РАТА-новости
Шарджа с 1 сентября
 
Греция 06.09
 
Мостурфлот с 9 сентября
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Иерусалим
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel с 9 сентября
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3741Туроператоры просят государство защитить их бизнес от нелегалов из Китая и Кореи

Туроператоры просят государство защитить их бизнес от нелегалов из Китая и Кореи


В условиях снижения курса национальной валюты и резкого сокращения выездного рынка туроператоры активизировали работу на въездных и внутренних направлениях. Именно они сейчас становятся точками роста. Однако столь массовая переориентация, как полагают в Сибирской Байкальской ассоциации туризма (СБАТ), чревата опасностью выхода на этот рынок непрофессиональных туроператоров. Все чаще в турбизнесе пытаются легализоваться иностранные незаконные предприниматели.

 

На востоке России эта проблема приобрела катастрофический характер. Например, обслуживанием корейских туристов на территории Иркутской области в 95 случаях из 100 занимаются граждане Кореи. Аналогичная ситуация с туристами из Китая – граждане этой страны, под различными предлогами осевшие в России, ведут нелегальную или полулегальную туристическую деятельность по приему своих соотечественников. В качестве гидов они используют студентов из своих стран, которые учатся в наших вузах. То же самое происходит в Бурятии, Забайкальском, Хабаровском, Приморском краях и других регионах. СБАТ, которая входит в Российский союз туриндустрии, предложила совместно выработать меры по решению этой проблемы.

 

С подобными проблемами сталкиваются и Москва, и Петербург, хотя ситуацию в этих городах назвать катастрофической нельзя. Например, в обеих столицах на постоянной основе работают 70 и 120 лицензированных гидов-китаистов соответственно. Но после 2007 года, когда китайскоговорящий турпоток начал стремительно расти, аккредитованных гидов стало не хватать. Тем более что помимо китайцев из КНР есть и группы из Гонконга, Тайваня, Сингапура. «Поток действительно вырос существенно. Мы не можем обойтись только аккредитованными гидами. Их не хватает даже на весь объем только нашей компании», – сказал RATA-news управляющий директор «Тари-тур» Игорь Кузьмин.

 

Как утверждают специалисты, сейчас аккредитованные гиды обслуживают в Москве и Петербурге весь поток китайцев, проживающих за пределами КНР. Что же касается туристов непосредственно из Китая, то аккредитованные гиды в основном работают с вип-клиентами и гостями российских фирм. А из огромного потока китайцев, прибывающих по безвизовому обмену, по данным Института Дальнего Востока РАН, аккредитованные гиды обслуживают только 10%. Все остальные туристы – на попечении китайских нелегалов.

 

На востоке страны ситуация еще парадоксальнее. В Иркутске аттестованных гидов со знанием корейского языка – двое, китайского – 32. В 2014 году местными вузами было выпущено 28 специалистов с китайским языком и опять же всего два – с корейским. Как пояснили в СБАТ, сейчас желающих изучать корейский язык практически нет, так как по окончании института работу по специальности не найти – российский бизнес вытеснен из сферы приема корейских туристических групп

 

Если до конца 90-х годов нелегальных китайских турфирм на российском рынке было считанные единицы, то после подписания в феврале 2000 года между РФ и КНР соглашения о безвизовых групповых турпоездках они стали расти, как грибы. Большинству туристов такие компании предлагают продукт, который экскурсионным назвать можно только условно. На рынке говорят о специфическом китайском способе ведения бизнеса, с которым россиянам очень трудно конкурировать: клиентам выставляют цены заметно ниже себестоимости, а все главные объекты показа включают в программу без входных билетов, так что плата за них потом поступает прямо в карман гида. Даже посещение Кремля вплоть до октября 2013 года не включалась в тур, а тоже предлагалась отдельно. Качество работы таких гидов вызывает множество нареканий. Но есть и совершенно вопиющие случаи: гид-китаец проводит экскурсию для группы туристов в Эрмитаже, а на просьбу показать аккредитацию говорит, что он просто «общается со своими китайскими друзьями».

 

Как рассказала RATA news директор петербургского оператора «Фаворит» Светлана Федотенкова, ее компания готова активнее работать с китайскими туристами. «Но надо понимать, что это – риск. Даже в условиях кризиса и спада потока из других стран подходить к китайскому рынку надо очень осторожно. Мы, например, работаем только по 100-процентной предоплате, что китайцев часто не устраивает. А это и есть главное отличие китайского потока, например, от французского или немецкого. Когда к нам едут французы, они покупают полноценный пакет, это дает и работу нам, и деньги, которые поступают в бюджет нашей страны. Совсем другое дело – китайский поток, который сейчас фактически проходит в страну минуя российских операторов», – пояснила она. С ней согласна исполнительный директор СБАТ Галина Солонина: «Гиды-нелегалы не платят налоги, им не нужно содержать офис, их никто не проверяет. Единственное, что требуется – это телефон, чтобы принимать заявки. Конечно, такой туризм гостям региона обходится дешевле, но и качество услуг страдает: транспорт грязный, питание некачественное. Туристы недовольны».

 

По данным Иркутского международного аэропорта, в 2013 году из Китая в Иркутск прилетело 51,2 тыс. человек, из Южной Кореи – 3,4 тыс. За 10 месяцев 2014 года поток составил уже 50,7 тыс. и 6 тыс. пассажиров соответственно. С 1 января 2014 г. появилось прямое авиасообщение между Иркутском и Сеулом. Но подавляющая часть этого потока идёт мимо иркутских операторов. В компании Green Express полагают, что через российских операторов проходит не более 20% корейского и 50% китайского объемов. По словам генерального директора компании Вадима Копылова, с отменой виз для корейцев ситуация сильно ухудшилась: нелегалы начинают разворачивать свои гостиницы, проникать во все сферы туристического бизнеса.

 

Светлана Федотенкова убеждена, что с ростом потока туристов из Китая и Кореи все эти проблемы будут только нарастать. «И решать их надо сейчас, потому уже завтра российские компании могут не справиться с экспансией нелегального бизнеса», – пояснила она. В этом деле стоит ориентироваться на опыт многих стран, которые лоббируют интересы национального турбизнеса. В том же Китае, например, никому в голову не придет привлекать к работе в качестве гидов для русских туристических групп наших соотечественников, хотя их уровень подготовки подчас выше, чем у китайских. В Таиланде, в Индии также введен запрет на проведение экскурсий для россиян нелицензированными русскими гидами.

 

Тем не менее Игорь Кузьмин предостерегает от простых запретительных мер: «Нехватка лицензированных китайских гидов очевидна. Но взять и одним махом запретить нелегалов – это не решение проблемы. Рынку нужна альтернатива. Например, надо максимально активизировать работу с китайской молодежью, которая учится в России, упростить для них доступ к обучению на курсах экскурсоводов». Эксперт предлагает посмотреть на вопрос более прагматично. «Я не лоббирую интересы китайского бизнеса, а хочу, чтобы к нам приезжало больше туристов. По своему опыту мы знаем, что китайцам гораздо комфортнее и спокойнее со своим гидом – как кстати, и россиянам за рубежом. Такой гид обычно лучше знает, что нужно и интересно его соотечественникам. Не случайно на лицензированных китайских гидов мы практически не получаем жалоб от клиентов, а на наших – получаем», – добавил он.

 

СБАТ предлагает целый комплекс мер, способный снять остроту ситуации. В ассоциации считают необходимым выработать критерии, которые могли бы препятствовать распространению незаконного предпринимательства, а также позволили бы развивать очень важные сегменты рынка въездного туризма из Кореи и Китая. Эти критерии могут быть закреплены отраслевым законом либо специальным постановлением правительства РФ, регламентирующим правила оказания услуг в туристической сфере. Кроме того, изменения надо вносить и в соглашение между правительствами России и Китая о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года. Кстати, компании, входящие в СБАТ, имеют 24-летний опыт работы в качестве уполномоченных организаций в рамках соглашений о безвизовом туристическом обмене между двумя странами от 1991 и 2000 годов.

 

В новую редакцию межправительственного соглашения, а также законодательные или подзаконные акты, регулирующие сферу въездного туризма, СБАТ предлагает внести требование о стаже туроператора не менее пяти лет, аналогичном стаже на руководящей должности для директора компании плюс высшее образование. Нелишним будет пункт о наличии в штате туроператора специалистов – граждан РФ со знанием иностранных языков, в частности, китайского и корейского. В штате уполномоченной компании в рамках соглашения должно быть, по мнению СБАТ, также не менее пяти специалистов со стажем работы в туризме три и более лет.

 

Прежде эти критерии не были детально прописаны в межправительственном соглашении, так как турбизнес в России был лицензионным видом деятельности. Но в связи с отменой лицензирования необходимо зафиксировать требования, способные обеспечить качество и надежность компаний, работающих как в рамках безвизового соглашения, так и вне его – по другим направлениям международного туризма.

 

Кстати, в китайском законодательстве установлена норма, согласно которой на рынок въездного туризма допускаются только те компании, которые имеют стаж работы в сфере внутреннего туризма не менее трех лет при отсутствии обоснованных претензий к ним со стороны потребителей и партнерских организаций. В СБАТ уверены: аналогичное требование должно быть и в российском отраслевом законодательстве.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал август
Вояджер
Польша гиф
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100