РАТА-новости
Дубай октябрь
 
Митт 15.11
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак 09.11
 
 
 
Туртранс 13.07
 
Грекотель 31.07
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
 
музей-москва-сити Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru  TripAggregator A&A с 10 мая
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 21.10.2009Сергей Шпилько: «Гостеприимство навязать нельзя»

Сергей Шпилько: «Гостеприимство навязать нельзя»


Прошедший в Санкт-Петербурге XII съезд Российского союза туриндустрии завершил очередной этап в работе самого крупного в отрасли предпринимательского объединения. Президентом РСТ вновь, уже в 15-й раз, единогласно избран Сергей Шпилько (фото). О настроении рынка, о проблемах турбизнеса и о планах союза Сергей Павлович рассказал в интервью RATA-news.

- Сергей Павлович, только что прошел съезд РСТ. Каково настроение представителей отрасли в различных регионах, учитывая все особенности нынешнего момента? И вообще, какое у Вас осталось ощущение?

- Судя по выступлениям делегатов с трибуны съезда и по общению в кулуарах, настроение у игроков рынка не пораженческое. Хотя было немало критики в адрес новых размеров финансового обеспечения, в том числе на заседании Комиссии Северо-Западного отделения РСТ по въездному туризму. Хотя то, что фингарантии на въезд хотя бы не повысились, было отмечено как положительный факт. Вопрос стоял так: за что платим, если нет страховых случаев. То же говорили и многие регионы в отношении уже всей системы фингарантий в сфере международного туризма. Складывается впечатление, что в десятках субъектов РФ за время действия фингарантий страховых выплат либо не было вообще, либо они носили единичный характер и суммы были небольшие.

Впрочем, беспокоят участников рынка и другие проблемы. Например, срыв детских каникул в смысле выезда за рубеж школьных групп, хронический демпинг на ряде направлений, высокая стоимость перевозки, которая, в частности, сдерживает развитие внутреннего туризма. Размеры тарифов страхования ответственности туроператоров особенно волнуют региональные компании. Загородные объекты размещения беспокоятся по поводу увеличения налога на землю после перехода на ее кадастровую оценку. Гадает бизнес, во что ему обойдутся обязательные мероприятия по защите персональных данных, вступающие в силу с 1 января будущего года, и как быть с хакерскими атаками, жертвами которых все чаще становятся интернет-ресурсы крупных туроператоров.

Проблема снижения объемов продаж тоже обсуждалась: спад наблюдается почти везде, за исключением тех объектов и продуктов, на которые до кризиса в высокий сезон спрос значительно превышал предложение. Например, на ведущие здравницы. Удержали турпоток и страны, где гостиницы вовремя снизили цены, а власти стимулировали турпоток с помощью либерализации визового режима и иных преференций. Динамика и оценки снижения рынка приводились разные. По данным сети МГП, например, спрос упал на 10-15%, а не на 30-40%, как считается в среднем по рынку. Впрочем, здесь надо учитывать возможность перераспределения продаж в пользу более сильных игроков, у них и цифры получаются оптимистичней. Большинство выступающих говорили о том, что в августе, сентябре и октябре спрос стабилизировался и появились первые признаки оживления ситуации на корпоративном рынке.

Что касается РСТ, то съезд оценил его работу, как удовлетворительную. По мнению делегатов, свою миссию Союз выполняет, хотя есть немало резервов повышения эффективности работы. А по поводу ощущений – благодарен всем, кто в это непростое время нашел силы и время участвовать в работе съезда. Признателен за поддержку администрации Санкт-Петербурга, отдельная благодарность Северо-Западному региональному отделению РСТ, на которое легла основная нагрузка по проведению съезда. Назову официальных партнеров и спонсоров съезда: ГТК «Россия», пассажирский порт Санкт-Петербурга «Морской фасад», Государственный музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Ассоциация владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга, ООО «Петра», «Аккорд ТТ», «ТурЭкспертСервис Северо-Запад», «Санкт-Петербург Экспресс», Eventconcept, 122 МСЧ, отели «Амбассадор» и «Азимут», турфирмы «Мир», «Ника», «Балтик Тревел Компани» и «Арктур Тревел».

- То есть с организационной точки зрения мероприятие удалось?

- Думаю, за последние годы это был самый представительный туристический форум. Пленарное заседание в актовом зале Смольного, прием в Петропавловской крепости от имени губернатора Санкт-Петербурга, отличное размещение, бесплатный перелет для региональных членов РСТ из тех городов, куда летает ГТК «Россия». Всего для участия в съезде зарегистрировались 539 делегатов и 79 гостей. Накануне, 12 октября, в гостинице «Амбассадор» прошло совместное заседание Правления и Регионального совета РСТ, в котором приняли участие более 100 представителей туриндустрии из более 20 регионов страны. А на следующей день после съезда началась ознакомительная программа для туроператоров и агентств по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, открылась крупнейшая на Северо-Западе международная туристическая выставка Inwetex – Cis Travel Market. В рамках выставки прошла международная конференция по подготовке кадров для туриндустрии, состоялись расширенные заседания комиссий РСТ по автобусному и въездному туризму. Все очень четко, конкретно, по-деловому.

- Что было решено на съезде и какие задачи ставит перед собой РСТ на ближайшее время?

- Во-первых, на съезде обычно решаются организационные вопросы: выборы нового состава руководящих органов, размеров членских взносов и другие. Во-вторых, это место и время для сбора наказов самому союзу с точки зрения его дальнейшей работы. В частности, съезд единогласно поддержал необходимость внесения в федеральный закон № 184 «О техническом регулировании» поправок, касающихся наделения субъектов РФ полномочиями по развитию туризма с соответствующим финансированием. Кроме того, состоялось серьезное обсуждение ключевых вопросов развития отрасли, поднятых в отчетном докладе.

Участники съезда, в частности, выразили поддержку позиции РСТ в отношении механизма финансового обеспечения ответственности туроператоров, занятую Союзом в ходе внесения изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». По мнению РСТ, закон вообще нуждается в комплексной переработке с учетом накопленного опыта применения финансовых гарантий.

С каждым годом возрастает административно-финансовая нагрузка на бизнес. Не успели перейти на новые размеры фингарантий, а впереди уже расходы на проведение мероприятий по защите персональных данных в соответствии с законом 152-ФЗ «О защите персональных данных». Добавьте к этому плату за публичное исполнение авторских произведений в гостиничных номерах и каютах круизных судов, налоги. А что творится в регионах с налогом на землю после перехода на кадастровую ее оценку! Если этот налог будет так расти, неизбежен массированный вывод из оборота рекреационных земель и их дальнейшая распродажа под коттеджную застройку и другие цели. В общем, надо «тормозить» все, что ведет к увеличению «непроизводственных расходов» туриндустрии, потому как практика показывает: если вовремя этими вопросами не заняться, аппетиты контролирующих органов и уполномоченных структур могут зайти слишком далеко. Это не значит, что мы будем откладывать в долгий ящик вопросы саморегулирования, изменений в законодательстве, совершенствования подготовки кадров, квалификация которых играет все большую роль в конкурентной борьбе на рынке. Мы этим занимаемся постоянно, но решение их требует больше времени и согласований.

Подобных вопросов в отчетном докладе поднималось много. И еще больше добавилось после выступлений делегатов съезда. Собственно, как сказано в докладе, надо делать отдельные подпрограммы развития по каждому виду или хотя бы по основным видам туризма плюс региональные программы. Тогда в концепции и федеральной программе развития внутреннего и въездного туризма найдут свое отражение действительно актуальные проблемы отрасли.

- Что вы подразумеваете под комплексной переработкой закона «Об основах туристской деятельности»?

- Комплексная переработка закона означает внесение в него изменений, которые касались бы не только сумм финансового обеспечения, но и механизмов действия фингарантий, понятийного аппарата, всего комплекса правоотношений, возникающих на различных этапах создания, продвижения и реализации турпродукта, в том числе между туроператорами и агентствами, продавцами турпродукта и клиентами и т.д. Необходимо узаконить более адекватный баланс прав и ответственности участников рынка. А то сейчас, что бы в мире ни происходило – цунами, эпидемии, массовые волнения в той или иной стране, крайними оказываются туроператоры, а то и турагентства.

Вопросы страхования в сфере туризма, по уму, надо вообще выносить в отдельный закон. Это работа не на один день, и ее надо делать вместе с Минспорттуризмом и депутатами. Иначе замучаешься согласовывать авторские наработки. А потом, мне кажется, рынку было бы неплохо год-другой отдохнуть от чехарды законов. Не считая, конечно, необходимости решения таких вопиющих проблем, как фиктивность, по сути, страхования ответственности туроператоров в сфере въездного туризма и других подобных «ноу-хау» регуляторов предпринимательской деятельности.

- Но решение многих перечисленных вопросов зависит не только от РСТ.

- И не только от Минспорттуризма и Ростуризма. Решение большинства наиболее сложных проблем отрасли находится в ведении других министерств и ведомств: Минтранса, МИДа, Минэкономразвития, Минфина и др. Вот и надо с ними работать сообща. И у нас есть такой опыт. Это касается и истории с поправками в закон «Об основах туристской деятельности», в работе по которым мы тесно взаимодействовали с Минспорттуризмом, Федеральной антимонопольной службой, Минэкономразвития. И принятых изменений в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», упростивших процедуру регистрации иностранцев в гостиницах. И поправок в закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которым режим безвизового 72-часового пребывания был распространен на туристов, прибывающих в страну на морских паромах. Сейчас мы плотно работаем с Росохранкультурой по вопросу сборов за публичное исполнение авторских произведений в гостиницах, с Росграницей – по ситуации на погранпереходах, сотрудничаем с ФАС, Минрегионом, депутатами Госдумы и Совета Федерации, региональными администрациями и органами управления туризмом.

- Что Вы думаете по поводу создания саморегулируемых организаций в туризме?

- Вопрос этот на съезде обсуждался. Мы – за развитие саморегулирования, в том числе в самом РСТ. Но превращать полностью Союз в СРО пока не спешим. Надо понять, каков будет реальный механизм взаимодействия СРО с госорганами, смогут ли они действительно отстаивать права предпринимателей. И мы, конечно, против идеи навязывания обязательного членства участников того или иного сегмента туристического рынка в одной саморегулируемой организации. В нынешних условиях это открывает слишком большие возможности для административного произвола в самой СРО или по отношению к ней со стороны органов власти. Поэтому РСТ готов поддержать процесс создания СРО и на федеральном, и на региональном уровнях. И пусть их будет достаточно для того, чтобы туроператоры, турагентства, гостиницы и другие участники рынка могли выбирать, что им больше подходит. Важно, чтобы процесс создания СРО шел снизу, а не навязывался сверху. И чтобы инициаторы создания СРО отчетливо понимали, какие потребуются на его поддержку затраты и чем конкретно организация будет заниматься.

- А что вы можете сказать по поводу текущих проблем РСТ?

- Главная из них – стать более полезной организацией для каждого ее члена. Пока мы больше работаем, как «пожарная команда» в случае возникновения конфликтных ситуаций, как консалтинговый центр, обеспечиваем взаимодействие с госорганами власти, СМИ и т. д. Но когда при подготовке к съезду мы начали заниматься планом мероприятий на следующий год, поняли одну важную вещь. С учетом той работы, которая проводится в региональных отделениях и входящих в Союз ассоциациях, серьезные мероприятия с участием РСТ проходят чуть ли не каждый день. Решаются конкретные задачи, поднимаются важные вопросы, направляются письма в разные инстанции, наиболее актуальные проблемы освещаются средствами массовой информации. То есть ведется огромная работа, которой необходимо придать более системный и планомерный характер, в том числе в рамках общего информационного пространства. У нас уже есть несколько серьезных интернет-площадок – RATA-news, Санкуртур, Реестр турагентств и др. Начал работать основной портал РСТ http://www.rustourunion.ru/, который призван стать основным инструментом продвижения входящих в Союз компаний и обратной связи с отраслью.

- РСТ часто позиционируют как союз малого и среднего бизнеса. Вы с этим согласны?

- В той степени, в которой малый и средний бизнес по количеству предприятий объективно преобладает в отрасли. Хотя и бренды первой величины в наших рядах тоже представлены – посмотрите каталог. Просто мы считаем, что шанс найти свое место на рынке должен быть у любого добросовестного участника. И решать, какое это место, должен сам рынок, а не несколько его участников и, тем более, не чиновники. Так устроена туриндустрия большинства развитых стран. И Россия не должна в этом смысле быть исключением. Иначе серьезных позиций нам на мировом туристическом рынке не видать. Ведь речь идет о конкуренции в сфере услуг гостеприимства. А гостеприимство навязать нельзя.

Да и нельзя судить о бизнесе только по объемам продаж. Настоящее лидерство определяется совокупностью показателей, характеризующих в том числе финансовую устойчивость компании. Это и норма прибыли, и кредитная история, и доля репиторов в клиентуре, технологичность и т.д. Причем касается это не только туроператоров, но и агентств, гостиниц, санаториев. И в этом смысле костяк РСТ составляют действительно лидеры отечественной туриндустрии.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 2 Мальдивы
Карлсон израиль 23.10
Visit Japan - виза
 
 
Говорят профессионалы
 
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100