Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Что мешает развиваться внутреннему и въездному туризму в районах Сибири

08:07, 18 мая 2009

Генеральный директор туристической компании «Родник» (город Абаза) Валерий Саночкин подал в суд на устроителей аукциона по продаже лесных участков - Госкомлес Республики Хакасия.

Мы уже рассказывали о проблеме, с которой столкнулась эта фирма: лесной участок, на котором «Родник» построил турбазу «Снежный барс»(фото)и куда вкладывал деньги в течение 16 лет, была продана с аукциона через подставное лицо другому владельцу, заинтересовавшемуся обустроенной территорией и наработанной клиентской базой. Прошло уже два заседания, следующее состоится 25 мая. Как решится вопрос, пока неизвестно. Валерий Саночкин рассуждает о том, что мешает развиваться внутреннему и въездному активному туризму в районах Сибири, не включенных в туристско-рекреационные зоны.

- На круглом столе, прошедшем в рамках туристической выставки «Енисей 2009» в Красноярске прозвучала мысль, что доля ВВП от туризма в Красноярском крае не превышает 0,7%. И это якобы причина недостаточного внимания госорганов к развитию этой отрасли. Еще в числе причин, тормозящих развитие внутреннего туризма, называли и кризис, и непосильные условия получения кредитных средств, и высокие налоги и т.п. Предлагаю свою точку зрения, а история нашей туристско-производственной фирмы ООО «Родник» станет яркой иллюстрацией к этому рассказу.

«Родник» образован 29 апреля 1992 года. Мы принимаем российских и иностранных туристов на своих турбазах «Снежный барс» и «Озеро Маранкуль», построенных в саянской тайге, предлагаем активные туры - пешие, конные, сплавные, спелеологические, охотничьи. Занимаемся рыбоводством на горных озерах и предлагаем рыболовные туры. Есть у нас и оздоровительная деятельность: на турбазе стоит фитопаросауна, делаем медовое обертывание по собственному патенту, заготавливаем и перерабатываем лекарственное сырье, готовим фитосборы и фиточаи по собственным технологиям, которые тоже предлагаем туристам. Такая комплексная деятельность позволяет преодолевать сезонность в туризме и сохранять рабочие места круглый год.

С 1993 года мы руководствовались договором на комплексное природопользование сроком на 20 лет, выданным Госкомитетом по экологии Республики Хакасия. Все это время предприятие успешно развивалось: строили объекты размещения, оборудовали туристские маршруты, зарыбляли горные озера ценными породами рыб, проводили охотничьи туры и даже организовывали детские трудовые лагеря для заготовки дикорастущего растительного сырья.

В 2000 году действие договора было отменено, пришлось оформлять отдельные лицензии на все виды пользования и дополнительно - огромное количество договоров со всеми постоянно меняющимися в названиях, функциях и полномочиях государственными учреждениями. Количество этих госорганов постоянно увеличивается, полномочия расширяются, все они обязаны проводить проверки хозяйствующих субъектов, поэтому только за последние полтора года наше предприятие планово (!) проверялось 13 раз. Каждая проверка требует затрат 30-40 тысяч рублей, а кроме этого отвлекает специалистов предприятия от выполнения прямых должностных обязанностей. Арифметический подсчет подсказывает, что, помимо прямого убытка фирме в размере 390-520 тысяч рублей, сотрудники более двух месяцев (4 дня x 13 проверок = 52 дня) отвлечены на непроизводственные работы.

С 2001 года трижды менялись условия охотпользования для предприятия, лицензии аннулировались, а следующие выдавались не в соответствии с законом: вместо 49 или 99 лет - на 3-4 года, и все без объяснения причин. Это, кстати, обычная позиция монопольных органов – нарушать законы, не объясняя причины своих решений. Судебные арбитражные процессы с ними проходят годами, все это время предприятия находятся в подвешенном состоянии, не имея возможности заниматься делом.

С 2003 года «Родник» имеет или имел лицензии на спортивное и любительское рыболовство, на рыбоводство, на промышленное рыболовство, которые постоянно то требовались, то отменялись. А мы, между тем, повторю, проводили большую научную и практическую работу по зарыблению горных озер на отдаленной территории, которую «Родник» арендует с 1992 года. Результат сегодняшнего дня: до сих пор не заключен договор на рыбоводство, дающий право разводить и ловить рыбу, которая запущена мальком и выращена. Региональные организации Хакасии ссылаются на отсутствие законодательной базы для этих действий.

С 2004 по 2009 годы условия пользования участками лесного фонда для туристских целей менялись ежегодно: мало того, что росли ставки лесных податей в зависимости от инфляции, так еще многократно увеличилась базовая ставка и коэффициенты к расчету податей. Возмутительно, что одинаковые расценки действуют и для строительства турбаз, баз отдыха и других объектов размещения, и для туристских маршрутов, которые в наших сибирских условиях используются 3-4 месяца в году, а остальное время недоступны из-за глубоких снегов.

Кроме того, с 2008 года участки лесного фонда выставляются на аукцион для всех видов пользования, в том числе для туристских целей. Правила проведения этих аукционов таковы, что любой участок лесного фонда, ранее используемый и обустроенный, может перейти в аренду любому лицу, подававшему заявку на аукцион, даже не имеющему к этой земле никакого отношения. В лучшем случае предыдущий пользователь сможет выкупить в субаренду «свой» бывший участок, что, несомненно, резко повысит себестоимость всех предлагаемых им услуг. В худшем – потеряет свое дело, а его производство или услуги прекратят свое существование.

Говорят, отдых в России дороже, чем за границей. А как же иначе? Благодаря стараниям региональных и федеральных властей и узаконенному рейдерству себестоимость путевки, например, на турбазу Снежный барс», увеличивается с 2008 года на:

- ставку лесных податей за 1 га;

- ежегодное увеличение ставки лесных податей на коэффициент инфляции, а он в нашей стране, как известно, немалый;

- ежегодную плату за аренду участка лесного фонда суммы, оговоренной в протоколе аукциона на этот участок.

Прибавьте затраты, которые мы должны нести за поддержание лесного фонда по договору аренды – пожаробезопасность, строительство дорог и т.п. Туризм на таких условиях становится просто нереальным. Все усилия госорганов, напрямую влияющих на результаты работы туристских организаций, например Госкомитетов по лесу, по охране окружающей среды, по охране животного мира, Россельхознадзор и т.п., направлены на выполнение собственных задач и никак не связаны с проблемами развития внутреннего туризма.

Какие я делаю выводы?

1. Предприятию, пытающемуся работать в сфере внутреннего туризма, некогда зарабатывать средства на свою деятельность, расширять производство, повышать качество услуг, поскольку оно занято подготовкой документов для проверок, переоформлением лицензий, договоров пользования, перерегистрацией своих прав и т.п.

2. Разрешительные документы на все виды деятельности – лицензии, договора аренды участков лесного фонда, водные участки – постоянно отменяются, заменяются на новые, что не улучшает инвестиционный климат в туризме.

3. Цены в долгосрочных договорах часто меняются в сторону увеличения. Это не дает нам уверенности в своих перспективах, делает ничтожными все расчеты бизнес-планов, инвестиционных проектов, расчетов себестоимости продукции и услуг.

4. Срок приведения договоров аренды лесных участков в соответствие с новым Лесным кодексом слишком мал, нужно его продлить. По оценкам Госкомлеса Хакасии более половины договоров не приведены в соответствие с Лесным кодексом.

5. Ценовая нагрузка на предприятия внутреннего туризма, оформляющих договора на аренду участков лесного фонда для туристских целей, стала запредельной. Стоимость путевки у туроператоров, работающих «вбелую» становится неконкурентоспособной. Поэтому рынок туруслуг заполонен компаниями, работающими полулегально, без оформления необходимых документов.

6. Чтобы дать субъектам малого бизнеса (особенно семейным предприятиям) уверенность в завтрашнем дне, необходимо закрепить за ними земельные участки, участки лесного фонда на долгосрочной основе, устранить административные барьеры при оформлении договоров, лицензий на виды деятельности.

7. Отсутствие ответственности должностных лиц за бездействие или создание административных барьеров субъектам туристской деятельности способствует рейдерским захватам чужой собственности.

Резюмирую. Пока государство в лице каждого губернатора, председателя правительства, руководителя любого федерального агентства и его филиалов в регионе не получит распоряжение высшего руководства о том, что в стране необходимо развивать туризм, наша отрасль будет иметь те самые 0,7% ВВП, как в Красноярском крае – с его великолепными ресурсами, прекрасными профессионалами туризма и нереализованным туристским потенциалом.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно