Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Волга как основа межрегионального турпродукта

07:31, 20 июня 2011

Практически год назад восемь российских регионов объединились, чтобы совместными усилиями развивать туризм и продвигать свои туристические возможности. Соглашение о сотрудничестве в сфере туризма подписали Самарская, Нижегородская, Ульяновская, Саратовская, Пензенская области, Чувашия, Татарстан и Марий Эл. Оно подразумевает комплексное развитие территорий, расположенных по берегам Волги, разработка новых и объединение существующих программ для создания масштабного межрегионального турпродукта с единой маркетинговой политикой. Рабочее название проекта – «Большая Волга».

Собственно на Волге и прошла первая презентация этого проекта (фото) – в рамках круиза-конференции, организованного при поддержке Ростуризма, Российского союза туриндустрии и регионов, вошедших в соглашение. Почти неделю теплоход «Президент», предоставленный компанией «Самарские путешествия», с туроператорами, журналистами и представителями власти на борту путешествовал по реке. Помимо рабочих встреч с турагентствами по маршруту, участники круиза знакомились с приволжскими городами, оценивая состояние инфраструктуры и туристический потенциал.

Пресс-секретарь Ростуризма Олег Мосеев сообщил на презентации, что регионы объединились для совместного позиционирования и продвижения своих туристических возможностей на различных выставках. В текущем году координатором межрегионального проекта определен Татарстан, в будущем году эстафетную палочку примет Самарская область. Кроме того, ведутся переговоры с другими регионами, которые также хотят принять участие в соглашении. Например, такое желание высказала Оренбургская область.

В качестве удачного примера уже существующего межрегионального проекта начальник отдела госрегулирования и организации туристической деятельности Минспорттуризма Татарстана Екатерина Барабанова (фото) привела бренд «Три столицы России», объединяющий в единый туристический маршрут Москву, Санкт-Петербург и Казань. При этом г-жа Барабанова отметила, что, поскольку большинство туристов, путешествующих по воде, относятся к категории возвратных, им нужны новые интересные программы. А они могут появиться, только если объединять возможности нескольких регионов.

Речь идет, прежде всего, о речных маршрутах, потому что именно Волга может стать связующим звеном в этом проекте, а реальным межрегиональным продуктом пока являются только круизы. Это мнение поддержал начальник отдела туризма комитета Пензенской области по физкультуре, спорту и туризму Алексей Уколов. Хотя регион не имеет выхода к Волге, он также заинтересован в практическом воплощении проекта. После завершения речного маршрута, например, в Саратове, туристов можно на автобусе довезти до Пензы, чтобы показать достопримечательности и этого города, а уже оттуда они могут разъехаться по домам. Главное – правильно выстроить логистику межрегионального тура.

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, выступая на круглом столе, сказала, что стремление регионов совместно развивать туризм само по себе похвально. Но очень непросто. Подобных попыток предпринималось уже немало, и не все оказались успешными. В том числе существовал и туристический пул «Большая Волга». В 2001 году под таким названием объединилось несколько туроператоров из разных приволжских городов – Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Тольятти, Ульяновска. Цель была та же – совместное продвижение, создание межрегиональных маршрутов. Туроператоры общим стендом выступали на выставках, выпустили совместный каталог. Но просуществовал пул недолго, его разрушили конкурентные амбиции участников.

Есть другие примеры попыток административных межрегиональных объединений. В 2005 году активно обсуждался проект туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо России», объединяющей Санкт-Петербург, Ленинградскую, Вологодскую, Новгородскую и Псковскую области и Карелию. Предполагалось даже рассмотреть возможность финансирования федеральной целевой программы под таким названием. Но живет оно сейчас лишь в коммерческом предложении одной из турфирм: 10-дневном туре «Серебряное кольцо России» с посещением Санкт-Петербурга, Великого Новгорода и Пскова.

В 2006 году родился межрегиональный проект «Золотой путь России», направленный на развитие инфраструктуры туризма на территории, примыкающей к федеральным трассам проходящим через Тверскую область. Этот проект живет, в его рамках с 2007 года туристическая компания «Комильфо» проводит торгово-туристический фестиваль «Купеческий караван». В нем принимают участие Московская, Ярославская, Новгородская, Ленинградская и Псковская области.

Наиболее ярким примером успешного межрегионального продукта Ирина Тюрина считает «Великое саянское кольцо» – маршрут с посещением Красноярского края, Хакасии и Тувы. Разработан он был 10 лет назад красноярской компанией «Саянское кольцо», успешно существует и развивается до сих пор, а в прошлом году уже краевая туристическая администрация провела по этому маршруту ознакомительный тур для журналистов и сибирских туроператоров. Как ни странно, на уровне региональных властей эта поездка стала первым опытом межрегионального информационного тура.

Ирина Тюрина обратила внимание на интересную закономерность: межрегиональный продукт живет, только если это реальный коммерческий продукт и в нем заинтересован конкретный участник туристического рынка. Взять те же речные круизы, каждый из них – бизнес-инициатива конкретного туроператора, а он уже привлекает к сотрудничеству своих коллег из соседних регионов. Каждый участник процесса должен быть заинтересован в прибыли. Поэтому, по мнению г-жи Тюриной, жизнеспособность «Большой Волги» во многом зависит оттого, насколько будет заинтересован в проекте местный турбизнес. «Логично, если межрегиональные маршруты как собственный продукт будут разрабатывать туроператоры, а администрации регионов, присоединившихся к соглашению, обеспечат поддержку в создании необходимой инфраструктуры и продвижении», – сказала Ирина Тюрина.

С такой точкой зрения согласились и другие участники круглого стола. Генеральный директор компании «Роза ветров» Сергей Зенкин (фото) считает, что турпродукт должен быть такого уровня, чтобы можно было легко продавать. Но пока, по его мнению, существующей в регионах инфраструктуры явно недостаточно для успешной туристической деятельности.

Генеральный директор компании «Анкор» Ольга Санаева также говорила о том, что сегодня развитию туризма внутри страны мешает именно неразвитость и низкое качество инфраструктуры – средств размещения, объектов показа и т.д. Исправить эту ситуацию, считают участники рынка, можно только с помощью государства.

Директор Ульяновского ресурсного центра развития туризма и сервиса областного министерства экономики Сергей Лаковский (фото), в свою очередь, отметил проблемы круизного рынка.

Большинство теплоходов были построены полвека назад и практически выработали свой ресурс. То же можно сказать и про состояние причалов и другой речной инфраструктуры. «Частным компаниям без участия государства эту проблему не решить. Думаю, бизнес устроил бы вариант дотаций, как в сельском хозяйстве, где государство частично финансирует покупку новой сельхозтехники», – полагает г-н Лаковский.

Вообще финансовая поддержка – еще один большой вопрос межрегионального сотрудничества. Руководитель департамента развития туризма Минспорттуризма Самарской области Михаил Мальцев (фото) сказал на круглом столе, что его регион готов профинансировать свою часть проекта в размере 30%, а также привлечь частных инвесторов.

Он также сообщил, что в целях эффективного правового регулирования развития туризма в Самарской области, губернская дума рассматривает и уже приняла во втором чтении закон «О государственной поддержке развития туризма в Самарской области». Закон устанавливает правовые основы государственной поддержки туризма, направлен на создание благоприятных условий для его развития и рациональное использование туристических ресурсов на территории Самарской области.

Проблемой для проекта могло бы стать использование марки «Большая Волга», поскольку у нее есть владелец – владимирская компания «Владинвесттур». Но генеральный директор компании Владимир Шаров сказал RATA-news, что с удовольствием и безвозмездно передаст бренд «в хорошие руки». «Мы выдадим патентный сертификат на право использования этой марки. Для нас важно, чтобы она применялась по назначению и для правильного дела», – подчеркнул г-н Шаров.

 

Нина Егоршева, RATA-news

Фото Сергея Тарасова

Обсудить в telegram

вам может быть интересно