Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Российские авиакомпании получили рекордный убыток

08:20, 18 июня 2019

Совокупный убыток российских авиакомпаний с января по март составил 45,3 млрд руб. Об этом говорится в отчете Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), поступившем в РБК.

Убыток за первый квартал 2019 года сопоставим с этим показателем за весь 2018 год, составившим около 50 млрд руб. (оценка Минфина). За январь-март прошлого года совокупный убыток российских перевозчиков, по данным АЭВТ, составил 34 млрд руб. (в 2017 году – 21,8 млрд руб.). Первый квартал традиционно убыточен для авиакомпаний: удельная стоимость лизинговых платежей за самолеты выше, а загрузка судов ниже летнего периода, напоминает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. В прошлом году большая часть затрат пришлась на подорожавшее топливо, но частично их удалось компенсировать за счет высокого сезона (май-сентябрь). «Этим летом уже вряд ли перевозчики смогут за счет высокого сезона, как год назад, компенсировать расходы», – считает аналитик.

Доходы авиакомпаний за первый квартал 2019 года составили 306,2 млрд руб., расходы – 351,5 млрд руб., подсчитала АЭВТ. Основные статьи затрат: аренда и лизинг (92,6 млрд руб.), авиатопливо (88,9 млрд руб.) и аэропортовое обслуживание (53,6 млрд руб.). Опережающий темп роста расходов авиакомпаний над доходами говорит о консервативном сценарии в их тарифной политике и отказе от резкого повышения цен на услуги, считают эксперты ассоциации.

Отдельно в отчете говорится про рост затрат на авиатопливо. В четвертом квартале 2018 года пиковая стоимость авиакеросина была на уровне 47,6 тыс. руб. за тонну. Средневзвешенная стоимость топлива в первом квартале 2019 года снизилась и составила 43,26 тыс. руб. за тонну. Однако, отмечают эксперты, это оказалось на 12,3% выше стоимости топлива за аналогичный период прошлого года. Увеличение затрат на авиакеросин также объясняется ростом его потребления: за январь-март 2019 года компаниям потребовалось 2,1 млн тонн – на 7,7% больше, чем годом ранее.

Заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров назвал квартальный убыток отрасли рекордным минимум за последние десять лет.


Почему решения правительства не помогли. Из-за роста цен на авиакеросин Минтранс, предвидя убытки перевозчиков, в августе 2018 года предлагал правительству компенсировать авиакомпаниям половину расходов на топливо – 22,5 млрд руб. Однако на совещании в Белом доме в феврале 2019 года от этой идеи решили отказаться. По итогам переговоров была создана рабочая группа для урегулирования ситуации с ценами на топливо, но до сих пор решений не принято.

Для поддержки авиаперевозчиков в начале апреля Минфин согласился обнулить НДС для внутрироссийских рейсов в обход Москвы. Ведомство отмечало, что это поможет увеличить спрос на региональные рейсы. Кроме того, действует нулевая ставка на рейсы через столицу до или из Крыма, Севастополя, Калининградской области и Дальневосточного федерального округа. Еще одна мера поддержки – выплата субсидий на перевозки в Крым и на Дальний Восток, в общей сложности они составляют около 10 млрд руб. ежегодно и охватывают 34% от числа всех перевезенных пассажиров (около 1,4 млн).

Однако субсидии – это поддержка «не авиаотрасли, а отдельных категорий граждан», составляющих небольшой процент от всех пассажиров, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Обнуление НДС на перевозки, минуя Москву, эксперт назвал лукавством. Более 80% маршрутов проходят сейчас через Москву, и это незначительно поможет лишь региональным авиакомпаниям, говорит он.

Авиакомпании даже после высокого сезона останутся между молотом и наковальней без возможности перекладывать убытки на пассажиров, полагает г-н Гусаров: «Себестоимость перевозок обгоняет стоимость билетов. Топливо не дешевеет, как и аэропортовые сборы, также нужно повышать зарплаты сотрудникам». Но рынок очень чувствителен, и в связи с низкой платежеспобностью населения повысить стоимость билетов не получится, продолжает эксперт. «Кроме того, на летний период билеты уже реализованы, разве что оставшиеся могут пробовать продать подороже, но это капля в море», – говорит Роман Гусаров. Компании не могут работать в убыток бесконечно, и через год могут начаться банкротства перевозчиков и сужение рынка, предупреждает он.

«Без существенного повышения цен на билеты в этот летний сезон авиакомпании уже не смогут выровнять ситуацию. Финансовое положение перевозчиков усугубляется, могут в дальнейшем последовать банкротства», – соглашается Михаил Бурмистров.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно