РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
Главная№2603Сергей Выходцев: «Северный Байкал для меня – это побег в чистоту»

Сергей Выходцев: «Северный Байкал для меня – это побег в чистоту»


Мы все хорошо знаем Сергея Выходцева (фото) – по его проектам. Это он в середине 90-х придумал напиток «Инвайт» - который «Просто добавь воды». Популярные каши «Быстров» - тоже он, причем проект оказался настолько успешным, что его купила корпорация Nestle. Сейчас в магазинах продаются желтые баночки «Велле» - био-овсяный продукт, не содержащий молока, полезный, как злаки, и вкусный, как йогурт. Иными словами, Сергей вывел на рынок немало жизнеспособных товаров, завоевавших популярность. Но сейчас он увлечен новой идеей, причем неожиданно далекой от предыдущих проектов. Далекой во всех смыслах слова: Выходцев строит экологический курорт на севере Байкала. Проект называется красиво - «Organic Escape: Побег в чистоту»

- Сергей, как получилось, что в качестве новой точки приложения сил вы выбрали проект, связанный с туризмом?

- Я давно люблю Байкал. Сначала мотался туда как простой турист, а потом понял, что мне этого недостаточно. Надо что-то делать, надо решать проблемы, которые стоят сейчас там очень остро. Байкал - это достояние человечества! Ни у кого на Земле нет права изменить тысячелетний ход его истории. И хватит спекулировать на тему экологии – закрыть или открыть БЦБК, разрабатывать Холоднинский ГОК или законсервировать. Пора перейти от пассивной медитации к активным действиям, создать систему устойчивого развития Байкала. Не говорить – а делать! Моя задача вместе с партнерами и единомышленниками предложить жителям Байкальского края такие инновационные решения, которые дадут им возможность удовлетворять свои потребности без топора, сетей и хищнического забоя нерп. Этим мы и занимается в рамках проекта «Organic Escape: Побег в чистоту». Проект очень сложный - из-за масштабов, из-за территориальной удаленности, из-за колоссальной зависимости от государства, из-за менталитета местного населения. Но тем интереснее им заниматься. Я люблю начинать что-то новое. На Байкале я понимаю, что могу не просто заработать деньги, но и сделать лучше жизнь тех, кто там живет.

- Почему именно Северный Байкал? Расскажите подробнее, что именно вы хотите там создать.

- Многие не знают, но именно на Севере Байкала расположены наиболее живописные территории, здесь природа сохранила свою уникальную первозданность, которой нам сегодня так не хватает. Таких нетронутых уголков на земле осталось совсем немного. Северный Байкал - наименее освоенная территория региона с очень слабой инфраструктурой и практически отсутствующими перспективами улучшения жизни для местного населения. Молодежь бежит отсюда, потому что им попросту негде работать. Мы хотим изменить эту ситуацию и, как я уже сказал, научить этих людей бережно и грамотно использовать те природные богатства, которыми они обладают.

Основы проекта «Organic Escape» были заложены еще в 2002 году. Совместно с правительством Бурятии и известным телеведущим Николаем Николаевичем Дроздовым мы создали некоммерческий фонд «Чистый Байкал». Занялись разработкой механизмов для смены существующей на Северном Байкале экономической модели, основанной на добыче полезных ископаемых, заготовке леса. Фонд провел комплексный анализ потенциала региона. Было решено, что основой устойчивого развития севера Байкала должен стать экологический туризм.

«Organic Escape: Побег в чистоту» – это проект создания экологического курорта мирового уровня. Строительство будет на 27 участках площадью 1500 га, на территории города Северобайкальска и Северо-Байкальского района Бурятии. Срок реализации - 2010-2019 гг. За это время будет построено свыше 30 средних и малых гостиниц уровня 3-5* в общей сложности на 1185 номеров. А инновационность нашего проекта заключается в новой философии российского предпринимательства, базирующейся на трех основаниях: экологически чистые технологии, прозрачные условия сотрудничества с государственными структурами, честные методы ведения бизнеса.

«Organic Escape» выводит социальную ответственность бизнеса на новый для России уровень. Вся коммерческая деятельность на территории Северного Байкала ведется от лица компаний, зарегистрированных в городе и районе, они платят все налоги в местный и республиканский бюджеты. В программу развития курорта заложена масштабная реконструкция инженерной инфраструктуры, коммунальных сетей, внутрикурортных дорог. Программы профессионального обучения гостеприимству и сервису реализуются непосредственно в Северобайкальске и Улан-Удэ. Я верю, что хорошо оплачиваемая работа и ясные долгосрочные перспективы снизят количество желающих покинуть Северный Байкал.

- Кто разрабатывал проект «Organic Escape», консультировались ли вы с туроператорами по Байкалу?

- Мы привлекали лучших мировых и российских специалистов в области реализации курортных проектов подобного уровня. Конкретно: финская AHMA Engineers - инженерная и водная концепции, мастер-план территорий; Hospitality Incomm - гостиничные и комплексные рекреационные проекты, маркетинг и аудит гостиничных проектов; «Агентство территориального развития» – проектные работы, разработка 3D материалов; международная юридическая ассоциация DLA Piper, брендинговое агентство Mildberry. В числе партнеров проекта правительство Бурятии, администрации Северобайкальска и Северо-Байкальского района, Росмолодежь, «ОПОРА России», международный глобальный информационный агент Ernest & Young, Центр предпринимательства США - Россия, Ассоциация профессиональных охотников Аляски. В структуру «Organic Escape» входит один из ведущих туроператоров по Байкалу «Байкальские приключения». На этапе планирования проекта он оказывал консалтинговые услуги, а в дальнейшем будет предлагать туры на Северный Байкал на базе построенного комплекса.

- Каков общий бюджет проекта? Сроки окупаемости? Какую отдачу вы ожидаете - для Байкала, для туризма и для себя лично?

- Общий объем инвестиций составляет порядка 11 млрд. рублей, которые будут привлечены из различных источников. Средства частных инвесторов пойдут на создание гостиничной и туристической инфраструктуры, федерального и регионального бюджетов - на реконструкцию и строительство инженерной инфраструктуры, гранты - на развитие предпринимательской деятельности и профессиональную переориентацию местного населения. Мы рассчитываем, что нам удастся создать одну из самых крупных точек притяжения туристов на Байкале. По прогнозам, к 2018 году рост турпотока на Север Байкала должен достигнуть 148 тысяч человек в год, возрастет доля зарубежных туристов, значительно увеличится количество предприятий туристической отрасли и их активность.

По моим ожиданиям, проект сможет генерить стабильный денежный поток фискальных поступлений на все уровни государственных и муниципальных бюджетов и приносить отдачу частным инвесторам. Фактически это означает комплексное развитие региона: улучшится социальный климат, возрастет уровень и качество жизни местного населения, появятся рабочие места. И, конечно, проект должен выполнять свою высокую миссию: сохранение и приумножение уникальных природных богатств Байкала.

Инвестиции в «Organic Escape», конечно, долгосрочные. Но при грамотном планировании и управлении срок окупаемости проекта составит около 5 лет, это значительно меньше, чем в среднем по строительной индустрии.

А что касается лично меня, то я хотел бы, чтобы, несмотря на все трудности, этот проект «выстрелил». А еще - чтобы предприниматели, поверили в эту идею и в разных частях России появились бы проекты, подобные «Побегу в чистоту». Тогда тысячи россиян, которые сейчас предпочитают Ниццу, Канны или Форте деи Марми, смогут отдыхать у себя на родине и гордиться этим.

- Насколько велик интерес инвесторов к проекту, есть ли желающие вкладываться?

- Интерес к экологическому туризму и проектам в этой области очень велик, причем со стороны и российских инвесторов, и зарубежных. Дело в том, что экотуризм развивается наиболее динамично, его доля на мировом рынке составляет 20%, а ежегодный темп роста - 20-35%. Стоимость дня экотура на человека составляет $450-600, это в два раза выше, чем средняя стоимость обычного туродня.

Мы планируем, что экокурорт будет развиваться последовательно, то есть ввод новых объектов будет сбалансирован с ростом необходимой туристической и инженерной инфраструктуры. Соответственно сейчас мы работаем над несколькими проектами первой очереди строительства. Идет реконструкция водолечебницы Хакусы. Рядом с существующей базой отдыха создается коттеджный спа-отель уровня 3* на 98 номеров. Строится гостиничный комплекс «Тыя» уровня 4* на 125 номеров, рекреационно-развлекательный комплекс, включающий несколько экоотелей разного формата.

- На Байкале очень слабая туристическая инфраструктура, а стоимость услуг не соответствует качеству исполнения. Какой уровень цен предложит клиентам «Organic Escape»? На кого, в основном, рассчитан проект - на россиян или иностранцев?

