Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Банкротства турфирм – проблема не только России

07:17, 17 сентября 2014

В результате банкротства 14 туроператоров в период с 16 июля по 15 сентября с.г. пострадало около 130 тысяч россиян. В том числе более 70% – клиенты пяти крупных компаний: «Нева» (остановилась 16 июля), «Лабиринт» (2 августа), «Солвекс-турне» (8 сентября), «Южный Крест» (10 сентября) и «Верса» (15 сентября). Пострадавшими считаются туристы, которых пришлось досрочно вывозить с зарубежных курортов из-за проблем с гостиницами и обратными билетами – таковых оказалось 56 тысяч, а также те, кто не смог воспользоваться оплаченными турами.

Российский туристический рынок переживает глубокий системный кризис, спровоцированный политическими и экономическими факторами. 2014 год оказался для турбизнеса значительно хуже, чем даже кризисный 2009-й, когда снижение выездного турпотока составило 15-20%. В этом году падение спроса на турпоездки достигло 30-50%, а после первых четырех-пяти банкротств продажи туров практически остановились. Отсутствие оборотных средств и жесткая конкуренция на туристическом рынке, когда предложение значительно превышает спрос, вызвали «эффект домино», что стало причиной краха еще 10 компаний.

Однако нынешнюю ситуацию на туристическом рынке России нельзя назвать беспрецедентной. Аналогичную «чистку» пережили и другие страны. Через крах турфирм прошли многие рынки, прежде всего, Европы. Первая серьезная волна была после террористической атаки на Нью-Йорк в сентябре 2001 года. Вторая – в 2008 году. Осенью того года прекратил работу третий по величине туроператор Великобритании – холдинг XL Leisure Group, объединявший 24 компании, включая авиаперевозчиков и операторов.

В 2007 году группа обслужила около 2,3 млн. туристов. Финансовые проблемы оператора накапливались давно, а потом банки отказали ему в продлении кредита. Всего пострадало более 250 тыс. туристов, за рубежом в момент краха оператора оставалось 90 тыс. человек, им пришлось столкнуться с теми же проблемами, что и россиянам нынешним летом: гостиницы блокировали номера, отбирали документы, требовали повторной оплаты. К вывозу туристов пришлось подключать военно-морской флот.

После ухода XL Leisure Group в Великобритании осталось только два игрока – TUI Travel и Thomas Cook Group, между которыми теперь распределены все турагентства страны. Недавно TUI Travel объединилась с немецкой TUI AG, в результате чего возник крупнейший оператор в Европе.

Вслед за XL Leisure Group разорилось еще несколько турфирм, в том числе довольно крупная K&S Travel. Сотни ее туристов оказались также блокированы в местах отдыха. Всего в 2008-2010 годах произошло более сотни банкротств на британском туррынке, только в 2010 году разорилась 41 компания. Причина – в затянувшейся рецессии, снижении доходов населения, резком росте цен на авиатопливо, серии природных катаклизмов в Азии и арабские революции. Все это привело к резкому сокращению бронирований на главных для британцев массовых направлениях – Таиланде, Египте, Тунисе, Марокко. Российский рынок эти события пережил довольно спокойно, а британский они подкосили.

Ударом для турбизнеса стал также активный уход туристов в интернет, отказ от пакетных туров. Во Франции за эти годы обанкротилось 12 операторов разного уровня, в Польше – 10. Периодом относительного благополучия на европейских рынках стали 2012-2013 годы, однако 2014-й принес новые проблемы, в том числе, падение потребительского доверия на фоне политической нестабильности. Недавно Thomas Cook снизила свой прогноз относительно итогов года, указав на сильное падение продаж и бронирований в Германии.

Как ни странно, по количеству банкротств, которые касаются непосредственно потребителей, российский туризм – далеко не лидирующая сфера деятельности. Значительно больше в России закрывается банков. За весь 2013 год Центральный банк отозвал лицензии у 27 кредитных организаций, а за 8,5 месяцев нынешнего – уже у 53.

Однако каждое банкротство туроператора вызывает огромный резонанс, несопоставимый с реакцией потребителей и средств массовой информации на закрытие банков. Связано это, прежде всего, с тем, что в момент остановки туристической компании значительное количество ее клиентов находится за рубежом и, как правило, подвергается давлению со стороны отелей и принимающих компаний. Нередко выясняется, что у многих туристов не оплачены обратные билеты, а значит возникают проблемы с возвращением в Россию.

Кроме того, большинство банковских вкладов не превышают 700 тыс. рублей, то есть значительная часть сбережений россиян подпадает под требования закона о страховании вкладов. В туризме же механизм страхования финансовой ответственности туроператоров не срабатывает: все чаще суммы фингарантий закрывшейся компании не хватает для возмещения полной стоимости несостоявшихся туров.

В частности, недостаточно средств для возмещения ущерба туристам «Невы», «Лабиринта», «Интаэра», «Южного Креста». Пока нет уверенности, что хватит денег клиентам «Солвекса-турне» и «Версы». И совсем непонятно, о какой сумме выплат может идти речь для туристов «Авиачартера-ДВ», а также клиентов «Лабиринта» и «Солвекса-турне», у которых в договорах значится страховая компания «Восхождение». Центральный банк отозвал у нее лицензию, страховщик находится в состоянии банкротства.

 

Светлана Ставцева, Ирина Тюрина, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно