Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

А безопасность туристов и ныне там...

08:07, 2 июля 2009

Вчера Госдума приняла заявление «Об обеспечении безопасности российских туристов (экскурсантов)». Документ был внесен депутатами фракции ЛДПР Владимиром Жириновским, Сергеем Ивановым и Игорем Лебедевым.

Инициаторы заявления ссылаются на то, что после произошедшего в декабре 2004 года в Юго-Восточной Азии стихийного бедствия, 12 января 2005 года было принято Постановление Госдумы № 1424-IV ГД «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Правительству Российской Федерации о мерах по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории Российской Федерации».

Однако, отмечается в заявлении, на протяжении 2005-2008 годов и с начала текущего годатакже возникала угроза безопасности российских туристов (экскурсантов). «Трагические события 2008-2009 годов, повлекшие гибель российских туристов в Арабской Республике Египет, Государстве Израиль, Социалистической Республике Вьетнам и других государствах, показали недостаточную эффективность существующих механизмов обеспечения безопасности российских туристов.

Поэтому особого внимания в настоящее время требует решение вопроса о внесении изменений в соответствующие межправительственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма в части обеспечения безопасности российских туристов (экскурсантов) для улучшения взаимодействия сторон соглашений в целях обеспечения безопасности пребывания туристов (экскурсантов) в странах (местах) временного пребывания.

В последние годы возрастает потребность граждан и юридических лиц, осуществляющих туроператорскую деятельность, в получении болееполной информации от Федеральной службы государственной статистики, касающейся сферы туризма.

Для обеспечения безопасности российских туристов (экскурсантов) необходимо также принять такие меры, как:

подписание соглашения о сотрудничестве между Федеральным агентством по туризму и Министерством иностранных дел Российской Федерации по обмену информацией об угрозе безопасности российских туристов (экскурсантов) за рубежом;

ускорение создания за пределами территории Российской Федерации представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

совершенствование правового механизма страхования российских туристов (экскурсантов), включая тех, кто посещает другие государства.

В связи с вышеизложенным Государственная Дума просит Правительство Российской Федерации в целях защиты жизни и здоровья российских туристов (экскурсантов) внести изменения в межправительственные соглашения в сфере туризма, программы (планы) по их реализации, в законодательство Российской Федерации, а также принять иные необходимые меры».

Заметим, что некоторые из пунктов принятого в январе 2005 года обращения депутатов, на которое ссылаются инициаторы нынешнего заявления, были реализованы. Например, появился «институт финансового обеспечения ответственности» туроператоров. В законодательстве Российской Федерации о туристской деятельности теперь есть норма, предусматривающая «возможность одностороннего отказа граждан от исполнения договора возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию» в связи с ухудшением обстоятельств тура.

Но это и все. А для обеспечения безопасности туристов вопросов надо решить значительно больше, причем со времени трагических событий в Юго-Восточной Азии их актуальность ничуть не померкла.

В мае 2005 года Российский союз туриндустрии направил в Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму свои «Предложения по вопросу разработки первоочередных мер по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций за рубежом». Прошло больше четырех лет, принята новая редакция закона «Об основах туристской деятельности», но значительную часть этих предложений можно заново направлять в Госдуму.

Цитируем.

«…первым шагом по реализации обращения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12 января 2005 г. может стать утверждение Правительством Российской Федерации хотя бы «Временного положения о мерах по обеспечению прав и интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций за рубежом». Речь, в частности, идет о ст. 16 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «В случаях возникновения чрезвычайных ситуаций государство принимает меры по защите интересов российских туристов за пределами Российской Федерации, в том числе меры по их эвакуации из страны временного пребывания».

Характерно, что ст. 15 того же закона предусмотрено, что: «Оказание необходимой помощи туристам, терпящим бедствие в пределах территории Российской Федерации, осуществляется специальными службами, определяемыми Правительством Российской Федерации». Во исполнение этой статьи закона 24 января 1998 г. Правительство Российской Федерации выпустило Постановление № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов», которое, по существу, так и не было выполнено. Причина, на наш взгляд, кроется в стремлении переложить ответственность за взятые на себя государством обязательства с точки зрения финансирования соответствующих мероприятий на турбизнес, а, в конечном счете, на самих туристов, поскольку любое увеличение расходов турфирм, связанных с обеспечением безопасности туристов, неизбежно скажется на стоимости путевок. Что же касается упомянутой ст. 16 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», то порядок реализации предусмотренных ей мер по защите интересов российских туристов за рубежом со стороны государства так и не был определен правительственными документами.

…статья 14 закона предусматривает, что: «Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями». Но какими именно требованиями, Всемирной организации здравоохранения или иными, и в каком объеме, действующими нормативными документами не определено.

По мнению РСТ, ответы на эти и многие другие вопросы… могут быть даны в соответствующем Постановлении Правительства Российской Федерации. В частности, этим документом необходимо более четко регламентировать порядок:

- оповещения туристов, турфирм и средств массовой информации государственными органами исполнительной власти о признании страны или отдельного региона нежелательными для посещения российскими гражданами и характере возникших в них чрезвычайных ситуаций;

- организации взаимодействия государственных органов управления, турбизнеса и предприятий транспорта путем создания межведомственного оперативного штаба по обеспечению ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в условиях которых оказались российские туристы за рубежом;

- финансирования за счет средств государственного бюджета мероприятий по защите прав и интересов российских туристов, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций, включая меры по их эвакуации из страны временного пребывания в случае невозможности возращения запланированными рейсами по причинам независящим от турфирм реализующих тур и транспортных предприятий, обеспечивающих перевозку;

- представления турфирмами информации о туристах и своих сотрудниках, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, местах их временного проживания, контактных телефонах, транспортных возможностях возвращения их на родину и других необходимых данных в конкретные органы исполнительной власти, например, Федеральное агентство по туризму, МИД России, МЧС России и/или в межведомственный штаб по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, если создание такового будет признано целесообразным;

- представления транспортными предприятиями информации о возможности осуществления возвратных рейсов из страны (региона), где возникла чрезвычайная ситуация.

Тогда же, в 2005 году, РСТ предлагал ввести обязательное страхование жизни и здоровья российских граждан, выезжающих за рубеж, разработать «Положения о регулировании чартерных пассажирских перевозок», более четко регламентирующего порядок взаиморасчетов между транспортными предприятиями и заказчиками чартерных рейсов. Обязательное страхование сегодня все еще обсуждается, а о регламенте порядка взаиморасчетов между авиакомпаниями и туроператорами даже говорить перестали.

В сентябре 2005 года вопросы обеспечения безопасности туризма обсуждались на совместном заседании двух комитетов ТПП РФ - по предпринимательству в сфере туризма и по безопасности предпринимательской деятельности. Тогда участники заседания обратились с подробными предложениями ко многим министерствам и ведомствам, взаимодействие с которыми могло бы изменить ситуацию – к Ростуризму, МИД, Минфину, МВД, Минобразования, МЧС, Росстату, Федеральной пограничной службе.

Много с тех пор прошло во властных и законодательных структурах круглых столов, конференций и прочих мероприятий по безопасности в туризме. И происшествий с россиянами за рубежом случилось немало. Только мало что изменилось в отношении государства к этой проблеме. И совершенно очевидно, что одним только «внесением изменений в соответствующие межправительственные соглашения» проблемы безопасности российских туристов за рубежом не решить.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно