РАТА-новости
Шарджа с 1 сентября
 
Греция 06.09
 
Мостурфлот с 9 сентября
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Иерусалим
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel с 9 сентября
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 02.09.2004Массовых авиакатастроф в России не будет

Массовых авиакатастроф в России не будет


Произошедшие на прошлой неделе авиакатастрофы спровоцировали целый ряд заявлений чиновников, касающихся ужесточения правил безопасности полетов в нашей стране. Напомним, что в ночь на 25 августа с интервалом в несколько минут разбились два российских авиалайнера, вылетевшие из московского аэропорта «Домодедово». Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший в Сочи, упал в Ростовской области, а Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», летевший в Волгоград, рухнул под Тулой. Практически все эксперты уже признают, что согласно основной версии, причиной катастроф является теракт. Похоже, теперь авиационные власти всерьез возьмутся за ужесточение правил безопасности полетов. Эксперты опасаются, что для некоторых авиакомпаний выполнить новые требования чиновников может оказаться не по силам. Таким образом, политика государства, направленная на сокращение числа авиакомпаний (некоторые чиновники предлагают оставить в стране всего 5–10 крупных перевозчиков), может быть претворена в жизнь. О ситуации с авиационной безопасностью в России, а также о возможных последствиях катастроф корреспонденту RBC daily рассказал вице-президент партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков.

В 1989 г. группа авиационных специалистов, в числе которых были крупные государственные чиновники, такие, например, как Иван Машкивский (в то время председатель Госавианаздора СССР), организовали Фонд авиационной безопасности. Основной целью создания фонда было внедрение и распространение мирового опыта в области повышения безопасности полетов. В 1991 г. фонд был перерегистрирован как общественная организация «Международный фонд авиационной безопасности», а в 1999 г. в связи с разделением общественных и некоммерческих организаций стал носить статус некоммерческого партнерства «Безопасность полетов». На сегодняшний день членами партнерства являются около 70 организаций, в их числе 17 ведущих авиакомпаний России («Аэрофлот», «Трансаэро», «Волга-Днепр»), Узбекистана, Армении, Латвии, 26 предприятий по управлению воздушных движением (в том числе из Грузии, Казахстана, Азербайджана, Молдавии), 14 предприятий науки и промышленности (в частности, из США), четыре учебных заведения и другие. Основные направления деятельности партнерства – это проведение международных семинаров по вопросам авиационной безопасности полетов, распространение материалов Всемирного фонда безопасности полетов (FSF) среди членов партнерства, организация участия в международных семинарах по безопасности полетов, составление информационно-аналитических выпусков «О состоянии безопасности полетов гражданских воздушных судов».

- Рафаил Латифович, давайте начнем с общего вопроса. От каких факторов в целом зависит безопасность полетов?

- Есть всего три основных фактора: человек, техника и окружающая среда. Причем человеческий фактор является превалирующим при авиационных происшествиях. На долю отказов техники приходятся доли процентов, то же самое можно сказать и об окружающей среде. Устранить негативное влияние этих факторов практически невозможно, однако все авиакомпании мира к этому стремятся.

- Скажите, а такой фактор, как старение российского самолетного парка, влияет на обеспечение безопасности?

- Когда мы говорим, что у нас старый парк самолетов, это не совсем так. Стареющий – да. Возраст самолета определяется возрастом его планера, а все остальное – авионика, двигатели и т.д. – меняется в процессе эксплуатации воздушного судна. Если посмотреть картину катастроф по всему миру, будет заметно, что в принципе, по статистическим данным, Россия не является какой-то «черной ямой», скорее наоборот. У нас в стране не было катастроф на регулярных линиях порядка трех лет. И мы вправе говорить, что в отношении безопасности полетов в России дела обстоят неплохо. Может быть, это звучит немного кощунственно сейчас, на фоне последних событий, но, тем не менее, это так.

- На Ваш взгляд, есть вероятность того, что причиной недавних катастроф стали технические неполадки?

- Я специально подчеркнул, что человеческий фактор является превалирующим при инцидентах. Самые сложные этапы полета – это взлет и посадка. В случае этих двух катастроф самолеты шли на эшелоне, в крейсерском режиме, как правило, на автопилоте. Поэтому влияние человеческого фактора на причины катастроф здесь практически невозможно. Что касается отказа техники, то вероятность также мала, так как у нас налажена достаточно хорошая система предполетной подготовки самолетов, а в аэропорту «Домодедово» для этого имеется неплохая техническая база. Влияние каких-либо атмосферных явлений также практически исключено, так как по сообщениям метеорологов никаких аномальных явлений в это время в тех районах не отмечено. Впрочем, до получения результатов расследования никто из специалистов не возьмется вам однозначно комментировать эти события.

- Скажите, а тот факт, что самолеты пропали с экрана радаров, что теоретически может означать?

- На экране перед авиадиспетчером много отметок с формулярами самолета, то есть номер борта, номер рейса, высота и скорость. Если метка исчезает, значит, что-то случилось.

- Метка исчезает в тот момент, когда самолет упал?

- Радиолокаторы, которые получают отраженный сигнал от борта, а потом уже по коммуникационным линиям передают их в центры по управлению воздушного движения, до определенной высоты могут следить за судном. Если же самолет опускается ниже этой высоты, радар его уже может «не видеть». Это то, что произошло в 1994 г. под Хабаровском, именно поэтому так долго не могли найти останки самолета. Сейчас в мире расширяется применение систем спутникового наблюдения – там более высокая точность. Но не все наши самолеты этой системой оснащены. В данном случае не применялась эта технология на этих рейсах. В целом же пропажа метки, как правило, означает катастрофу.

- Были ли на Вашей памяти такие случаи, когда с разницей в три минуты два самолета пропадали с экранов радаров?

- Это и есть самое невероятное в этих катастрофах. На моей памяти такого, пожалуй, не было.

- Давайте вернемся к безопасности в целом. Я понимаю, что парк стареет неизбежно, и если предположить, что в ближайшее время не произойдет каких-то изменений в авиапроме, когда наступит кризис системы? Сколько еще наши самолеты могут продержаться, чтобы катастрофы не стали массовыми?

- Я думаю, что массовых катастроф не будет. Да, большинство воздушных судов уже близки к выработке назначенного ресурса, но я имею в виду возраст самого планера. Однако наш парк – далеко не самый старый в мире. Например, в США существует национальная программа «стареющих воздушных судов», там есть планеры, которым уже 50 лет. И если этот планер через назначенное время проходит процедуры проверки, ему продлевают ресурс. Первые Boeing-747 до сих пор летают, постепенно переходя из разряда пассажирских в разряд грузовых. Аналогичная история и у нас в стране. Основа самолетного парка России – это «туполевские» машины. Надо сказать, что, по статистике, Ту-134 – один из самых безопасных самолетов в мире. Впрочем, на мой взгляд, проблема стареющего парка – далеко не самая сложная с точки зрения обеспечения безопасности. Гораздо хуже обстоят дела с обновлением летного состава, у нас стареют не только машины, но и люди, что гораздо хуже.

- А в чем опасность старения летного состава?

- Если мы доверяем летчикам свои жизни, мы должны быть уверены, что это подготовленные и здоровые люди. Чем старше пилот, тем больше вероятность сердечных приступов и т.д., ведь были же такие случае, когда пилоты умирали за штурвалом. Кроме того, существует жесткая система переподготовки пилотов, они обязаны регулярно проходить курсы переподготовки в учебных центрах, где должны не только подтвердить свою квалификацию, но и узнавать, что нового происходит в мире, какие приемы самолетовождения появляются, какие приборы выпускаются и т.д. Причем пилот должен не только узнавать все это, но и ставить перед руководством своей авиакомпании вопрос об оснащении самолетов техническими новинками. Эта работа у нас не очень хорошо поставлена. Хотя сеть учебных центров существует, и особенно хорошо это поставлено в «Аэрофлоте», где обучаются и повышают квалификацию летчики из многих других авиакомпаний.

- В чем еще Вы видите сложности системы обеспечения безопасности в российской авиации?

- Нам не хватает такой популярной на западе системы, как независимый аудит организации безопасности полетов в авиакомпаниях. Эта система аналогична той, которая существует при проверке финансово-хозяйственной деятельности компаний, когда приходят сторонние специалисты и детально проверяют, как обстоит работа по обеспечению безопасности у данного перевозчика. Причем, в отличие от финансово-экономического аудита, здесь не только выявляются нарушения и отклонения от правил и регламентов, но и предлагаются меры по повышению безопасности полетов. Например, известная авиакомпания «КореанЭр». Около пяти лет назад ее начали просто преследовать различные инциденты, а порой и катастрофы. Компания обратилась во Всемирный фонд безопасности полетов (Flight Safety Foundation) с просьбой провести независимый аудит. Была создана международная группа специалистов и проведена проверка, сделано большое по объему заключение, где было расписано буквально до мелочей, где и какие ошибки допускаются. Результат был совершенно неожиданный для всего мира: авиакомпания решилась открыто опубликовать это заключение, хотя этот документ являлся сугубо конфиденциальным и предназначался для высшего руководства компании. В результате принятых мер уровень безопасности полетов авиакомпании заметно вырос, что положительным образом сказалось и на экономике компании. В России независимый аудит пока очень плохо развит.

- На Ваш взгляд, в свете последних событий может ли произойти сокращение числа авиакомпаний? Ведь авиационные власти уже давно ратуют за то, чтобы количество перевозчиков сокращалось, а здесь у них будет хороший повод ускорить этот процесс.

- В целом политика государства, направленная на сокращение количества авиакомпаний, правильная. Но методы не совсем корректны. Возьмите, к примеру, США, там авиакомпаний не 200, а тысячи. Но это не мешает им жить и работать. Как заявляют некоторые политики, у нас в стране пытаются сделать 5–10 авиакомпаний, опять же силовым методом. Но жизнь показывает, что это неэффективно. Создание 5–10 крупных авиакомпаний может привести к монополизации внутренних перевозок, это будет означать резкий скачок цен на билеты. Однако, на мой взгляд, проблемы безопасности это не решит. Нам необходимо прививать нашим авиакомпаниям, пилотам новую культуру работы, основанную на постоянном обмене передовым опытом между нашими авиакомпаниями и перевозчиками других стран мира. Пилоты, штурманы, инженеры, авиадиспетчеры должны сами стремиться получить новые знания, должны сами участвовать в разработке новых правил и процедур. Пока мы лишь начинаем эту работу.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал август
Вояджер
Польша гиф
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100