Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Откуда брать высших менеджеров для российских отелей?

14:13, 20 апреля 2010

В Московской международной высшей школе бизнеса (МИРБИС) прошла презентация новой программы МВА – менеджмент гостеприимства. На встречу были приглашены HR-директора московских гостиниц, представители рекрутинговых компаний, журналисты отраслевых СМИ. Обсуждение не было презентацией в привычном смысле слова, а выросло в обсуждение одной из самых сложных проблем для российского гостиничного бизнеса – подготовки менеджеров высшего звена.

Открыла встречу управляющий директор кадрового агентства HVS Executive Search Татьяна Веллер. Она рассказала о том, кому достаются высшие управленческие должности в российских отелях. Если говорить о позициях генеральных менеджеров и шеф-поваров, их, как минимум в четверти отечественных гостиниц, занимают экспаты. На позиции GM в среднем по рынку – 30% иностранцев, в международных отелях – 90%. Что касается отелей международных сетей – такую политику зачастую диктует бренд: VIP-гости ожидают увидеть определенный профайл генерального менеджера, которому, в их представлениях, больше соответствует экспат. К тому же, GM должен «нести дух и идею бренда в массы». Среди российских кандидатов, подчеркивает г-жа Веллер, мало тех, кто обладает возможностью это делать. Для работы в должности GM у соискателя должен быть богатый опыт в отрасли: от 10 до 20 лет – и опять-таки среди российских менеджеров таких наберется немного.

Немало причин, которые объясняют и практически полное отсутствие россиян на позиции шеф-повара в отелях международных брендов. По словам Татьяны Веллер, в Европе, где проще передвигаться из страны в страну, будущий шеф «уже к 25 годам успевает поработать в 4-5 странах» и изучить таким образом несколько европейских кухонь. Россиянину сложно пойти в профессию таким путем. Конечно, фактор пиара отеля, которому, безусловно, способствуют шефы-экспаты, нельзя сбрасывать со счетов. И все же россиян среди шеф-поваров мало по объективным причинам: нет опыта и образования, чтобы соответствовать позиции, требующей сложной комбинации многих навыков и личностных качеств: способности организовывать рабочий процесс, знание финансовой «кухни», изрядные креативные данные.

«Ситуация, разумеется, меняется, - заметила Т. Веллер: - Еще в 2005 году практически на всех ключевых должностях были иностранные менеджеры». Сейчас, по словам эксперта, директора по маркетингу, продажам, персоналу – как правило, граждане РФ. Появились и россияне, занимающие позицию GM в международных сетевых отелях. Впрочем, таковых немного: московских генеральных управляющих присутствующие коллективно в буквальном смысле пересчитали по пальцам.

Да, гостиничный бизнес в России молод и не обладает репутацией «денежной» работы, как, к примеру, банковская сфера. И все же дело не только в том, что в гостиницы не слишком охотно идут – наиболее значительным тормозом на пути в высшее звено гостиничных менеджеров представляется отсутствие в России адекватного отраслевого образования. Татьяна Веллер рассказала о том, как училась сама: закончила Плехановскую академию по специальности: «Управляющий гостинично-ресторанным предприятием», но, по собственному признанию, по окончании вуза в 2000 году могла претендовать разве что на место за стойкой ресепшн. «В гостинице за пять лет обучения мы не провели и двух недель, и не могли никак добиться, например, того, чтобы бухучет нам объясняли на примере отеля».

Это выступление сразу поставило вопросы перед Светланой Кудряшевой, руководителем программы МВА – менеджмент гостеприимства МИРБИС. Да, практика в отелях у тех, кто будет учиться по программе, будет – московских отелях бренда Marriott, «Hilton Ленинградская» - практически во всех отелях, которыми в столице управляет Interstate Hotels&Resorts, рассказала она. Но будет ее не так много, как в западных школах гостеприимства - там студенты проводят в гостиницах половину учебного времени. В качестве преподавателей приглашены известные специалисты-практики. Алексей Волов, руководитель офиса глобальных продаж InterContinental Hotel Group в России и СНГ, Сандра Димитрович, проработавшая 15 лет в компании Rezidor Hotel Group – их точка зрения на профессиональные проблемы всегда интересна, выступления неизменно собирают большую аудиторию.

 И все же, возможно, имело бы смысл на первом этапе создать совместный проект с какой-либо западной школой гостеприимства – тут же прозвучал вопрос. Представители МИРБИС ответили, что в перспективе рассматривают и такой вариант.

А пойдут ли в отелях на то, чтобы обеспечить серьезную практику слушателям? Светлана Агибалова, директор по работе с персоналом гостиницы Ritz-Carlton, рассказала, что в ее отеле с удовольствием берут на практику студентов: они реально помогают в период отпусков сотрудников и, кроме, такая практика дает возможность HR-службе присмотреть «кадры для себя». Что же касается слушателей программы МВА, которыми, скорее всего, будут менеджеры из регионов - едва ли в Ritz-Carlton «возьмут кого-либо из них на ту позицию, которую он хочет» - в этой гостинице руководителей предпочитают растить из собственных кадров – тогда какой смысл для отеля участвовать в практике, инвестировать ноу-хау и время сотрудников?

И еще: программа МВА, по мнению Татьяны Веллер, - это возможность поучиться не только у преподавателей, но и у самих участников: смогут ли в МИРБИС набрать интересных друг другу с профессиональной точки зрения слушателей, тем более, что обучение недешево: двухгодичная программа стоит 480 тыс. рублей, год обучения – 160 тысяч? Пока, для первых групп, «сита» не будет – признала руководитель программы. Потом порядок набора должен измениться…

Критические вопросы и замечания, адресованные авторам программы, не означали ее неприятия, напротив, чувствовалось желание собравшихся на презентацию экспертов помочь созданию полноценного образовательного продукта. В конце концов, патовая ситуация в отечественном гостиничном образовании не может длиться вечно. С чего-то надо начинать. (Элеонора Арефьева, RATA-news H&R)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно