РАТА-новости
ТурТрансВояж 03.12.18
 
Круизы 08.12
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Декабрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3277Дмитрий Фоминцев: «Использовать заемные средства при нынешней рентабельности турбизнеса – путь к краху»

Дмитрий Фоминцев: «Использовать заемные средства при нынешней рентабельности турбизнеса – путь к краху»


Туроператор «Туртранс-Вояж», специализирующаяся на автобусных экскурсионных турах, в будущем году отметит 20-летие. О перспективах этого вида туризма и ситуации на российском туристическом рынке в целом, мы беседуем с директором компании Дмитрием Фоминцевым (фото).

 

– Дмитрий, вы помните первую программу «Туртранс-Вояжа»?

– Конечно. Это было в 1994 году, автобусный тур с посещением двух столиц – Варшавы и Парижа. Потом на этот маршрут стали, как жемчужинки, нанизываться другие европейские города – Берлин, Амстердам, Брюссель, Люксембург, затем подключились Испания и Великобритания, Скандинавия и норвежские фьорды. Чисто автобусные туры стали сочетаться с отдыхом на море в Испании, Франции, Италии, Хорватии или на озерах Италии, Австрии, Чехии и Венгрии. В 2006 году появились авиатуры, и сегодня на основе перелета мы предлагаем более 60 программ – экскурсионных и в сочетании с отдыхом на море. Все больше становится туров, которые представляют собой непродолжительный, размеренный вояж с качественной экскурсионной программой.

 

– Все это как-то с трудом укладывается в понятие бюджетного отдыха, с которым обычно ассоциируют автобусный туризм.

Определение «автобусный туризм» давно не отражает всего спектра наших предложений. Мы называем себя не «автобусниками», а «экскурсионниками», предлагаем качественный продукт – насыщенные познавательные программы. Это могут быть и автобусные туры, включающие несколько стран и городов и солидный километраж, и авиатуры, и монотуры в один город или регион. Например, «Неделя в Париже», «Неделя в Праге», недельный тур в Прованс с посещением Лазурного берега или Корсики. У нас есть экскурсионные программы по Китаю, США, Турции и Израилю. В Испании, наряду с массовым курортом Ллорет де Мар, мы предлагаем и респектабельный Platja d’Aro, а также отдых на Costa del Sol. Конечно, это не бюджетные туры. Так что мы считаем себя специалистами по организации именно экскурсионных туров. Понятие «автобусные туры» для сегодняшнего «Туртранс-Вояжа» слишком узко. Мы шагнули далеко вперед, сохранив от автобусного прошлого отлаженные технологии организации путешествий и умеренные цены

 

– Как вы объясняете именно такую логику развития компании?

– Турист, который сегодня выбирает наш тур, сильно отличается от тех, кого мы возили 20 лет назад. Если раньше людям было важно экономить каждую копейку, то сейчас едут, прежде всего, те, кто хочет за разумные деньги получить максимум впечатлений. Впрочем, очень часто это наши прежние клиенты, просто выросло их благосостояние и запросы. У нас немало туристов, которые по пять-семь раз путешествовали с нашей компанией. Есть даже человек, совершивший с нами 42 поездки! Мы ориентируемся на постоянных клиентов, их доля у нас составляет порядка 30%, еще столько же приходит по рекомендациям друзей и знакомых. Всего с начала работы мы отправили на отдых более 500 тысяч человек. В прошлом году, например, у нас было примерно 1500 групп. География выездов «Туртранс-Вояжа» охватывает сейчас 238 городов и 34 страны.

 

– Рост впечатляет…

– Наверное, он мог бы быть выше, но мы всегда очень трезво рассчитывали свои шаги. Ежегодный прирост объемов компании в среднем не превышал 20%. И мы сознательно не хотим больше, чтобы не терять в качестве и надежности. Не рискуем – растем на свои деньги. Компания сейчас представляет собой холдинг, включающий три подразделения – «Туртранс-Авто», «Туристический дом» для работы с агентствами и «Туртранс-Эстейт», занимающийся недвижимостью за рубежом. Их объединяет одна торговая марка – «Туртранс-Вояж». Все свои проекты мы реализуем на собственные, заработанные, средства, не используя займы. Считаю, что прибегать к займам при той рентабельности, которая существует сейчас в российском туризме, это путь к краху. Надо стремиться к качественному, а не количественному росту.

 

– Какого уровня должно быть это «качество», чтобы туристы не уходили в «самостоятельное плавание»? Одно дело – предлагать групповые автобусные туры в 90-е годы, когда россияне еще не имели опыта зарубежных поездок, и совсем другое – сейчас, когда через в интернете можно все легко забронировать самим, а визу оформить в визовом центре без вашей помощи? Что можно этому противопоставить?

– Не думаю, что надо бороться с самостоятельными туристами, надо просто делать максимум для своих клиентов. Никакого драматического снижения числа туристов, выбирающих отдых через операторов, не происходит. Многим по-прежнему комфортнее, когда организацию поездки берут на себя профессионалы. К нам, повторю, 30% туристов приходит по рекомендации знакомых. Наш клиент – особенный. Очень многие обладают просто энциклопедическими знаниями, ждут полноценных экскурсий, хороших, знающих гидов и едут в групповые туры сознательно, нередко одной и той же сплоченной компанией единомышленников. Такой вид отдыха для них – стиль жизни. Поэтому одна из наших первоочередных забот – уровень сопровождающих. Мы придаем этому большое значение. Для примера: в нашем офисе работает 170 сотрудников, а сопровождающих у нас – 190. На рынке и сейчас есть компании, которые отправляют с автобусом своих сотрудников. У нас это – не просто специально подготовленные, но тщательно отобранные люди.

 

Просто пойти и набрать их в каком-то учебном заведении невозможно, таких специалистов нигде не готовят, поэтому мы занимаемся этим сами. Курсы обучения сопровождающих платные, при этом мы не набираем, а отбираем людей, и проходит, как правило, один из пяти абитуриентов. Обучаем полтора месяца, потом – экзамен, работа в офисе, чтобы знали, как что устроено в компании, затем 3-6 месяцев стажировка в коротких турах. Отсев идет на всех уровнях подготовки, которая в целом занимает от шести месяцев до года. Эта отработанная за многие годы методика позволяет готовить профессиональных сопровождающих, которым мы спокойно доверяем группу, ведь от них зависит и качество программы, и настроение туристов.

 

Еще одно ноу-хау, которое мы внедрили одними из первых на рынке: предварительная рассадка туристов в автобусе. Можно забронировать место, а оплатить потом. Другая немаловажная вещь, без которой немыслимы современные экскурсионные туры: качественные автобусы. В сезон у нас на маршрутах бывает до 200 автобусов. В 2012 году мы получили 8 новых машин марки Mercedes, в 2013-м получим еще 12.

 

– Вы говорите о недопустимости использования заемных средств, в то время как большинство крупных игроков рынка утверждают, что без них не только не обойтись, но это устоявшаяся международная практика. И тот факт, что компания берет кредиты, не означает, что у нее нет своих денег. Где правда?

– Здесь, знаете ли, как при лечении, все дело в дозировке. Если кредит составляет допустимую часть оборота, если он используется в определенный момент, например, для наращивания доли на рынке, он вполне оправдан. Но жить на таком «лекарстве» постоянно невозможно. Мы тоже брали заемные средства в период активного роста компании, и я хорошо помню, как трудно было их возвращать. Возможно, крупных туроператоров к этому подталкивает жесточайшая конкуренция, ярко выраженная сезонность бизнеса, растущие риски на направлениях. Рынок автобусного экскурсионного туризма на этом фоне смотрится более устойчиво, он сформировался. Мы не жалуемся на демпинг и, в отличие от «массовиков», зарабатываем на своих направлениях. У нас нет такой сильной конкуренции, за последние пять лет я не припомню появления новых игроков в нашем сегменте. Как ярко выраженный нишевой продукт, к тому же довольно сложный, часто требующий «ручной сборки», он неинтересен крупным операторам массовых направлений

 

– Как выглядит группа лидеров автобусного экскурсионного туризма?

– Не сочтите за нескромность, но на первое место я поставляю «Туртранс-Вояж», затем – «Интерс», «Старый город», DSBW и «БВЛ». Мы все отправляем наших туристов до Бреста поездом или самолетом. Отдельную нишу занимают «Кругозор», который возит туристов до границы на автобусах, и «Анкор», у которой есть программы с железнодорожным переездом до Вены и Берлина

 

– Что для вас сейчас самое сложное в работе?

– Как ни странно, визы. Оформить их для целого автобуса туристов – само по себе дело непростое, ведь, как обычно, 35 человек сдадут документы вовремя, а остальные пять будут тянуть до последнего. А тут еще консульства и визовые центры – каждый со своими стандартами. В своей стране мы сталкиваемся с правилами игры, которые устанавливают другие государства. И тут все против нас: с одной стороны, мы почти не можем повлиять на процесс, а с другой – консульствам, по большому счету, неважно, удобно нам или нет работать по их правилам. Причем правила постоянно меняются, что требует от нас дополнительных усилий, времени и денег. Я даже вывел для себя одну закономерность: как только заговорили об упрощении визового режима – жди проблем.

 

Вот, например, недавно приезжал с официальным визитом президент Франции, говорил об углублении взаимных связей и упрощении визового режима. А после его отъезда французское консульство удлинило сроки рассмотрения виз до двух недель. Потом отличились испанцы: просят предоставлять копию паспорта туриста. Пришлось купить десятый копировальный автомат, самим снимать копии, так как многие паспорта агентства нам сдали еще до этого указания. Кажется, что это все мелочи. Но, помноженные на тысячи туристов, они вырастают в огромный ком дополнительных бумаг и проблем. Документы на визу мы сдаем заблаговременно – и все равно в большинстве консульств паспорта получаем в последний момент, а это очень нервно. По-настоящему легко было с визами только в 2009 году, в период кризисного спада, тогда в консульствах успевали спокойно и в срок обработать все документы.

 

– А вы верите в скорую отмену шенгенских виз для россиян?

– Думаю, в обозримом будущем это нереально. По-крайней мере, до тех пор, пока мы не введем визовой режим с соседними среднеазиатскими странами. Не вижу никакого пресловутого упрощения или даже небольших уступок со стороны шенгенских стран. Более того, все чаще заходит разговор о биометрии, взятии отпечатков пальцев. Вот это будет настоящая катастрофа. Многие туроператоры опасаются отмены виз, ожидая, что уменьшит число обращений в турфирмы. Но, полагаю, надо ожидать не отмены, а ужесточения визового режима, и это для всех нас будет пострашнее любого безвизового.

 

– В последние годы в числе основных факторов риска российского туристического рынка, помимо конкуренции, все чаще называют активное вмешательство в бизнес государства. Что вы думаете по этому поводу? Как относитесь к появлению «Турпомощи»?

– К тому, что государство вмешивается в дела турбизнеса, отношусь нормально. Скорее всего, это было неизбежно после серии громких банкротств. Государство вправе принять меры по защите своих граждан. Но вот то, как оно это делает, мне не нравится. Получаются сплошные ляпы. Например, пресловутые 12% от оборота в качестве фингарантии для крупных операторов, из-за чего от них буквально отказались страховые компании. Те же поправки в закон о «Турпомощи», безусловно, сырые, их нельзя было принимать в нынешнем виде. Идея хорошая, орган оперативного реагирования в случае непредвиденных ситуаций с туристами нужен, но к чему приведет его реализация, сказать трудно. Больше всего волнует нецелевое использование средств компенсационного фонда, а это возможно, несмотря на все контроли и наблюдательные советы. К тому же, судя по выборам руководства «Турпомощи», у бизнеса и чиновников нет единого представления о применении этих денег. Сейчас взнос в размере 100 тыс. рублей в фонд принципиален только для мелких компаний, однако уже через год нам придется платить 0,1% от оборота, а это уже совсем другие суммы. При имеющихся уже финансовых гарантиях мера явно избыточная. В общем, если бы сейчас появился документ против «Турпомощи», я бы поставил под ним свою подпись.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал  кошелек 13.03
Visit Japan - тренинг
Питер тур Паринова 14.12
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
«Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная»
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами»
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась»
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100