тем не менее, спрос хороший. По мнению генерального директора «Центрального агентства путешествий» Галины Редькиной, в России, особенно в Москве, наблюдается мода на все восточное, и в значительной степени – именно на Японию. Так что планируемое упрощение визового режима оказывается как нельзя кстати. Однако, пока не выработан новый механизм, замечает Ирина Серганова, трудно говорить о реальной пользе визового порядка, хотя несомненно, что соглашение двух стран подстегнет развитие туризма в Японию. Как, например, хорошим подспорьем стала проходившая в этом году в Японии в течение полугода выставка EXPO, которая привлекла бизнесменов из Москвы и многих регионов, а затем и туристов. (Светлана Ставцева, RATA-news)

Версия для печати