Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Дискриминация «упрощенки»

08:07, 20 сентября 2005

Министерство финансов Российской Федерации распространило письмо от 20.07.2005 г. № 03-11-04/2/28 «О применении упрощенной системы налогообложения турагентами», которое может существенно повлиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности турфирм, работающих на «упрощенке» с использованием договоров купли-продажи.

Письмо отвечает на вопрос, может ли турагент, который применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы за минусом расходов», списать на расходы стоимость турпутевки, приобретенной им по договору купли-продажи для дальнейшей перепродажи. Можно ли рассматривать стоимость такой путевки как товар, расходы по которому принимаются при «упрощенке» согласно подпункту 23 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ?

В ответе заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А. Иванеева говорится следующее.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Кодекса. Причем перечень данных расходов является исчерпывающим.

В соответствии с подпунктом 23 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса при определении налоговой базы по единому налогу налогоплательщики учитывают расходы по оплате покупной стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на сумму налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам). При этом товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 Кодекса). Однако статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установлено, что туристская путевка – это документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, под которым подразумевается право на тур, включающий в себя комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков, другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Учитывая вышеизложенное, туристская путевка является комплексом услуг, а не товаром. Налогоплательщики-турагенты не вправе уменьшить полученные доходы на расходы по оплате покупной стоимости туристских путевок на основании подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса. Кроме того, расходы на покупку туристских путевок не поименованы в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса в качестве расходов, уменьшающих полученные доходы, и в целях налогообложения не учитываются.

По просьбе RATA-news письмо Минфина комментирует генеральный директор юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов:

- Налоговики в очередной раз "подбираются" к расходам турагентов, и вышеупомянутым письмом дополнительно расставили дополнительные акценты, как водится, трактуя закон не в пользу налогоплательщиков. Договора купли-продажи нередко применяется как в отношениях туроператор-турагент, так и в отношениях со средствами размещения. Приобретая тур для последующей перепродажи, турагент вступает в посреднические, по сути агентские отношения. По этому вопросу есть даже Постановление арбитражного суда! ФАС Уральского округа от 28 августа 2002 г. № Ф09-1792/02-АК вынесла решение, в котором деятельность предпринимателя, приобретающего и перепродающего туры, была признана, по-существу, агентской, несмотря на то, что он работал по договорам купли-продажи.

В случае практического применения вышеуказанных разъяснений Минфина территориальными налоговыми органами налоговое бремя турагента становится чрезвычайно завышенным, а положение предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ухудшится по сравнению с предприятиями, работающими в обычном режиме налогообложения. Кроме того, ухудшение положения налогоплательщиков фактически произойдет задним числом, поскольку переделать договора и учетные документы за предыдущий период будет невозможно. При исчислении налогов турагенты могут заплатить сумму большую, чем их доход с продажи путевки! Некоторые региональные налоговые органы уже приняли собственные разъяснения на этот счет, с точностью повторяя позицию Минфина: турагент не может считать покупную стоимость путевки своими расходами. Учитывая распространенность "упрощенки", можно предположить масштаб проблем, которые возникнут у турфирм при исчислении налогов и общении с налоговыми органами по итогам года.

В качестве варианта минимизации налогов в такой ситуации аудиторы советуют применять в отношениях с туроператорами агентские договора либо заключать с туристом договор поручения, по которому клиент поручает фирме приобрести для него тур определенной конфигурации.

В настоящий момент РСТ готовит обращение в Минфин РФ с требованием пересмотреть опубликованное разъяснение с учетом отраслевой специфики без ущемления прав налогоплательщиков-турагентов.

Подтвердив эту информацию, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько отметил, что для многих турфирм проблема может оказаться более чем серьезной. Решение ее в очередной раз потребует консолидации действий всех заинтересованных сторон и, прежде всего - предпринимательских объединений в сфере туризма.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно