Калуга

В России выросли продажи путеводителей и заметно изменились предпочтения покупателей

Россияне сейчас гораздо активнее покупают путеводители, чем год назад. Об этом сообщила RATA-news Елена Петрова, генеральный директор издательства «Аякс-Пресс», выпускающего путеводители «Полиглот».

Как мы уже рассказывали, продажа книг, рассказывающих о том или ином туристическом направлении, – чуткий барометр ситуации на рынке. «В апреле мы отгрузили в целом на 23% путеводителей больше, чем в том же месяце 2016-го», – сказала г-жа Петрова. По ее словам, апрель – очень показательный месяц, так как накануне сезона издания отправляются в максимальное число точек распространения: помимо книжных магазинов, это еще и супермаркеты, и другие места продаж.

Анализ показывает, что россияне в этом году не только более решительно настроены на отдых, но и довольно заметно поменяли прежние предпочтения.

«В 2016 году магазины заказывали больше российских направлений – Петербург, Крым, Москва, Казань, Калининградская, Тверская область, а также бывшие республики СССР – Узбекистан, Белоруссия. А в 2017 году преобладает Eвропа – Прага, Греция, Италия, Вена, Будапешт, Париж, Кипр», – пояснила Елена Петрова.

В число лидеров, например, буквально ворвалась Грузия. Путеводитель это новый, в 2016 году его не было в линейке «Аякс-Пресс». Но, скорее всего, если бы был, то уже тогда оказался бы в топах. «Очень удивляет также Узбекистан. Его нет в туристических рейтингах, о нем не так много пишут, а по отгрузкам – второй год в лидерах продаж, – говорит г-жа Петрова. – Мы выпустили книгу в марте 2016 года, тираж был рассчитан на два года, но уже сейчас заканчивается, и мы начинаем работу над вторым изданием».

По словам эксперта, Крым также пользуется спросом все время с момента присоединения к России, сейчас в продаже уже третий путеводитель за четыре года.

Тем не менее, двадцатка самых востребованных путеводителей в нынешнем году серьезно изменилась. Прочнее всех оказалась позиция у Петербурга: в прошлом году этот путеводитель возглавлял список, а в 2017 году занял второе место. А вот Крым спустился с четвертого места на седьмое, Казань – с шестого на восьмое, Белоруссия – с десятого на пятнадцатое. Еще ощутимее потеряли в популярности другие прошлогодние лидеры: Москва с пятой позиции ушла на двадцатую, Калининградская область и Сочи не вошли даже в двадцатку.

Таблица показывает апрельские данные по продажам топ-20 путеводителей по направлениям в процентах от общего количества реализованных изданий серии «Полиглот». Прочерк означает, что в прошлом году путеводитель в двадцатку не входил.

Помимо указанных в таблице, в 2016 году в двадцатку самых популярных путеводителей также входили Тибет (3 место), Калининградская область (7), Сочи (8), Вьетнам (9), Рим и Ватикан (15), Амстердам (16), Барселона (18), Тверская область (20).

Основной объем реализации приходятся на крупные города – Москву, Петербург, Новосибирск, Красноярск, Казань. В малых городах России продажи путеводителей фактически стоят, уходит лишь по несколько штук в месяц. «У нашего издательства более 350 партнеров по распространению – от крошечных «клубных» магазинов до крупнейших национальных оптовиков-дистрибутеров, от гипермаркетов до интернет-магазинов. У каждого свои особенности – в зависимости от региона, концепции магазина и, следовательно, целевой аудитории», – пояснила г-жа Петрова. Бывает, некоторые направления свои позиции теряют, но интерес к ним у целевой аудитории по-прежнему велик. Например, в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в Московской области отлично продаются Москва, Подмосковье, Золотое кольцо, Тверская и Вологодская области. При этом в музее представлена практически вся линейка «Полиглота» – свыше 160 титулов. Очевидно, что здесь путеводители получают свою главную аудиторию – любителей путешествий по родному краю.

Но, независимо от размеров и специфики торговых точек, общий тренд года легко просматривается по всей стране: в топ-20 продаж вошли Крым, Грузия, Абхазия, Сербия, Узбекистан, Кипр, Крит, Прага, Будапешт, Израиль. Вновь в лидер вернулись путеводители по Турции, её Средиземноморскому побережью, Стамбулу.

В магазинах Сибири свои предпочтения – Сеул, Южная Корея, Китай, Пекин, Япония, Сингапур, Байкал. И это вполне объяснимо. Удивительно, по словам Елены Петровой, другое: и здесь в лидерах продаж оказались Италия, Лазурный берег Франции и Золотое кольцо.

Издание путеводителей – бизнес на стыке туристического и книжного. Падение спроса на путешествия, закрытие Египта и Турции, ограничение выезда за рубеж для некоторых категорий россиян не могли на нем не сказаться. По словам Елены Петровой, кризис пережили далеко не все игроки: «Не выходят больше на русском языке зеленый гид Michelin, Berlitz, Thomas Cook, перестали выпускать новые путеводители издательства «Афиша» и «Вокруг света». Таким образом, основными поставщиками серийных путеводителей остались издательства «Аякс-Пресс» и «Эксмо».

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати