РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 19.03.2009Рейтинг российских туроператоров по итогам 2008 года

Рейтинг российских туроператоров по итогам 2008 года


Газета «Туринфо» опубликовала очередной рейтинг российских туроператоров – за 2008 год. Суммарная валовая выручка его участников (59 компаний) составила $8,932 млрд., что на 55,47% больше, чем в 2007 году. Тогда 54 участника рейтинга заработали $5,28 млрд. Заметно снизились средние темпы роста выручки: в 2007 году этот показатель составил 56,85%, а в прошлом - всего 38,22%.

Выручка у туроператоров росла медленнее на фоне заметного роста турпотока, что позволяет предположить снижение показателей доходности на одного клиента. Весьма существенно на бизнес-лидеров туррынка повлияли ценовые войны лета`2008 на ключевых массовых направлениях, которые наблюдатели назвали одними из едва ли не самых ожесточенных за последние годы. Хотя в целом снижение доходности на одного клиента, безусловно, можно объяснить и рядом других причин, в частности, проявившимся в последние предкризисные месяцы желанием россиян сократить расходы на путешествия.

Компаний из первой десятки замедление темпов роста выручки почти не коснулось. Заработав 67% всех денег, собранных участниками рейтинга ($5,985 млрд.), они показали в среднем 70,5-процентный рост выручки. Так, «Интурист» показал выручку в $938,5 млн., что на 78,7% больше прошлогодних показателей, «Капитал Тур» - $650 млн. (+81,31%), группа OTI - $541,87 (+84%). Несколько медленнее рос оборот у «Невы» - $608,76 (+61,56%), а также у «Натали Турс» - $650 млн. (+36,84%).

В первой двадцатке средние темпы роста были уже несколько ниже - 65,1%. А несколько компаний даже показали отрицательную динамику. Например, у группы «ИнтАэр» выручка снизилась на 7,62% - до $123,42 млн. Другие крупные туроператоры показали незначительный прирост: «ПАК Групп» заработал $152,3 млн., всего на 5,69% больше, чем в 2007 году. «Академсервис», «Ланта-тур вояж» и «Библио-Глобус» продемонстрировали прирост выручки на 34,45%, 20,89% и 35,18% соответственно. Суммарно на компании из топ-20 пришлось 84,46% валовой выручки участников рейтинга или $7,544 млрд.

Расстановка сил в первой двадцатке изменилась кардинально. Свои места сохранили лишь «Интурист», оставшийся на первой строчке, и группа OTI, по-прежнему удерживающая восьмое место. Однако вплотную к лидеру рейтинга подошел туроператор TEZ Tour, занявший второе место с выручкой в $920 млн. и 1,1 млн. отправленных туристов, а также не присутствовавшая в рейтинге за 2007 год компания «Пегас-Туристик» с 870 тыс. туристов и выручкой в $670 млн. Оба туроператора отказались предоставить информацию о себе, но в «Туринфо» решили, что без этих крупных игроков рынка рейтинг был бы неполным. Показатели обеих компаний были определены, исходя из проведенной экспертной оценки.

В роли экспертов выступили представители крупных туроператоров и авиакомпаний, активно работающих на чартерном рынке. Опрос показал, что данная в прошлом году оценка оборотов TEZ Tour – ($425 млн.), была сильно занижена. Однако эксперты единодушно признали завышенной и цифру, которую в сентябре прошлого года обнародовал в своем официальном заявлении о начале работы с TEZ Tour испанский принимающий туроператор Grup Serhs - €1 млрд. годового оборота и 2,2 млн. обслуженных туристов. Самые же оптимистичные же оценки опрошенных «Туринфо» экспертов, оценивавших показатели лишь российского офиса TEZ Tour без учета подразделений компании в странах Балтии и на Украине, а также принимающего туроператора и цепочки гостиниц в Турции, лишь ненамного превышали $1 млрд.

Резкий рост показала компания «Капитал Тур», поднявшаяся с 7-й на 4-5 строчку. Она увеличила свою выручку на 81,3% - до $650 млн., при этом количество обслуженных клиентов выросло в 2,5 раза - до 1,97 млн. В компании не скрывают, что большая их часть (1,55 млн.) это покупатели авиа- и железнодорожных билетов. Причем количество последних резко выросло после того, как «Капитал-тур» запустил в прошлом году проект по продаже железнодорожных перевозок. Руководство турфирмы утверждает, что сразу после этого по объемам продаж компания вышла на одно из первых мест в стране. «Следует также принимать во внимание, что действующие системы отчетности в бизнесе по продаже авиабилетов устроены так, что каждый авиаперелет фактически учитывается дважды, - отмечает президент компании «Натали турс» Владимир Воробьев. - Билет в оба конца расценивается как две проданных авиаперевозки». Помимо билетов значительную часть выручки ($82,5 млн.), «Капиталу» дала консолидация чартерных рейсов - низкомаржинальный бизнес с большими оборотами.

Надо отметить, что сама «Натали Турс» вполне могла бы претендовать на более высокое место в рейтинге, если бы предоставила консолидированные данные по выручке. В прошлом году компания приобрела контрольный пакет специализирующегося на турах в Грецию туроператора «Пантеон», по экспертным оценкам примерно за $1 млн. Выручка этой компании за 2008 год составила $23,38 млн. и позволила бы «Натали» занять третью строчку рейтинга, оставив позади «Пегас-Туристик» с $670 млн.

Еще один крупный продавец авиабилетов компания «Инна-тур», в разные годы стабильно занимавшая верхние строчки нашего рейтинга, в том числе первое место, в этом году в таблице отсутствует. Когда по итогам 2007 года она неожиданно опустилась со второй на шестую позицию, владелец «Инны» - холдинг «ВИП-Сервис», купивший туроператора в 2005 году у группы «Гута», объяснил это тем, что выводит из компании билетный бизнес, оставляя ей чисто туроператорские функции. «В 2008 году была начата дальнейшая реструктуризация «ВИП-Сервиса», в ходе которой «Инна-тур» как самостоятельное подразделение должна быть ликвидирована - будет сохранен только розничный бренд, - объяснил «Туринфо» президент «ВИП-Сервиса» Вадим Мукоед. - В этой связи предоставить данные по «Инна-тур» наш холдинг уже не мог, а консолидированная отчетность всего «ВИП-Сервиса» еще не готова». Между тем, по оценке источников, близких к компании, валовая выручка холдинга, являющегося на сегодня крупнейшим в России продавцом авиабилетов, составляет около $1,7 млрд.

В этом году значительно расширился топ-30 компаний - данные предоставили более десяти туроператоров, в прошлом году в рейтинге не участвовавших. Из них шесть компаний - «Асент Трэвел», «Южный Крест», «Аэроклуб», «Музенидис Трэвел», «Астравел» и «Мальдивиана» - впервые прислали заполненные анкеты.

Помимо основной таблицы, в которой туроператоры ранжировались по валовой выручке, мы также отсортировали компании и по ряду других показателей - выручке от продажи авиабилетов, количеству обслуженных клиентов и выделили в отдельную таблицу крупнейшие региональные компании.

Количество участников рейтинга по итогам текущего года вряд ли заметно сократится, но существенные изменения в расстановке сил между основными игроками произойти могут, признают руководители опрошенных «Туринфо» туроператоров. Генеральный директор Coral Travel Джошкун Юрт отмечает, что на «радикальные изменения в первой двадцатке рассчитывать не стоит», а генеральный представитель компании TEZ Tour в России Александр Синигибский уверен, что «прежде всего, следует ожидать качественных изменений». «В туризме с его изначально невысоким общим уровнем рентабельности многие компании, среди которых и заметные на рынке операторы, работали по принципу финансовой пирамиды, активно наращивая рыночную долю и не следя за показателями рентабельности, - говорит г-н Синигибский. - На растущем рынке, каким являлась российская туристическая отрасль еще полгода назад, такая схема ведения бизнеса срабатывала, на падающем рынке подобная стратегия опасна».

«Первые полгода кризиса – август, осень и зимний сезон, принесли шесть банкротств, причем крупных компаний, за исключением «Детура», среди прекративших работу не было, - отмечает генеральный директор компании «РЖД-тур» Дмитрий Горин. - Разорились два крупных продавца авиабилетов - «Авантикс» и «СОБИ», вышли из игры «Либра Холидейз», «Вояж-Люкс» и «Альтус». Думаю, что к следующему году выживет большинство компаний, которые сегодня представлены в таблице, вопрос только, в каком качестве: до 30% вынуждены будут уйти с рынка – путем объединения или продажи бизнеса». По мнению эксперта, три-четыре оператора из первой двадцатки к концу этого года могут объединиться с другими игроками либо продать свой бизнес иностранным туристическим холдингам.

Как составлялся рейтинг. В этом году «Туринфо» традиционно предложило российским туристическим компаниями заполнить анкеты, указав валовую выручку за 2008 год, количество обслуженных клиентов (проданные турпакеты - размещение в отеле и билет, а также реализованные компанией авиа- и железнодорожные билеты). Для повышения степени достоверности данных принимались анкеты, заверенные печатью и подписью главы турфирмы либо главного бухгалтера. В некоторых случаях, когда присланные данные вызвали сомнения, мы просили предоставить подтверждающие финансовые документы. В рейтинг были включены оценочные цифры по двум крупным туроператорам, не захотевшим раскрывать информацию о себе, - TEZ Tour и «Пегас-Туристик».

На начало марта в Едином федеральном реестре туроператоров, который ведет Ростуризм, насчитывалось 5299 тыс. компаний. Из них 3231 тыс. работают в сфере международного туризма и почти 2058 тыс. – на внутреннем рынке. По оценке «Туринфо», операторов, у которых объем продаж составляет $1 млн. и более, примерно 1 тыс. Еще меньше турфирм (операторов и агентств) с разветвленной и многочисленной сетью продаж либо имеющих объемы реализации выше среднего - более $2-3 млн. Таких компаний около 300.

Крупнейшие туристические компании России в 2008 году

Крупнейшие продавцы авиабилетов в 2008 году

Крупнейшие продавцы туров в 2008 году

Крупнейшие региональные туристические компании России в 2008 году

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал  кошелек 13.03
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100