Россия наступает на пятки Турции
Закончилось лето – самый интенсивный период в туризме, и, хотя сезон еще продолжается, можно подвести некоторые итоги. Результаты спроса по обращениям в справочную службу «Красный телефон» за три летних месяца представлены в таблице. Цифры означают процент позвонивших по конкретному направлению относительно общего числа звонков.
Бесспорным лидером этого лета можно назвать Турцию, которая, по-прежнему, преподносит сюрпризы. Казалось, пик спроса на этом направлении был достигнут в предыдущие годы, но, оказывается, не все ресурсы исчерпаны. Страна сполна наверстала все, что было упущено в начале летнего сезона из-за военных действий в Ираке. Во многом это стало возможным благодаря активной позиции турецкой индустрии гостеприимства. Курортная инфраструктура в этой стране постоянно развивается, строятся новые оригинальные отели, которые рекламируются в России, создаются яркие анимационные программы – в общем, создается ощущение постоянного обновления турпродукта. Впрочем, не обходится и без проблем: оборотной стороной такого успеха является возрастающее в период пикового спроса количество жалоб, связанных с овербукингом, снижением уровня сервиса в отдельных гостиницах и сбоями в авиаперевозке, особенно в августе.
Очень хорошие показатели в этом сезоне наблюдаются по Тунису, где за последние несколько лет наметилась тенденция к увеличению спроса. Судя по всему, окончательно раскрутился в качестве летнего направления Египет, чему, конечно, способствовала плохая погода в Центральной России. В конце августа – начале сентября на этом направлении наблюдался почти ажиотажный спрос и даже – редкий случай! – недостаток перевозки. Положительные сдвиги также можно констатировать по Чехии и югу России.
Среди тех направлений, на которых наблюдается ухудшение показателей по сравнению с прошлым годом, можно отметить Испанию, среднюю полосу России, Хорватию, Кипр и Францию. Наиболее ощутимо падение спроса на Испанию, по подсчетам операторов – на 30-40%, и эти цифры совпадают с данными «Красного телефона». Среди причин можно назвать и стихийные бедствия, и небывалую жару, которая также затронула и Францию. Но, по мнению экспертов, главный повод для снижения спроса дал рост курса евро, вызвавший и подорожание туров, и повышение внутренних цен в стране. Кстати, это же касается и Хорватии, и Болгарии – они также выставили цены в евро, хотя формально к этой зоне не относятся.
Средняя полоса России осталась в лидерах спроса, а некоторое снижение интереса к ней, несомненно, вызвано совершенно не летней погодой в самый теплый сезон.
август | июль | июнь | ||||
|
2003 |
2002 |
2003 |
2002 |
2003 |
2002 |
Турция | 25.5 | 22.3 | 17.6 | 15.7 | 16.6 | 14.5 |
Россия (средняя полоса) | 15.0 | 19.1 | 19.3 | 21.2 | 19.0 | 20.6 |
Россия (юг) | 7.4 | 5.2 | 10.4 | 8.9 | 9.8 | 10.2 |
Египет | 6.0 | 5.6 | 2.9 | 2.7 | 2.1 | 2.1 |
Крым | 4.7 | 4.8 | 7.8 | 8.3 | 9.6 | 7.9 |
Кипр | 3.4 | 3.7 | 2.6 | 2.9 | 2.7 | 3.1 |
Греция | 3.2 | 2.7 | 2.3 | 2.3 | 2.1 | 2.6 |
Болгария | 3.0 | 3.1 | 3.9 | 4.3 | 4.5 | 4.9 |
Италия | 3.0 | 2.7 | 2.4 | 2.5 | 2.6 | 2.7 |
Тунис | 2.8 | 2.6 | 2.4 | 1.4 | 2.1 | 1.4 |
Испания | 2.5 | 3.6 | 3.4 | 4.1 | 3.4 | 3.9 |
Хорватия | 2.5 | 3.5 | 3.2 | 3.9 | 2.9 | 2.9 |
Европа (на автобусе) | 1.9 | 2.0 | 2.0 | 2.1 | 2.6 | 2.5 |
Чехия | 1.8 | 1.3 | 1.9 | 1.6 | 1.7 | 1.8 |
Франция | 1.5 | 1.9 | 1.8 | 1.9 | 1.8 | 2.3 |
Германия | 1.4 | 1.4 | 1.6 | 1.5 | 1.8 | 1.8 |
Скандинавия | 1.2 | 1.7 | 1.5 | 1.9 | 1.6 | 1.9 |
Прибалтика | 1.1 | 1.2 | 1.5 | 1.5 | 1.3 | 1.3 |