Калуга

Мешает ли Турция продажам Сочи

Курорты Сочи пользуются стабильным спросом, но перспективы сезона пока просматриваются с трудом. «В принципе, все неплохо – на уровне наших ожиданий и примерно на уровне прошлого года. Однако общая экономическая ситуация дает себя знать: нет глубины продаж, снижается средний чек, уменьшается продолжительность пребывания на курорте. Налицо стремление удешевить отдых», – рассказала RATA-news генеральный директор туристической компании «Ривьера-Сочи» Бэлла Тарасова.

Советник руководителя туроператорской компании «Здоровый мир Сочи» Дмитрий Богданов говорит, что апрель-май для отелей Сочи сложился успешно «Загрузка была нормальной, прирост составил не менее 15%. По моим оценкам, однозначно лучше, чем в это же время в Крыму». Но, как пояснил собеседник, многие отели и дома отдыха, которые на сезон цены повысили, вынуждены были их корректировать. А те, кто этого не сделал, недосчитался туристов.

По словам генерального директора компании «Дельфин» Сергея Ромашкина, продажи Сочи в феврале-апреле росли активно, однако в мае началось торможение. «Возможно, сказались длинные майские выходные, людям было не до походов в турфирмы. Но если за предыдущие три месяца мы получили рост 15%, то к началу июня можно было говорить лишь о 3% по количеству туристов и примерно о 5% – по деньгам. В июне ситуация чуть лучше, но вряд ли мы компенсируем майские потери», – пояснил он.

Дмитрий Богданов считает перспективы сезона неплохими – если, конечно, в игру не вступит Турция. «Турки повысили цены, это отпугнуло многих россиян, но сейчас мы видим, что отели, в том числе качественные, начали цены сбрасывать, некоторые – явно ниже уровня раннего бронирования. Если политика скидок будет нарастать, Сочи придется непросто, особенно отелям с большим номерным фондом. Рынок будет лихорадить», – сказал эксперт.

Кстати, по его словам, меньше всего стоит опасаться, что российские курорты потеряют силовиков, которым недавно разрешили отдыхать в Турции и Таиланде: «Речь идет об 1-2% дополнительных клиентов. Может, какой-то конкретной турфирме силовики и помогут немного заработать, но для всей индустрии это вряд ли имеет значение».

Бэлла Тарасова согласна: в любом случае, силовики отдыхают по графику в течение всего года – в июле-августе в отпуск отправляется очень незначительная часть сотрудников МВД.

Сергею Ромашкину снятие запрета силовикам вообще кажется «скромным событием». «В СМИ тиражируется мысль, что внутренний туризм ждет спад или крах из-за оттока силовиков на пляжи Антальи и Пхукета, и тысячи «туристов в форме» якобы уже едут в аэропорт, бросая оплаченные туры в Анапу и Ялту. Но, во-первых, речь идет пока только о сотрудниках МВД, а это около 900 тыс. человек. Во-вторых, график отпусков в силовых структурах почти «плоский» – в марте отдыхает примерно столько же, сколько в июне. Наконец, полицейские, как и другие граждане, отдыхают на даче, ездят к родственникам, делают в отпуске ремонт в квартире. В итоге вряд ли мы получим отток свыше 40-50 тыс. потенциальных туристов, а вместе с членами семей – 120-140 тыс. туристов», – сказал он. Для сравнения: в хороший летний день только Крым принимает до 80 тыс. человек в сутки.

«Турции бояться не стоит, – уверен г-н Ромашкин. – Судя по официальным заявлениям, у нее нет планов сильно нарастить поток из России, они идут на прошлогодний объем. У нас нет оттока туристов с российских курортов на иностранные. Это общая ситуация по туристическому рынку, вызванная макроэкономическими причинами. Есть даже падение по Греции, по Болгарии».

По словам эксперта, единственное направление, которое могло бы оттянуть солидную часть туристов из Сочи, это Крым. Полуостров в этом году рос гораздо активнее Сочи и по итогам сезона может прибавить 15%. «Крыму по силам оттянуть порядка миллиона человек из Сочи. Он на слуху, там постоянно что-то происходит, открывается и начинается. Еще не все, кто хотел, там побывали, многие планируют увидеть новый мост. Крыму есть что показать. Наконец, у него три разных побережья», – сказал Сергей Ромашкин.

А вот Сочи, проводивший колоссальную работу по своему продвижению, сейчас притих. Его стало меньше в медийном пространстве, а современному туристу такая подпитка просто необходима. Сейчас реклама и продвижение в широком смысле – не в пользу Сочи, полагает г-н Ромашкин.

Зато в пользу Сочи работает уровень сервиса, уверен Дмитрий Богданов. «Сочи сильно рванул вперед, и россияне это оценили. 22 отеля с международным менеджментом – это о многом говорит. Да и частные гостиницы прогрессируют: проводят реновацию, используют правильное постельное белье, посуду, создают современную инфраструктуру. Многие владельцы не ленятся учиться за рубежом», – сказал он. Проблема Сочи, по словам эксперта, – нехватка перевозки. «Даже если все поезда, самолеты и автомобили будут полностью загружены, этого не хватит, чтобы заполнить номерной фонд курорта.

В этом смысле Крым оказался в более выгодном положении. «Увеличивается поток туристов, которые едут на автомобилях. Для одних это способ сэкономить, для других, прежде всего, жителей больших городов – нежелание изменять своим привычкам, ведь москвичей, например, уже трудно себе представить без автомобиля. В Анапу также половина туристов приезжает на машинах, растут показатели по Геленджику. «А Сочи из-за трудной и долгой дороги оказался отрезан от автомобильного потока, который растет по всей стране», – заключил Сергей Ромашкин.


Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати