РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот с 18.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Август
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№4397Внутренний рынок подавал «сигналы бедствия», но никто не обращал внимания

Внутренний рынок подавал «сигналы бедствия», но никто не обращал внимания


Туроператоры продолжают анализировать нерадужные итоги летнего сезона на рынке внутреннего туризма. Сегодня по просьбе RATA-news ситуацию комментирует генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.

 

- Падение спроса, начавшееся в феврале, закончилось итоговым спадом по сезону. В минусе все пляжные курорты. По нашей компании Крым – минус 34%, Большой Сочи – около 20%, Анапа – минус 27%, Геленджик – минус 32%. Примкнувшая к Краснодарскому краю Абхазия возглавила рейтинг падения с учетом еще и криминальной истории, и взрывов, обрушивших продажи в июле – минус почти 35%.

 

В минусе также экскурсионка в средней полосе России – здесь подпортила ситуацию холодная и дождливая июньская погода. Если пляжные туристы выкупают тур хотя бы за месяц, то экскурсионные туры берут ближе к выезду, а погода быстро не изменится. В итоге – падение на 27%.

 

Лечебные туры в Кавминводы удержались на уровне прошлого года. Санаторный сегмент, как всегда, показал устойчивость при любых колебаниях спроса, мы видим это не первый раз при всех кризисных падениях.

 

Речные круизы также показали практически прошлогодние объемы. Тут понятно – в круизы едут постоянные клиенты, для сегмента характерны очень ранние продажи, уже сейчас у нас есть проданные туры на июль следующего года. Круизники при любой конъюнктуре знают, что поедут в круиз в следующем году.

 

При этом ситуация на курортах в целом несколько лучше, чем у туроператоров. Отели в Крыму и Краснодарском крае также зафиксировали спад, но более умеренный – не выше 10-15%. Гостиницы стали активнее работать с прямыми клиентами, да и клиенты решили, вероятно, что в этом году операторы им не особо нужны. Ушли и выездные туристы, которые в прошлом сезоне обеспечили рост продаж в организованном сегменте.

 

В этом году соотношение организованных к самостоятельных туристов изменилось. В спокойные годы оно было примерно 35 к 65, в ударном прошлом году – где-то 40 к 60, а то и 50 на 50, и это был гигантский рост для туроператорского рынка. В этом году баланс немного сместился обратно, отчего у туроператоров и образовался дополнительный спад.

 

Причины общего спада – одновременное сочетание нескольких негативных факторов: возвращение Турции, неожиданно низкие курсы валют, завышенные цены наших курортов, холодное начало лета и перераспределение организованных и самостоятельных турпотоков. Мы можем говорить о «черном лебеде» для внутреннего туризма. К ожидаемым событиям добавились труднопрогнозируемые.

 

Турция, понятно, была ожидаемым фактором, туда ушла часть турпотока. А вот укрепления рубля в начале года никто не ожидал. Многие забыли, что в 2016 году в феврале, когда обычно начинается ранее бронирование, курс евро был 85 рублей, а в феврале нынешнего – 61 рубль. Понятно, что это вызвало горячее желание быстро купить евро и поехать, к примеру, в Карловы Вары. Курс доллара в начале 2016 года был около 70 рублей а в начале 2017-го – 56 рублей, то есть турецкие цены в рублях на этапе раннего бронирования оказались даже ниже, чем сами турки планировали. И это тоже сыграло на руку направлению.

 

Социологические опросы показывают, что в целом, туристов больше в стране не стало, общая экономическая ситуация не позволяет наращивать турпотоки. Идет только перераспределение спроса, что и почувствовали Испания, Италия, другие европейские страны, нарастившие объемы именно за счет внутренних направлений на фоне дешевого евро. Конкуренция за туриста выросла дополнительно.

 

Негативным фактором стали и цены на российские отели. Отельеры подняли цены на 10-15%, руководствуясь впечатляющими прошлогодними результатами. Ценовой «пузырь» надувался, на мой взгляд, несколько последних лет и рано или поздно должен был лопнуть. За три года рост цен на наших курортах составил не менее 35%, за два последних – 25%.

 

В 2016 году туристы выросшие цены «проглотили» – спрос был велик. А в этом году «рвануло». Цены стали неподъемными и для малообеспеченной публики, и для более-менее состоятельной, имеющей альтернативу в виде европейских и турецких курортов. Мы начали говорить об этом еще в феврале-марте, увидев, что продажи падают. Отели нам не верили, считая это временным явлением. В апреле они задумались, в мае некоторые из них стали цены снижать, в июне в цене попадали почти все, в июле это делали только запоздавшие объекты.

 

Все это привело к феноменальному результату: мы проанализировали несколько десятков тысяч путевок на курорты Краснодарского края, проданных в период с 1 февраля по 31 августа, и обнаружили, что средняя цена туров в этом году вообще не выросла. От среднего роста цен на 12% по сравнению с 2016 годом, на которое рассчитывали отели, ничего не осталось. Так или иначе, но объекты размещения все равно упали в цене, вот только не вовремя, вразнобой и т.д. Некоторые «падали» даже в августе, что беспрецедентно. А туристы в итоге приобрели путевки по ценам, которые в среднем соответствовали уровню 2016 года. Ни копейки не добавили. Такого сезона не припомню.

 

Общая ошибка отельеров – и операторы не смогли их переубедить – дальнейшее повышение цен. Гостиницы решили попробовать – а вдруг удастся продать. Не получилось: рынок все расставил на свои места. Сейчас внутренний туризм «лег» на уровень 2015 года. Как цунами, волна туристов в 2016 году пришла и ушла.

 

Для нас основная проблема прошедшего сезона – психологическая: после успешного 2016 года всем было тяжело воспринять «сигналы бедствия», хотя они были. Можно было заметить необычность ситуации в конце 2016 – начале 2017 года по всем фронтам: посещаемость нашего сайта упала, количество запросов в «Яндексе» по внутренним поездкам снизилось на десятки процентов. Рынок уже подавал те самые «сигналы бедствия». Но никто не обращал внимания, уговаривали себя, что еще зима, весной будет рост и т.д. О многом уже говорили слабые зимние продажи в Красной Поляне, но все думали, что это горнолыжка, особые туристы… От качества прогноза в туризме зависит 50% успеха. В этом году наши прогнозы оказались некачественными, потери были неизбежны.

 

Выводы сделали? Прогноз на 2018 год – слабый рост внутреннего рынка или продолжение спада. Основной фактор – цены. Мы понимаем, что дальнейший рост стоимости размещения на курортах невозможен, надо даже снижать цены, а для этого необходимо минимизировать издержки. Беда в том, что управляющие отелями не умеют с этим работать и даже с торможением цены не справляются. Но если мы на будущий год не заявим, что работаем по ценнику 2017-го, роста не будет.

 

Мы часто слышим, что у нас проблемы с сервисом, с питанием, но в этом году даже лучшие отели стояли незагруженными. У нас проблема с ценой. В условиях падения реальных доходов нельзя наращивать расходы.

 

Конкуренция, вероятно, усилится после выхода на рынок Египта, борьба за туриста развернется с новой силой. Ждем второй сложный год.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал грекотель 22.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100