Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Москва предлагает ЕС безвизовый режим

08:07, 17 апреля 2003

К 2007 году между Россией и Евросоюзом может быть установлен взаимный безвизовый режим. С таким предложением выступила российская делегация на заседании совета РФ – ЕС в Люксембурге. Как сообщает "Интерфакс", переход к отмене виз планируется осуществить поэтапно. Сначала предлагается ввести безвизовый режим для граждан России и ЕС, обладающих дипломатическими и служебными паспортами для поездок сроком до 90 дней.

Официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко сообщил, что вопрос о безвизовых поездках был затронут на заседании Совета сотрудничества России и ЕС главой МИД РФ Игорем Ивановым. "Российская сторона считает, что для того, чтобы реализовать эту идею, России и ЕС необходимо подготовить своего рода "дорожную карту" поэтапного перехода к безвизовому режиму взаимных поездок граждан РФ и ЕС. Конечно, предстоит очень много сделать, чтобы выйти на такой режим, но если мы одобрим определенные этапы, то в этом случае мы могли бы уверенно двигаться в этом направлении", - отметил Яковенко.

Инициатива России, несомненно, имеет огромное гуманитарное значение, поскольку с получением виз в экономически развитые страны, и входящие, и не входящие в Шенгенскую зону, проблемы у россиян есть. Хотя в последнее время большинство консульств, например, Германии, Франции, Италии, Греции, а также Великобритании и США значительно повысили эффективность визового обслуживания турпотоков. Но, в любом случае, переговорный процесс по вопросу введения безвизового режима со странами ЕС, на наш взгляд, может быть серьезно затруднен в силу сложившейся системы финансирования российских консульств за рубежом.

Дело в том, что они существуют за счет доходов от визовых сборов и известного карт-бланша на регулирование стоимости этих услуг в зависимости от издержек, связанных с оформлением документов. В принципе, это то же самое, как если бы Федеральную пограничную службу перевести на самоокупаемость. То есть понятно, что Министерство финансов заинтересовано в увеличении статьи доходов от визовых сборов, поскольку отвечают за наполнение бюджета. Можно понять и российские консульства, которые финансируются гораздо хуже, чем их коллеги в экономически развитых странах. Наконец, понятна и позиция МИД России в целом, которому легче сидеть на собственных источниках финансирования консульских служб, чем выцыганивать средства у Минфина.

Непонятно другое. Если Россия действительно заинтересована в формировании ее имиджа как открытой, по крайней мере, для стран, не представляющих реальную угрозу с точки зрения нелегальной миграции, то как можно идти по пути всемерного зарабатывания на желании граждан этих государств посетить нас с туристскими или деловыми целями?

Например, в германском консульстве в России однократная туристская виза стоит 30 евро, а в российском консульстве в Германии - 45 евро. Двукратных виз в Германию консульство в России не оформляет, а сразу выдает многократную - за 50 евро. Консульство России в Германии предлагает двукратные визы за 75 евро, а многократные – за 110 евро. Кстати, совершенно неважно, идет ли речь о странах ЕС или нет, поскольку похожую картину мы обнаружим, сравнив стоимость выдачи виз по большинству государств. Консульство Великобритании в России сразу оформляет туристам многократную визу – за 36 фунтов. А консульство России в Великобритании предлагает однократную визу за 30 фунтов, а многократную – за 100 фунтов. Виза в США американским консульством в России тоже сразу выдается многократная и стоит $100. А виза в Россию из США однократная стоит $70, двукратная - $120, многократная - $200.

Проводя эти сравнения, мы не касаемся вопросов поведения сотрудников консульских служб, режимов их работы, наличия или отсутствия очередей, в том числе потому, что это во многом зависит оттого, как в каждом конкретном случае организована работа консульства, от отношения к этому соответствующего посольства, его руководства, включая генерального консула. Например, при огромном количестве претензий к работе многих наших консульств со стороны иностранных граждан, в некоторых из них, в частности, в Нью-Йорке и в Риме, с назначением новых руководителей консульских служб реально наводится порядок.

Более того, речь даже не идет о позиции руководства Департамента консульской службы МИД РФ, которому не чуждо стремление к организации более эффективного обслуживания въездных турпотоков. Свою позицию в решении этой проблемы сформулировало и Минэкономразвития РФ, пробив в Концепции развития туризма в России пункт о необходимости упрощения туристских формальности для граждан стран, безопасных с точки зрения нелегальной миграции. Речь, вообще-то, идет о самой системе оформления виз, которая совершенно очевидно показывает, что дело вовсе не в вопросах безопасности и необходимости тщательной проверки аппликантов. Какая уж тут проверка, если, например, в российском консульстве в Сан-Франциско многократную визу можно получить в течение одного дня, заплатив «всего лишь» $450. Дело, конечно, в фискальном подходе к организации консульского дела как естественного монополиста с извлечением монопольно высокой прибыли и с использованием для этого методов, сильно напоминающих так называемую пересортицу в советской торговле. А между тем, от турпотоков в Россию напрямую зависят и налоговые поступления в бюджет с доходов туриндустрии, и создание рабочих мест для российских граждан, и развитие смежных отраслей экономики, и многое другое.

Например, сейчас стоит вопрос о введении визового режима с Польшей. А это государство, помимо всего прочего, на сегодня является основной безвизовой страной транзита автобусных туров на Европу. Этот турпоток только из Москвы составляет более 100 тыс. человек в год. Причем, главными потребителями автобусного турпродукта являются клиенты с относительно невысоким уровнем доходов, для которых это подчас единственная возможность своими глазами увидеть Европу и показать ее детям.

Что произойдет с введением визового режима? Польская сторона, у которой может возникнуть немало технических проблем с консульским обслуживанием такого количества туристов в пик сезона, по нашим сведениям, готова идти на серьезные уступки по сумме визовых сборов, как это сделано для других стран СНГ. И если паритетная стоимость визы не превысит 10 долларов, реальную картину турпотоков это не изменит. Но если российская сторона выставит на переговорах визовые сборы в сумме 20, 40 или вообще 60 долларов, а с наших станется, то можно себе представить, сколько будет стоить двукратная виза, которую обычно приходится оформлять при транзитном проезде через страну, и насколько менее доступной станет Европа для россиян. Кстати, Российский союз туриндустрии уже направил письма по этому вопросу в посольство Польши в РФ и в МИД РФ. Этот пример наглядно покажет, что торжествует в нашей стране – интересы россиян и имидж государства или ведомственно-финансовые соображения.

Инициатива относительно создания безвизового режима со странами Евросоюза к 2007 году, конечно, может только приветствоваться. Но хотелось бы надеяться, что вопросы открытости России как важнейшего условия реализации этого проекта начнут решаться уже сегодня. Именно так делают, например, Киргизия и Украина, предпринимая конкретные шаги к введению безвизового въезда для граждан экономически развитых стран. А иначе может получиться, как с экспериментом по выдаче «быстрых» виз на пунктах въезда в Россию через Москву, Санкт-Петербург и Калининградскую область, который фактически был провален, поскольку грозил существенным сокращением доходов российских консульств за рубежом.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно