Алеан с 21 июля
 
Греция
 
 
 

«Солнце в бокале»: стройотряд РСТ едет на сбор винограда в Крым!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
PAC с 19 июля
 
 
Веди Чехия -1
 
 
Грекотель бартер с 17.02
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru 
 
 
Главная№2788«Продолжительность смены определяется наличием условий для проведения банных дней»

«Продолжительность смены определяется наличием условий для проведения банных дней»


В сферу пристального внимания Дмитрия Медведева к детскому отдыху, к сожалению, не попала категория летних лагерей, которой родители и педагоги как раз отдают предпочтение. Речь идет о полевых палаточных лагерях. В отличие от стационарных, количество которых с каждым годом сокращается, число палаточных постоянно растет. В последнее время их ежегодно организуется не менее 7 тысяч, где активно и полезно отдыхает порядка 600 тысяч детей. Предпочтения родителей понятны: стоимость путевок при проживания в палатках меньше в 2-3 раза, а педагогический эффект от пребывания в таких лагерях выше, чем в стационарных.

 

Не говоря уж о том, что очень многие пионерские лагеря ныне закрыты. На совещании по вопросам организации детского отдыха, которое проводил в Сочи Дмитрий Медведев, вице-премьер России Александр Жуков сообщил, что количество загородных лагерей для отдыха детей и подростков с 1 ноября 2010 года по 1 апреля 2011 года уменьшилось на 69.

 

Председатель комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отмечает еще одну проблему: нет никакой сертификации детских оздоровительных учреждений, нет лицензирования, типовых положений, как это сделано применительно к детским садам и школам. Одни и те же учреждения могут называться лагерь отдыха, палаточный лагерь, оздоровительный лагерь, здравница, санаторий.

 

Сертификации палаточных лагерей нет, зато есть «Санитарно­-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул». Эти «Требования», будем их так называть для краткости, утверждены постановлением № 29 главы Роспотребнадзора еще год назад, 26 апреля 2010 г. Документ внимательно изучил один из самых опытных специалистов в этой сфере – главный редактор газеты «Вольный ветер», действительный член Академии детско­-юношеского туризма и краеведения, мастер спорта Сергей Минделевич. И пришел к выводу, что, если попытаться применить эти «Требования» на практике, все 600 тысяч детей, которые проводят лето в туристских походах, останутся без отдыха.

 

Продолжительность смены определяется наличием условий для проведения банных дней. Туристские лагеря, как гласит п. 1.2 «Требований», «организуются для детей от 12 лет и старше… В исключительных случаях в палаточные лагеря допускается прием детей с 10 лет, занимающихся в туристических объединениях и имеющих соответствующую физическую подготовку». А почему в лагерь не могут поехать дети 8-9 лет? Ведь, согласно СанПиН 2.4.4.1251­03 «Санитарно­-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)», зачислять детей в спортивные школы по видам спорта «Спортивный туризм» и «Спортивное ориентирование» разрешается с 8 лет. Получается, что дети 8-9 лет заниматься спортивным туризмом могут, а поехать в палаточный турлагерь – нет!

 

Действующей же «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ», утвержденной Минобразования РФ, минимальный возраст участников некатегорийных походов, экспедиций, многодневных дальних экскурсий установлен в 7 (!) лет.

 

Согласно п. 1.10 Требований, «в турлагерь могут быть зачислены дети только 1 и 2 групп здоровья». Получается, детям с ограниченными возможностями путь в турлагерь закрыт. Хотя известны примеры, когда педагоги-­энтузиасты совершают с детьми-­инвалидами даже водные походы на байдарках. И пользы от этого не меньше, чем от длительного курса реабилитации.

 

«Рекомендуемая продолжительность смены 5-21 день в непередвижном лагере. В передвижном лагере для неподготовленных детей, впервые участвующих, – не более 3-4 дней; для подготовленных, занимающихся в туристических объединениях, – не более 6-8 дней» (п. 1.11). На основании каких научных исследований, мнений каких специалистов появились такие рекомендации? По всей России тысячи подростков, занимающихся в центрах и станциях юных туристов, совершают походы гораздо большей продолжительностью. В разы больше! И без всякого ущерба для здоровья.

 

Оказывается, «продолжительность смены определяется наличием условий для проведения банных дней 1 раз в 7 дней и температурой наружного воздуха в ночное время, которая в течение 3 дней подряд не должна быть ниже 15°С». Но в любых горах температура ночью снижается на 10 и более градусов. Значит, детям в горы ходить нельзя? Но и в равнинной Карелии, например, температура ночью обычно опускается ниже 15 градусов. И летом там обычно организуется до 100 передвижных полевых лагерей – их все теперь надо закрыть? Палаточные лагеря для детей организуются даже в Эвенкии, на севере Красноярского края… И если уж нужны нормативы по ночлегу, то устанавливать их надо не в отношении нерегулируемой температуры воздуха, а скорее по спальным мешкам.

 

Воздушные ванны начинают при температуре воздуха не ниже 18 градусов. Феноменальным считают эксперты п. 8.5: «Воздушные ванны начинают при температуре воздуха не ниже 18 градусов. Продолжительность первых процедур 15–20 минут. Прием воздушных ванн рекомендуется сочетать с ходьбой, подвижными играми, физическими упражнениями, общественно полезным трудом». Создатели «Требований», видимо, не понимают, что дети в палаточном лагере весь день находятся на воздухе и постоянно передвигаются. Каким образом их можно изолировать от «воздушных ванн»? Надеть скафандры?

 

Вызвали у экспертов вопросы и по требованиям к палаткам. Например, пункт 4.3: «Тип палаток (одно, двух­ и трехслойные) применяется в зависимости от природно-­климатических особенностей местности». Никто из специалистов про трехслойные палатки не слышал.

 

«В палатке должно предусматриваться место для хранения обуви». Грамотный турист никогда грязную обувь в палатку не занесет – оставит в тамбуре, а если его нет – засунет под дно у входа.

 

Новации есть и в приготовлении пищи. В п. 6.2 говорится, что она может быть привозной, а также готовиться на костре или с использованием полевой кухни. А в п. 6.3 написано, что кухня «располагается в отдельной палатке, имеющей естественную вентиляцию». То есть разводим костер в палатке или заталкиваем в нее полевую кухню?

 

Раз уж заговорили о пище, нельзя обойти вниманием таблицу 2 «Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов…, используемые для приготовления блюд и напитков в турлагерях». В ней есть, в частности, «мясо жилованное (мясо на кости), цыплята (куры) потрошенные, рыба-­филе, колбасные изделия, молоко, творог, яйца, сыр, сметана, масло сливочное»… Как хранить эти продукты в условиях полевого лагеря и при этом не отравить детей? А вот консервы часто использовать нельзя – для этого «продолжительность смены не должна превышать 7 дней».

 

Очистка от колючих кустарников и борьба с грызунами. «Изюминка» документа – требования к передвижным лагерям. Вот, например, п. 2.6: «Перед открытием непередвижного лагеря и в местах стоянок передвижных лагерей проводятся: генеральная уборка территории, скашивание травы, уборка сухо­стоя и валежника, очистка от колючих кустарников и зеленых насаждений с ядовитыми плодами, акарицидная обработка территории, мероприятия по борьбе с грызунами». Получается, что инструкторы лагеря должны до похода посетить все запланированные места ночевок и провести там генеральную уборку. А если маршрут проходит по территории заповедника или национального парка, где такое запрещено? И неужели через каждые 3-4 недели надо отправлять людей с косами по всем маршрутам, где растет трава?

 

«Открытие туристического лагеря передвижного и непередвижного (стационарного) осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять санитарно­эпидемиологический надзор по месту размещения лагеря» (п. 1.7).

 

Вот что по этому поводу пишет Наталья Грушевская, директор красноярского краевого детско-юношеского центра туризма и краеведения: «Открытие лагеря предполагает посещение места его проведения специалистами Роспотребнадзора. В Красноярском крае в 2010 г. было организовано более 300 палаточных турлагерей и походов с учащимися, из них стационарных – 51, передвижных – 97, походов – 157. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли специалистов Роспотребнадзора для проведения экспертизы и своевременной выдачи заключения? Позволяет ли уровень турподготовки этих специалистов посетить все планируемые места проведения лагерей, зачастую отдаленные, находящиеся в горной или таежной местности? Или на походы действие данного документа не распространяется? За чей счет будут организованы выезды специалистов Роспотребнадзора в труднодоступные места?».

 

Мнение директора Республиканского цент­ра детского и юношеского туризма Карелии Галины Степановой (мастер спорта по туризму, инст­руктор международного класса и др.): «Обойти все места предположительных стоянок пешком или, как принято в Карелии, на водном транспорте просто не успеть за короткий период от последнего льда и снега в мае до открытия лагерного сезона в июне. В республиканском управлении Роспотребнадзора работников, имеющих опыт прохождения сложных препятствий, нет».

 

С таким грузом можно ходить только в однодневные прогулки. Пункт 8.9 осуществил заветную мечту всех юных туристов: «Масса личного снаряжения для неподготовленных детей не должна превышать: для учащихся 12 лет – 2,5 кг, 13–14 лет – 3,0–3,5 кг, 15–17 лет – 4,0–4,5 кг. Масса рюкзака без снаряжения не должна превышать 1 кг.

 

Рекомендуемая масса рюкзака со снаряжением для подготовленных детей не должна превышать: для учащихся 12 лет – 4 кг; мальчиков 13–14 лет – 5 кг, девочек 13–14 лет – 4 кг; мальчиков 15 лет – 6 кг; девочек 15 лет – 5 кг; мальчиков 16 лет – 8 кг; девочек 16 лет – 5 кг; мальчиков 17 лет – 9 кг; девочек 17 лет – 5 кг».

 

Как считают специалисты, с таким грузом можно ходить только в однодневные прогулки. К тому же, только рекомендованное Роспотребнадзором личное снаряжение каждого ребенка весит 5 кг. К этому надо прибавить общест­венное снаряжение, продукты (не менее 1,3 кг на человека в день). То есть на самый простой 5-­дневный поход надо 6,5 кг продуктов + 5 кг личного снаряжения + 2,5 кг (самый минимум!) общественного – получается 14 кг на одного туриста.

 

Правда, разработчики «Требований» сами косвенно увеличивают нагрузку на детей: «Во время передвижения детей по маршруту в походах, экскурсиях используют охлажденную кипяченую воду... Может быть использована питьевая вода, расфасованная в емкости (бутилированная негазированная), на которую должны быть документы, подтверждающие ее качество и безопасность» (п. 3.3). «Для питья, мытья овощей и фруктов, которые в дальнейшем не будут подвергаться термической обработке, используют бутилированную или кипяченую воду» (п. 3.4). И если маршрут проходит по ненаселенной местности, воду надо тащить с собой. Правда, разрешается (п. 3.1) брать воду из «артскважин, каптажей, колодцев, родников и других источников». Но как в походе убедиться, что источник «отвечает требованиям безопасности на питьевую воду»?

 

Банальные молодежные тусовки на природе. По мнению специалистов, туризм – одно из самых эффективных способов воспитания детей. Но, как считает президент Академии детско-­юношеского туризма и краеведения Александр Миндель, предлагаемые «Требования» выхолащивают содержательно­организационную суть самодеятельных турлагерей, лишая их главного. «Это разумная свобода, самостоятельность и романтика для ребят, малые затраты, гибкость программы, возможность реализации интересных инициатив для педагогов, – говорит г-н Миндель. – Кроме того, введение таких норм лишает возможностей организованного отдыха наиболее уязвимую часть детского контингента – малообеспеченных, с неординарным поведением». В общем, как выразился Александр Миндель, предложенный регламент превращает полевые лагеря в обычные молодежные тусовки на природе.

 

Между тем, уже много лет существуют утвержденные Минобразованием РФ нормативные документы по детскому туризму: правила совершения походов, перечни снаряжения, продуктов и многое другое. По мнению экспертов, эти требования значительно ближе к жизни, чем документ Роспотребнадзора.

 

В ответ на обращение Сергея Минделевича относительно качества подготовки санитарно-эпидемиологических требований заместитель руководителя Роспотребнадзора Ирина Брагина сообщила, что документ разрабатывался «специалистами Роспотребнадзора, НИИ питания РАМН, представителями общественных организаций, в том числе при участии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». Интересно, что, как минимум четыре профильные общественные организации, отзывы которых публикует «Вольный ветер», в подготовке «Требований» не участвовали. Не удалось г-ну Минделевичу уточнить названия упомянутых юридических лиц и имена индивидуальных предпринимателей. Правда, как написала г-жа Брагина, «Проект документа был размещен на официальном сайте Роспотребнадзора», но об этом организаторы палаточных лагерей могли и не знать. Поэтому совершенно логично, что «экспертные заключения на проект постановления… не поступали».

 

Зато теперь сразу 25 педагогов, методистов и тренеров Пятигорского центра детско-юношеского туризма и экскурсий подписали коллективное письмо, в котором напоминают, что деятельность туристских секций, объединений, кружков регламентируется большим количеством нормативной документации, подготовленной образованными и квалифицированными специалистами на основе практического опыта и требований всех заинтересованных ведомств. А также сообщают о существовании брошюры «Питание в туристском походе» замечательного автора, многочисленные высокие звания которого перечислять не будем, Алексея Алексеева. За последние два десятка лет брошюра выдержала более 10 изданий и могла бы послужить Роспотребнадзору прекрасным методическим пособием.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал Больгария 19.05
Дельфин 05.07
Visit Japan тренинг
 


 
Говорят профессионалы
 
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
«Московские гостиницы преуспевают не благодаря, а вопреки»
Константин ГОРЯИНОВ
Marriott Royal Aurora
генеральный менеджер
В таком мегаполисе, как Москва, появление дополнительных трехсот-пятисот номеров в течение года, рынок, как правило, не замечает. В столице ни один отель не пострадал от якобы переизбытка предложения в сегменте класса люкс. Потенциал столицы колоссален
«В ушедшем году спрос на Шпицберген показал буквально взрывной рост»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
директор
А еще мы убрали все неудобства и страшилки, из-за которых многие россияне не решаются на арктический круиз. Главная из них – что большинство круизов проходит на иностранных языках. Мы считаем, что русские гиды на судне – это очень важно, как и более насыщенная программа, прямой чартерный перелет из Москвы. И то, что не нужна виза
«Чтобы выжить, агентствам нужно сократить расходы, сохранить коллектив и досконально изучить российские курорты»
Алексан МКРТЧЯН
«Розовый слон»
директор
Нельзя свести всё только к путешествиям по своей стране. Мир большой, люди хотят его познавать. А представители нашей отрасли еще и хотят учиться, чтобы повышать уровень сервиса здесь. Я считаю, что нужно поддерживать все виды туризма, в том числе и выездной, потому что в нем трудятся десятки тысяч россиян, а операторы и агентства платят налоги в России
«В кризис каждая компания ищет свой путь»
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
ICS Travel Group
генеральный директор
Абсолютно точно рынок будет активно переориентироваться. Конечно, в России купальный сезон ограничен, зато есть устойчивая традиция вывозить детей к морю, люди продолжат ей следовать. Значит, надо искать бюджетный продукт с морем и теплом, рассчитанный на российского потребителя с его нынешними возможностями
«Беларусь гораздо ближе к Европе, чем кажется»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«Туртранс-Вояж»
генеральный директор
Самое важное преимущество наших экскурсионных туров – гарантированные выезды и глубина продаж. Для многих важно, что место в автобусе можно выбрать прямо на сайте во время бронирования. И хотя направление безвизовое, и даже загранпаспорт не нужен, группы набираются часто за месяц и более до выезда
Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения
Геннадий ЛАМШИН
Российская гостиничная ассоциация
президент
В новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против
«Въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев»
Марина ЛЕВЧЕНКО
«Тари-Тур»
гендиректор
Как только в Великобритании ввели дактилоскопию для получения туристической визы в Россию, англичане стали отказываться от поездок, не желая тратить время на посещение консульства. Британские группы из 50 человек быстро сократились до 20. Партнеры нам так и сказали – дело в "пальцах"
«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором»
Александр ЧЕРНЮК
«Команда Ex-Pro»
директор
Туристов, как из России, так и из-за рубежа, восхищает Монголия. Это ландшафты, которые меняются каждый час, это верблюды, яки, крупная рыба, национальный колорит, очень доброжелательные местные жители. Поражает резко-континентальный климат – с утра может быть +47 градусов, а к вечеру выпасть снег
«В России 95% заявлений на визы поступают из городов, где уже есть визовые центры»
Прабудда СЕН
VFS Global
руководитель в России и странах СНГ
С нашей помощью биометрические данные сдали уже более 25 миллионов человек. Как видите, у нас колоссальный опыт. И мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы введение биометрии в России прошло максимально безболезненно – и для заявителей, и для турбизнеса. VFS Global заинтересована в этом не меньше, чем вы
«На рынке детского отдыха никакого кризиса нет»
Александр АНИСИМОВ
«Лидерлайф Турс»
коммерческий директор
Некоторые родители через месяц-два после возвращения ребенка из лагеря уже покупают путевку на следующее лето – чтобы занять место в интересующей смене. Мы даем существенные скидки на раннее бронирование и агентам, и прямым клиентам. Из-за специфики продукта предлагаем гибкие условия по оплате
«Каждый кризис дает алтайскому туризму новый шанс»
Сергей ПЛОТНИКОВ
«Алтайское туристическое бюро»
директор
Есть надежда, что кризис серьезно обновит ряды турбизнеса. Любители и непрофессионалы, спонтанно открывшие турфирмы для жены или дочери, уйдут с рынка, что уже происходит. Либо жизнь заставит их стать профессионалами. Скидочная политика тоже должна уйти в прошлое
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100