Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Обсуждаем проект постановления о субсидиях для туроператоров

01:35, 16 августа 2016

Минкультуры РФ выступило с предложением материально поддержать туроператоров по внутреннему туризму. Разработанная министерством программа субсидий рассчитана на 2016-2019 гг., на ее реализацию из федерального бюджета планируют потратить дополнительные средства уже в этом году – речь идет о 750 млн рублей. С 2017 по 2019 ежегодно будет выделяться по 2 млрд руб., то есть всего получается около 7 млрд рублей за три с небольшим года.

В перечень субсидируемых приоритетных направлений попали Ставропольский край, Карачаево-Черкесия, Азовское и Черноморское побережье Краснодарского края, Сочи, Крым, Калининградская область, Приморский край, Камчатский край, Бурятия и Иркутская область (озеро Байкал), Алтайский край и Республика Алтай. Все перечисленные регионы, кроме Камчатки, Приморья и Алтая, включены в этот список только на период с октября по апрель-май. По Сочи и Крыму из субсидий выпадают новогодние каникулы. Отдельным пунктом в проекте выделен культурно-познавательный сегмент, это так называемые межрегиональные маршруты – «Золотое кольцо», «Серебряное ожерелье», «Русские усадьбы», «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь», «Транссибирская магистраль», «Восточное кольцо». Их предлагают субсидировать круглогодично.

Туроператоры могут рассчитывать на субсидию в размере 1-2 тысяч рублей на туриста в зависимости от региона и количества обслуженных клиентов. К примеру, в Сочи или Кавминводы придется отправить не менее 500 человек в межсезонье, за что полагается 1000 рублей компенсации на одного туриста. А для Камчатки достаточно всего 50 туристов в год, но за каждого из них государство доплатит оператору 1,5 тысячи рублей. Для экскурсионных туров число туристов колеблется от 100 до 500, а вот сумма субсидий неизменна – 2 тысячи. Есть отличия и по длительности туров: для экскурсионных программ минимальный срок поездки составит четыре дня, для рекреационных – семь дней.

Проект постановления «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров» проходит стадию общественного обсуждения, ознакомиться с ним можно здесь.

Как пояснила RATA-news руководитель рабочей группы Комитета по импортозамещению при Минкультуры РФ Ирина Петрова, эксперты обобщили опыт по каждому городу и области, вошедшим в программу субсидий, учли статистику посещений и множество других факторов, определяющих туристическую картину регионов. Для участия в разработке проекта были приглашены порядка двадцати туроператоров, специализирующихся на различных видах отдыха в России. «Мы подготовили для министерства конкретные рекомендации, обсуждали цифры по турпотокам. Условия получения субсидий, на наш взгляд, вполне выполнимы. Например, 500 обязательных туристов для Карелии или Архангельской области, 100 для Байкала или Алтая – вполне реальная планка. К тому же для развития необходимо стремиться к росту продаж, теперь для этого есть дополнительный стимул», – подчеркнула она.

Операторы рассказала RATA-news, что в процессе подготовки постановления обсуждалась цифра и 5 тысяч туристов по отдельным направлениям, но было решено, что это многовато. «Нам удалось объяснить, что далеко не все маршруты располагают такой емкостью. В противном случае турбизнес не смог бы воспользоваться правом на субсидию. Также мы говорили, что не надо увеличивать минимальный срок экскурсионных поездок, и хорошо, что остановились хотя бы на четырех днях. Но жаль, что под субсидии не попали классические двухдневные уикенды», – говорит генеральный директор компании «Анкор» и руководитель Регионального совета РСТ Ольга Санаева. Конечно, небольшие нишевые компании, скорее всего, не дотянут до минимальных показателей и субсидий не получат, но в целом, по ее мнению, проект постановления в предложенной редакции устроит большинство участников рынка внутреннего туризма.

С ней согласна генеральный директор компании «Виадук-тур» Лариса Федорова: «Объемы заявлены вменяемые. Не знаю, насколько сложной будет процедура получения субсидий, но, на первый взгляд, все понятно и приемлемо. Жаль, что из поля зрения Минкультуры выпали туры выходного дня, ведь поездки на два-три дня наиболее востребованы. Но даже в этом случае мы наберем положенное количество туристов по разным направлениям», – заключила она.

Генеральный директор пермской компании «Валида» Елена Шперкина считает, что четыре дня для экскурсионки и неделя для отдыха – оптимальные сроки, а 500 человек – это всего 16 групп в год. «Думаю, уже половину «нормы» мы сможем выполнить за счет только школьных групп и поездок по маршрутам Золотого кольца и «Серебряного ожерелья». А компенсационные средства могли бы пойти на продвижение направления – сейчас операторы экономят на этой статье расходов», – заметила г-жа Шперкина.

Но к проекту все же есть вопросы. Директор российского отдела компании «Ванд Тревел» Ирина Астахова обратила внимание, что экскурсионные туры на четыре дня считаются наиболее утомительными для туриста. «Они постоянно переезжают на автобусе по разным гостиницам, уже на третий день многие от этого устают. Поэтому ходовые туры, как правило, двухдневные с одной ночевкой». Кроме того, по ее мнению, надо было учесть, что из Москвы, дающей ощутимую, часть активно путешествующих экскурсантов, люди выезжают на экскурсии только на выходные дни. «Впрочем, условия мы выполним – и по Золотому кольцу, и по «Серебряному ожерелью», это хорошо раскрученные маршруты, с отличными отелями и экскурсоводами. «Русские усадьбы» тоже удачное направление», – говорит г-жа Астахова.

Также она добавила, что некоторые межрегиональные программы, например, «Великий шелковый путь» и другие, требуют более продуманной концепции: одной лишь исторической подоплеки мало, чтобы туристы поехали массово. И Ирину Астахову удивило, что в список субсидируемых в межсезонье регионов попали Кавминводы: «Там исторически не бывает низкого сезона, россияне едут на лечение круглый год, а многие специально так подгадывают отпуск, чтобы избежать жарких месяцев». Аналогичный вопрос вызывает и попавший в перечень Сочи – естественно, вместе с зимним сезоном в Красной Поляне, который никак нельзя причислить к провальным с точки зрения спроса.

 

Наталья Панферова, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно