РАТА-новости
ТурТрансВояж 03.12.18
 
Круизы 08.12
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Декабрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3680Беларусь: тихая гавань в зоне турбулентности

Беларусь: тихая гавань в зоне турбулентности


В начале летнего сезона некоторые российские туроператоры по Беларуси констатировали снижение спроса на внезапно подорожавший турпродукт этой страны. Сегодня многие говорят, что тормозятся продажи зимних туров, в том числе и новогодних – рост цен и экономический кризис в России заставляют туристов откладывать или вовсе отменять поездки.

 

Впрочем, несмотря на опасения, не все операторы зафиксировали снижение спроса на Беларусь. Руководители компаний дали порой прямо противоположные оценки: у кого-то направление просело на 10-20%, где-то продажи остались на прежнем уровне, а в ряде случаев произошел даже рост – также в пределах 10-20%.

 

В компаниях, не заметивших спада спроса, говорят, что работа с Беларусью отличается стабильностью и спокойствием – это «тихая гавань, в которой все всегда хорошо». Там, где случился рост, уточняют, что этому поспособствовали ограничения на выезд за границу для некоторых категорий россиян, а также падение курса рубля, из-за чего существенно подорожали европейские лечебные туры.

 

 

Средняя цена суток в белорусском санатории с питанием и лечением, по данным операторов, составляет сегодня 1500-1700 рублей, рост относительно прошлого года составил 300-500 рублей. Но даже в этой ситуации направление остается конкурентоспособным по сравнению с аналогичными курортами России и Прибалтики.

 

Белорусское направление круглогодичное. 80-90% потока – лечебно-оздоровительный туризм. Даже новогодние туры – это чаще всего путевки в санатории. Многие клиенты каждый год ездят в одно и то же место и минимум на 10-12 дней.

 

Второй по популярности вид туризма – экскурсионный. В последние годы, по словам многих операторов, его доля постоянно растет. Самые востребованные маршруты – стандартные программы по основным достопримечательностям, комбинации Минска с интересными областными центрами – Гродно, Витебском, Брестом и т.п. Все чаще клиенты ищут для своих поездок более интересное и эксклюзивное наполнение, например, интерактивные программы, ночевки в старинных замках, мастер-классы, дегустации и т.п. Операторы говорят, что интерес к экскурсионным турам по Беларуси растет благодаря оптимальному соотношению цена-качество, и они вполне могут конкурировать с аналогичными предложениями по Золотому кольцу, Санкт-Петербургу и другим внутрироссийским направлениям. Продолжительность таких поездок колеблется от двух-трех дней до недели, программы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Кроме того, в этом виде туризма сильнее чувствуется сезонность, больше заявок операторы получают летом. В этом году повышенным спросом пользовались туры на майские и июньские праздники.

 

Те, кто едет в белорусские санатории на лечение, тоже не отказываются от экскурсий. Поскольку самые популярные объекты размещения находятся в Минской области, проблем с посещением музеев и достопримечательностей у отдыхающих нет.

 

 

В последние годы появился небольшой спрос и на горнолыжные туры в Беларусь. Россияне едут в Силичи, Логойск, Мозырь. Впрочем, специалисты делают существенную оговорку, что эти центры – любительские варианты, которые подходят для начинающих катальщиков и для семей с детьми. Но эти места пользуются популярностью среди местных жителей и ежегодно заполняются на 100%, поэтому оформлять заявки нужно как можно раньше.

 

Добираться до белорусских курортов россияне предпочитают поездом. Минский аэропорт удален от города, количество вариантов вылетов невелико, экономия времени в итоге получается несущественной. Из Москвы поездом очень удобно: дорога занимает всего 8 часов, переезд ночной, в 7.00 туристы уже в Минске. В последнее время россияне все активнее едут в Беларусь на личном транспорте: дорога отличная, переезд занимает те же 7-8 часов, а для семьи из четырех человек получается заметная экономия.

 

В числе проблем направления операторы назвали продолжающийся рост цен и нестабильность курса российского рубля. В ряде санаториев стоимость продукта уже не соответствует его качеству.

 

Особенность направления, которая вносит элементы экстрима на этот довольно спокойный рынок, – «плановое» ценообразование. Большинство санаториев продолжают формировать прайсы поквартально, что мешает глубине продаж, особенно на летний период. Это единственное подобное направление в арсенале российских операторов, по остальным цены на весь год становятся известны в январе и даже раньше. Учитывая валютные колебания, ожидание становится особенно «томительным». К примеру, новогодние цены стали известны только в середине сентября, а на первый квартал 2015 года есть еще не все. Российские компании опасаются, что белорусские партнеры начнут массово переводить расчеты в доллары или евро. Многие, кстати, уже начали это делать.

 

 

Не все белорусские поставщики услуг понимают особенности работы цепочки туроператор – агент. К примеру, не включают в свои цены комиссионное вознаграждение. В итоге российской стороне приходится «накручивать», что негативно сказывается на объемах продаж. Также принимающие стороны не всегда отличаются скоростью обработки запросов и гибким отношением к нестандартным задачам.

 

Снижения цен никто не ждет. Напротив, в связи с падением курса рубля, в том числе и относительно белорусской валюты, многие прогнозируют дальнейший их рост. Подвинуть цены в сторону уменьшения в течение 2014 года белорусы не пытались, поскольку, на фоне некоторого спада российского потока, растет их внутренний рынок. Жители Беларуси, как и наши соотечественники, стали реже позволять себе выезды за рубеж и больше отдыхать у себя на родине. Поэтому для внутреннего белорусского рынка ничего болезненного пока не происходит. Реакция может последовать в том случае, если, к примеру, заметно просядут новогодние продажи.

 

Руководители и специалисты операторских компаний, которые продают Беларусь, подвели для RATA-news предварительные итоги работы с направлением в 2014 году.

 

Сергей Стребков, «Солвекс-Трэвэл»: «В этом году Беларусь существенно подняла цены на свои услуги – примерно на 25% относительно прошлого года. Спад спроса на нее в нашей компании я бы оценил в 15%. Новогодние продажи идут на уровне 2013 года, но есть некоторое торможение: в предыдущие годы они все время прирастали, сейчас – нет. Заметно выросла стоимость новогоднего банкета – до 8 тыс. рублей с человека. Кроме того, в среднем на 20% подорожали железнодорожные билеты, что также привело к удорожанию турпакетов. Все это привело к тому, что ухудшилось соотношение цена-качество, бывшее главным козырем белорусского направления».

 

 

Оксана Булах, «Алеан»: «Общий объем продаж Беларуси у нас сохранился на уровне прошлого года. По санаториям в летний период было падение, так как наблюдался большой дефицит мест. Отчасти это связано с ростом бронирований со стороны туристов, которые переориентировались с Украины, отчасти – с тем, что местные жители, также потерявшие возможность отдыхать на Украине и Крыму, активно поехали в свои санатории. Осенью это падение было отыграно и уже можно говорить о небольшом приросте по отношению к прошлому году.

 

Продажи экскурсионных туров выросли почти в два раза, опять же – за счет переориентации с Украины. Цены по сравнению с прошлым годом практически не изменились – если и подросли, то на 3-5%. Повышение цен идет на 2015 год – от 10 до 20 процентов. В продажах зимних туров сохраняется общая тенденция всего сезона – большое количество коротких бронирований. Но есть заявки на декабрь-февраль, это около 40% от ежедневного объема. По экскурсиям ситуация с глубиной продаж повеселее».

 

 

Мария Рябова, «Кандагар»: «Ситуация двоякая. С одной стороны, из-за кризиса и череды банкротств люди опасаются обращаться в туркомпании, а с другой – многим гражданам закрыли выезд из страны, и они стали активнее бронировать «разрешенные» направления. Цены на Беларусь по сравнению с прошлым годом выросли, поэтому заметного роста продаж мы не видим. Колебания курсов валют постоянно дают о себе знать. С декабря, например, партнеры в очередной раз выставили нам новые прайсы в связи с падением рубля. Цены выросли в среднем на 300 рублей с человека (было около 1500 рублей) в сутки при размещении в санатории с питанием и лечением. Изменения, правда, коснулись не всех объектов.

 

Зимними турами начали активно интересоваться только две недели назад, бронирований пока немного. Люди слышат цены и уходят думать. Реальные заявки, видимо, начнут поступать чуть позже. Но тогда выбирать туристам придется из того, что останется».

 

 

Лариса Шишкова, «Роза ветров»: «Рост продаж, если и был, то совсем небольшой. Цены на популярные санатории летом высоковаты, а в межсезонье, начиная с октября, – более приемлемые, и наши клиенты чаще выбирают именно эти даты. Раскрученные белорусские санатории «Юность», «Приозерный» и другие, конечно, загружаются в любое время года. Люди их знают, любят, и стоимость путевок никого не останавливает.

 

Сегодня чувствуется, что будет отложенный спрос. Звонки есть, но активных продаж пока нет. Броней на зимние и новогодние туры сейчас меньше, чем в это же время в прошлом году. Чаще, кстати, спрашивают даты заездов сразу после Нового года, а большинство санаториев предлагают только 28, 29 или 30 декабря. Многих наших клиентов это останавливает, потому что они хотели бы отметить праздник в кругу семьи, а на отдых выехать 2-3 января.

 

Цены повысились в среднем на 10%. На лечебные туры – совсем немного, а на экскурсионку очень многие партнеры сформировали прайсы в валюте, что тоже сдерживает туристов. Именно белорусы всегда давали цены в рублях, а сейчас кто-то пересчитал цены на свои новогодние программы в евро, кто-то – в доллары. Возможно, продажи активизируются чуть позже, ведь особых приготовлений к поездке в Беларусь россиянам не требуется – не нужна виза, заграничный паспорт и т.п.»

 

 

Сергей Ромашкин, «Дельфин»: «Направление у нас пользуется хорошим спросом и во все месяцы прирост относительно прошлого года был равномерный – примерно на уровне 18-20%. Есть он и сейчас. Несмотря на рост цен примерно на 10-12%, белорусские санатории по-прежнему доступнее, чем аналогичные российские курорты, например, Кавказские Минеральные Воды. Мы довольны результатами и считаем, что направление и дальше будет расти.

 

Проблема последних трех недель – российский рубль снижается не только относительно доллара и евро, но и – неожиданно – относительно белорусского рубля, который всегда казался не очень крепкой валютой. Для туристов эта разница пока незаметна, наши туры номинированы в российской валюте, и мы платим мы партнерам в рублях. Но принимающая сторона обеспокоена снижением курса и уже предупредила, что в дальнейшем возможен пересмотр цен. Они выбирают – либо привязать их к белорусскому рублю, либо – к доллару и евро. На второй вариант мы не согласимся. Но в любом случае пока ничего не произошло. Подождем».

 

Андрей Жарков, «Жарков-тур»: «Цены выросли примерно на 10%, но все равно у нас на этом направлении был рост на 30%. Люди выбирают Беларусь, потому что это дружественная страна, она рядом и расходы на месте не нужно привязывать к курсу доллара или евро. По сравнению с курортами Латвии, Литвы и Эстонии, где цены в евро, направление выглядит более привлекательно. Наша компания занимается исключительно экскурсионными турами, и сейчас мы видим интерес к различным зимним программам, в том числе и детским. Например, рождественские туры к белорусскому Деду Морозу».

 

Михаил Романов, «Орфей»: «Продажи этого направления в последнее время находятся в зоне турбулентности: прежде скакала белорусская валюта, теперь скачет российский рубль. Работать сложно. Цены, как в середине 1990 годов, приходится менять чуть ли не каждый день. Расчеты с партнерами ведутся по-разному: то это рубль, который вдруг начинает падать, в том числе и по отношению к белорусскому рублю, то евро. Эти причины привели к спаду продаж – примерно на 10%, а цены на пакеты выросли на 20%. При привязке к евро Беларусь становится чуть ли не самым дорогим направлением внутреннего туризма.

 

 

Продажи туров зимних и новогодних туров идут сейчас плохо, кто бы что ни говорил. У принимающих компаний, возможно, другая картина, так как к ним едут, в том числе, и напрямую, и не только из России. Москвичи в связи со всеми последними событиями в турбизнесе все реже хотят обращаться в турфирмы».

 

Анна Вальцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал промо
Visit Japan - тренинг
Питер тур Паринова 14.12
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
«Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная»
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами»
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
«Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась»
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100