- Вы правы, инфраструктура на Байкале, особенно в северной части, практически отсутствует. Именно поэтому мы намерены не просто построить гостиницы, но еще и обеспечить людям достойное времяпрепровождение. Особое значение при разработке проекта было уделено развитию предпринимательства, которое должно стать основой создания рекреационной инфраструктуры курорта. Только таким образом мы сможем привлечь гарантированный турпоток.

А рассчитан Organic Escape на гостей разной категории. Гостиницы, загородные резиденции и термальные спа-комплексы строятся от премиум-класса до эконом. И предполагается, что отдыхать поедут и локальные, и российские, и иностранные туристы.

- Почему в первую очередь планируется строить гостиницы 3*? Традиционно в России инвесторы предпочитают вкладывать средства в высококлассные отели, которые быстрее окупаются.

- Мы руководствуемся фактическим спросом, детальным анализом потенциальной целевой аудитории и ее возможностей, а также финансовой эффективностью проекта. Исходя из этих показателей были определены объекты первой очереди строительства.

- В чем, на ваш взгляд, основные проблемы туризма на Байкале? Что нужно сделать, чтобы их решить?

- Проблема в том, что большинство местных жителей на Байкале, и особенно на северном, которые должны составлять кадровый потенциал туриндустрии, до сих пор живут натуральным хозяйством в самом прямом смысле. Они привыкли варварски использовать то богатство, которое дает им природа, ничего не давая взамен. И уж конечно, у них весьма отдаленное представление о сервисе, о технологиях, об экологическом туризме. На Байкале я работаю уже много лет, хорошо изучил местный менталитет, уклад жизни, взгляды и так далее. И знаете, одна вещь меня не перестает удивлять. Эти люди способны проявлять чудеса трудоспособности, доброты и отзывчивости по отношению к таким же, как они. Но на туристов, которые преодолевают тысячи километров, чтобы насладится красотой этого места и, кстати, потратить здесь деньги, местные реагируют, как на врагов. От этого и сервис нулевой, и неустроено все, и туриндустрия со своим огромным потенциалом буксует в развитии.

Год за годом мы старательно разъясняли местным жителям важность развития туризма. Но потом поняли, что эти красивые рассуждения на непонятном им языке ничего не меняют, мы остаемся для них «москалями проклятыми», которые пришли разрушить привычный уклад их жизни и разграбить то, что еще осталось на Байкале. И тогда мы стали покупать им снегоходы и катера и говорить, что их можно использовать для привлечения туристов, и зарабатывать, и жить лучше. Мы стали бесплатно обучать их профессиям, нужным для туриндустрии - егерь, гид-проводник, полевой повар и т.д. Но главное – мы учим их правильно общаться с туристами. Мне кажется, у нас стало получаться, мы стали понимать друг друга. Местные жители поняли, что сотрудничество с нами выгодно, прежде всего, для них самих.

Но такую работу надо проводит в масштабе страны, а не только в рамках одного проекта. Только так можно решить проблемы, препятствующие развитию туризма на Байкале, да и вообще в России.

- А где вы живете, когда приезжаете в Северобайкальск? Как часто вы там бываете?

- Я часто бываю на Байкале, но приезжаю не только потому, что этого требуют дела. Еду отдохнуть, совершить свой личный побег в чистоту. Вы знаете, меня всегда тянет сюда, потому что я страшно устаю от синтетической реальности мегаполиса, в котором провожу большую часть своей жизни. А здесь все настоящее: чувствую вкус воды, дуновение ветра, близость природы и удивительное влияние Байкала. В Северобайкальске у меня дом, здесь и живу, а также приглашаю партнеров, друзей и единомышленников.

- С какими трудностями вы уже столкнулись при реализации проекта? И как вам сейчас кажется - возьметесь ли вы еще когда-нибудь за проекты в сфере туризма?

- Честно говоря, трудностей много. Самая главная, как я уже говорил, это серьезная зависимость от государства. Фактически наш проект – образец государственно-частного партнерства, в котором каждому отведена своя роль. Он может быть успешен только в том случае, если мы сможем правильно вести диалог и работать вместе. Важно взаимодействие с государством на всех уровнях – федеральном, республиканском и муниципальном. Другие трудности тоже есть, но тут мы, по крайней мере, ни от кого не зависим, поэтому они более решаемые.

Возьмусь ли за подобный проект в будущем? Сложно сказать. Сначала надо этот довести до ума. Но я ничего не исключаю…

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 23.08 Палма
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100