Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Почему падает прибыль от приема китайцев в России

08:07, 16 июня 2006

Количество приезжающих, например, в Иркутск, китайских туристов ежегодно растет - а прибыль российских турфирм, традиционно занимающихся их приемом, пропорционально падает. Почему? Нигде не зарегистрированные корейские бизнесмены принимают в Иркутске не только своих соотечественников, но и граждан третьих стран. Кстати, по этой же схеме действуют в регионе и южнокорейские турфирмы

Может ли в этой ситуации что-то изменить в свою пользу иркутский турбизнес без привлечения силовых структур и налоговых органов? Попытку найти ответ на этот вопрос предпринял в своей книге «Россия в условиях глобальной китайской миграции» ведущий российский синолог (китаевед) В.Г. Гельбрас (издательство «Муравей», 2004). Материал любезно предоставлен RATA-news редактором иркутского журнала «Открытый мир – Азия» Владимиром Бережных.

 

Китайский туризм в России

С конца 1990-х годов развернулся процесс диверсификации хозяйственной деятельности китайского землячества (в России – Владимир Бережных, далее В.Б.). Для жителей (России – В.Б.) он особенно заметен благодаря появлению китайских ресторанов.

В последние годы, особенно в 2000-2002 гг., бурное развитие получил китайский туризм в Россию, приобретший принципиально новые черты и новое качество. Предложений в этой области масса, на любой вкус: предлагают свои услуги крупные, средние, мелкие компании, даже индивидуальныепредприниматели.Судя по рекламам, регистрация официального статуса организаторов туризма мало волнует. Об этом можно судить по рекламам китайских туристических фирм в Санкт-Петербурге. Ни одна из них не зарегистрирована.

Интервью китайцев и россиян, вовлеченных в работу китайских туристических фирм, позволили выявить следующую картину.

По обе стороны границы на Дальнем Востоке на протяжении многих лет имеет место фактически свободное обращение рубля и юаня. Поскольку многие россияне не располагают долларами, но нуждаются в китайских товарах, а китайцы, со своей стороны, по той же причине, нуждаются в рублях, на приграничных рынках сложился незаконный обмен рублей на юани. Некоторые китайские фирмы, видимо, уже давно занявшиеся скупкой рублевой массы, к 2000 году стали обладателями значительных средств. Накопленный капитал позволил им существенно «развить» туристический бизнес на основе схем «теневой» экономики. Туристические группы начали комплектоваться в большинстве случаев из работников какого-либо китайского государственного предприятия, учреждения или организации. Выяснилось, в частности, что, как правило, туристы не платят за поездку, оплата производится их организацией или предприятием. Туристические фирмы, как рассказывают (проверить не удалось), привлекли директорский корпус и руководителей организаций и учреждений к участию в своем бизнесе, выплачивая им соответствующие комиссионные. Средства черпаются из фондов государственных предприятий, учреждений, организаций, комплектующих туристическую группу. Турпоездка в Россию одного человека на пять дней с посещением Москвы и Санкт-Петербурга обходится ее организатору от 1500 до 2000 долларов.

Далее используется следующая схема. Группа следует в Россию по кратчайшему маршруту – до Владивостока, Хабаровска или Благовещенска. Билеты приобретаются за юани. Затем группа направляется по дальнейшему маршруту, билеты уже приобретаются за рубли. По маршруту следования туристическая группа везде, где возможно, передвигается на автобусах или автомашинах, принадлежащих китайским фирмам либо арендованных ими, питается в китайских ресторанах, привлекает к работе китайских гидов и т. д. Турист, желающий что-либо приобрести в России, обязан обменять юани или доллары на рубли только у руководителя группы.

Руководители группы обманывают туристов везде и на всем. Например, билет в московский цирк, посещение которого входит в программу, стоит, например, 100 руб., но туристу говорят, что его цена – 100 долл., и т.д.

В России сложилась специфическая сеть магазинов, получивших название «процентных». Туристов, желающих приобрести какие-либо товары (это, как правило, ювелирные изделия, оптика), привозят в магазины, установившие 10-15% скидку для покупок группы. Эта скидка поступает руководителю группы, который по завершении тура должен сдать фирме до 300 долларов с каждого человека. Такова практика.

Туристические фирмы стремятся свести к минимуму расходы, связанные с использованием услуг российских фирм. Наоборот, они стремятся максимально увеличить доходы китайских фирм и мигрантов, успешно уклоняющихся от уплаты налогов. Таким образом, деньги, потраченные туристами в России, практически в преобладающем объеме оседают в китайском землячестве или полностью возвращаются в Китай. Китайские туристические фирмы зарабатывают гигантский капитал, одновременно способствуя разложению китайского чиновничества, опустошению казны государственных предприятий и накоплению финансовых средств в китайских землячествах России.

Китайский туристический бизнес приобрел значительные масштабы. Согласно, например, данным по Приморскому краю, в 2000 г. его посетило 162 тыс. иностранных туристов, в том числе свыше 151 тыс. китайцев, в 2001 г. – соответственно более 173 тыс. и 154,5 тыс. человек. Это значит, что китайские туристы составляли практически 90% всех иностранных туристов, прибывших в этот край. Если говорить о Дальневосточном федеральном округе, то в 2001 г. его посетило 386,7 тыс. китайцев, в том числе 231 тыс. туристов.

В результате сложился еще один сектор «теневого» бизнеса, наносящий огромный ущерб как российской, так и китайской экономике. Китай и Россия несут существенные потери. Важная сторона этого бизнеса в России заключается в том, что китайские землячества получили еще один крупный источник накопления капитала и расширения своей предпринимательской деятельности.

Если допустить, что за каждого туриста китайские предприятия, учреждения, организации заплатили турфирмам только по $1500, то без учета всех остальных доходов они заработали в 2001 г. не менее $350 млн. Таковы масштабы чистого ущерба государственного сектора Китая под воздействием туристического бизнеса. Согласно произведенной нами оценке, прибыль китайского турбизнеса образуют не менее половины средств, привлеченных в качестве оплаты тура.

Похоже, что упущенная прибыль российской стороны обратно пропорциональна доходам китайских туристических фирм. Так, объем туристических услуг по Приморскому краю в 2001 г., по сообщению «Восток-Медиа» от 6 мая 2002 г., составил 230 млн. рублей, что в 1,2 раза превышает уровень 2000 г. В бюджетную систему РФ всех уровней туристическими фирмами перечислено более 33 млн. рублей налогов. На пунктах пограничных переходов в виде различного рода сборов было уплачено 34 млн. рублей. Если учесть, что за границу выезжало почти 445 тыс. россиян и приезжало 154,5 тыс. китайских туристов, не говоря уже о других иностранцах, то нельзя не признать, что объем туристических услуг в расчете на одного человека оказался ничтожным – всего 380 рублей. В виде налогов и сборов поступило около 110 руб. в расчете на одного человека. Это, можно сказать, совершенно смешные суммы. По сути, основная масса доходов от китайских туристов ограничена поступлениями от их авиационных и железнодорожных перевозок.

Ясно, китайские землячества в России активно расширяют сферу предпринимательской деятельности, широко используя средства и возможности нелегальных операций и «теневого» оборота. Они, с одной стороны, способствуют наступательной внешнеэкономической стратегии Пекина, но с другой – руководствуются собственными интересами, не всегда совпадающими с планами и намерениями Пекина. В том и другом случаях их деятельность наносит ущерб экономической безопасности и сдерживает становление цивилизованной рыночной экономики России. Во-первых, она закрепляет положение России в качестве сырьевого придатка Китая. Во-вторых, превращает Россию в рынок сбыта китайских товаров. В-третьих, способствует расширению китайской миграции в Россию и через Россию в другие страны. Китайские землячества в России ныне способны обеспечить прием и обустройство значительного числа мигрантов из КНР. Это обстоятельство может создать серьезные проблемы для России. Наконец, китайские землячества становятся важным каналом промышленного шпионажа и использования нелегальных методов для получения научно-технических разработок.

Важно и иное: применение китайскими предпринимателями разного рода «серых» и «черных» схем стало возможным из-за серьезных изъянов в политике и деятельности российских властей, коррупции и мздоимства в органах власти и силовых структурах России, нравственного и морального падения общества. В новой обстановке возникла необходимость обстоятельного отслеживания предпринимательской деятельности китайских мигрантов и китайских землячеств, тем более, что по тому же пути идут землячества вьетнамцев и зарубежных корейцев. Такая работа может дать реальный результат только при серьезной перестройке соответствующих российских органов власти, чистки их кадрового состава и систематической работе по возрождению элементарных норм чести и достоинства гражданина великой державы.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно