Алеан 25.03
 
Греция
 
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Италия 24.06
 
 
Орфей 30.05
 
Веди Чехия -1
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июнь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru 
 
 
Веди Чехия -1
 
Главная№3613Въездной турпоток в Россию упал на 30-50%

Въездной турпоток в Россию упал на 30-50%


Летний сезон 2014 года стал крайне тяжелым не только для выездного, но и для въездного туризма. Причины практически одинаковые: обострение отношений России и Запада привело к спаду въездных турпотоков практически из всех стран. Особенно заметно это по США и Великобритании. Азиатские рынки оказались более устойчивыми, но и оттуда туристов в России стало на 10-15% меньше, чем годом раньше. Затронут даже китайский рынок, который в последние годы бурно рос и развивался. Хотя для некоторых компаний он стал почти спасением.

 

В 2013 году десятку стран, откуда в Россию ехало больше всего иностранных туристов, возглавили Германия, Китай и США. Также в первую десятку вошли Великобритания, Турция, Италия Франция, Финляндия, Израиль и Испания. По данным Росстата, с целью туризма нашу страну посетили 2,6 млн. иностранцев, что на 3,7% больше, чем годом раньше. Уже в прошлом году основные западноевропейские рынки начали проседать, уступая место азиатским. Эксперты объясняли спад ужесточением визовой политики России в Европе и экономическим кризисом во многих странах. В то же время, с Востока в Россию приехало значительно больше туристов, особенно из Китая, Японии и Южной Кореи. В этом году проблемы испытывают все рынки.

 

«В нашей компании на 55% упал въезд с американского и английского рынков, ситуация очень тяжелая. Меньше стало туристов из Тайваня и Гонконга», – рассказывает генеральный директор «Тари Тур» Марина Левченко.

 

По словам генерального директора петербургской компании «Верса» Владимира Дорофеева, следствием украинского кризиса стал резкое падение въезда иностранцев в Санкт-Петербург, который принимает до 90% туристов, посещающих Россию. «По нашим экспертным оценкам, на некоторых направлениях снижение достигает 30-50%. Юго-Восточная Азия более устойчива, на американском и европейском рынках падение более выражено, – рассказал он.

 

В компании «Стар Трэвел» спад на въездном рынке составляет в среднем 30%. США и Канада снизили число поездок по политическим причинам. А туристы из Индии и Латинской Америки начали отказываться от туров после падения малазийского боинга. «Они теперь боятся лететь над Украиной», – пояснила руководитель московского отделения Жанна Овчарова.

 

Потери и приобретения. Европейские рынки просели все, но в наименьшей степени – французский. «У нас спад турпотока из Америки, Австралии, Евросоюза составляет порядка 30%. Французы – самые отважные, у них меньше всех аннуляций и, наоборот, больше бронирований за месяц до поездки. Обычно туры продавались за полгода, но в этом году глубина продаж сократилась», – рассказала Надежда Баранова из компании «Тройка Тревел».

 

Генеральный директор «Свой ТТ» Сергей Войтович объясняет стойкость французов денежными причинами. «Очень плохо все в Европе, поток упал примерно на 30%, за исключением французов. Они еще держатся. Но здесь объяснение простое: им туроператоры не возвращают деньги за аннуляции». Правда, по словам г-на Войтовича, падение европейского потока связано не только с Украиной, но и с теми визовыми проблемами, которые уже повлияли на результаты 2013 года. «В Европе визовые центры продолжают издеваться по полной программе. Конечно, главное – политическая ситуация, но она началась в марте-апреле, когда европейцы (бельгийцы, шведы, немцы) уже свои туры купили и отпуск спланировали. Пенять только на Украину – ошибка», – настаивает глава «Свой ТТ».

 

Еще одной причиной спада, по мнению г-на Войтовича, стал Чемпионат по футболу в Бразилии, на который «отвлекся обеспеченный клиент». Сотни тысяч туристов из Европы и Латинской Америки, среди которых были потенциальные «российские» туристы, отправились смотреть футбол.

 

По словам директора по въездному туризму компании «Интурист» Нины Жаровой, у них ситуация с французскими и итальянскими туристами также неплохая. «Едут немцы, японцы, китайцы и гонконгцы, хотя и не в том объеме, что в прошлом году. Великолепно чувствует себя иранский рынок. А вот скандинавские страны просели полностью, в Россию ехать не хотят», – говорит эксперт. Заметим, что тенденция спада турпотока, и довольно существенного, из стран Скандинавии и Финляндии была видна уже в 2013 году.

 

Елена Русова из компании «Тумларе» сообщила, что у них объем сократился по всем рынкам. «У нас, в основном, азиатский рынок – Тайвань и Япония. По ним не так сильно ударило, как по Америке. Группы есть, но количество людей в них меньше, чем могло бы быть», – рассказывает она.

 

Александр Молочник из компании «АБМ», которая занимается организацией экскурсий по Москве и Золотому кольцу для бизнесменов, сезоном также недоволен. «Спрос начал падать со второй половины мая. Ориентировочно мы продаем сейчас на 25-30% меньше экскурсий, чем годом раньше», – говорит он.

 

Противоречивый Китай. Мнения экспертов по поводу ситуации на китайском рынке, который все последние годы показывал бурный рост, разошлись. «Несмотря на то, что китайский рынок уже несколько лет активно развивается, в этом году там также есть спад», – утверждает г-н Дорофеев.

 

Нина Жарова также считает, что поток туристов из Китая пошел на спад, и это, по ее словам, подтверждают отельеры. «Предыдущие годы были перекрестными годами туризма в России и Китае. Коммунистическая партия Китая призвала людей ехать в Россию, и они поехали. Кроме того, в прошлом году была массовая компания – китайский Центробанк выдавал дешевые кредиты на поездки – под 2-3%. В этом году влияет не только политическая обстановка: исчезновение первого малазийского боинга, взрыв в Урумчи, падение второго боинга – все не пошло на пользу турпотоку. Да и экономическая ситуация в Китае не очень хорошая, не все могут позволить себе выезжать. Идет сокращение, а не увеличение потоков из Китая, об этом говорят все гостиницы. Падение рынка не очень большое, но 10-15% есть. Крупные компании это хорошо ощущают», – рассказала г-жа Жарова.

 

По ее словам, влияет на китайский турпоток и то, что в стране началась борьба с коррупцией, из-за которой чиновники стали меньше ездить за рубеж в деловые поездки, на выставки и конференции.

 

«Тари Тур», как говорит Марина Левченко, наоборот, начала активнее работать с туристами из континентального Китая. «На фоне резкого сокращения западных рынков китайский, которым мы раньше не занимались, отчасти компенсировал эти потери. Но западные туристы, как и гости из Гонконга, Тайваня, Японии, покупали более дорогие туры, размещались в отелях более высокого класса. А китайцы предпочитают экономичное проживание – «Космос», «Измайлово». Туристы летают на чартерах, также более дешевых, чем регулярные рейсы», – рассказала она.

 

Александр Молочник тоже говорит, что на китайском рынке подъем: «У нас заказывают на китайском языке много экскурсий. А гиды и музеи подтверждают, что их основные клиенты сейчас – граждане Китая, и это видно невооруженным глазом».

 

Иран «взорвался». «Совсем было бы все плохо, если бы не иранский рынок – он демонстрирует взрывной спрос. Например, 31 июля сразу два чартера Mahan Air (частная иранская авиакомпания – RATA-news) прилетели в Санкт-Петербург. В прошлом году в Россию летал один чартер в неделю, сейчас уже пять рейсов выполняется, и это помимо регулярных групп на «Аэрофлоте» и Emirates. Иранский рынок в этом году вырос примерно вдвое», – говорит Сергей Войтович. По его словам, одна из основных причин – санкции, наложенные на Иран западными странами, из-за которых его жители не могут посещать Европу. В то же время, консульство России в Тегеране достаточно быстро и без проблем делает им визы.

 

Г-н Войтович добавил, что явный подъем наметился и на южнокорейском направлении, так как с 1 января 2014 года между Россией и Южной Кореей был введен безвизовый режим для краткосрочных поездок.

 

Что дальше. «Если политическая ситуация в ближайший месяц-два успокоится, следующий год мы не потеряем, так как продажи сезона 2015 года начнутся ближе к зиме. Если кризис продлится больше двух месяцев, то и на следующий год туристов не будет», – говорит Марина Левченко.

 

Сергей Войтович вспоминает, что еще на мартовской выставке ITB в Берлине американские и английские туроператоры, прогнозируя кризис, аннулировали поездки в Россию: «Они уже тогда говорили, что мы в этом году в Россию не поедем и, наверное, в следующем тоже».

 

«Живем старым багажом. Идут заявки, которые были и в прошлом году от европейских рынков. С Востока спад меньше, но и здесь есть пока старые запасы. Там еще не до конца осознали, что все меняется. Боюсь, ситуация будет только усугубляться», – говорит Нина Жарова.

 

Юлия Батырь, специально для RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал Италия 19.05
Дельфин Абхазия
 


 
Говорят профессионалы
 
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
«Московские гостиницы преуспевают не благодаря, а вопреки»
Константин ГОРЯИНОВ
Marriott Royal Aurora
генеральный менеджер
В таком мегаполисе, как Москва, появление дополнительных трехсот-пятисот номеров в течение года, рынок, как правило, не замечает. В столице ни один отель не пострадал от якобы переизбытка предложения в сегменте класса люкс. Потенциал столицы колоссален
«В ушедшем году спрос на Шпицберген показал буквально взрывной рост»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
директор
А еще мы убрали все неудобства и страшилки, из-за которых многие россияне не решаются на арктический круиз. Главная из них – что большинство круизов проходит на иностранных языках. Мы считаем, что русские гиды на судне – это очень важно, как и более насыщенная программа, прямой чартерный перелет из Москвы. И то, что не нужна виза
«Чтобы выжить, агентствам нужно сократить расходы, сохранить коллектив и досконально изучить российские курорты»
Алексан МКРТЧЯН
«Розовый слон»
директор
Нельзя свести всё только к путешествиям по своей стране. Мир большой, люди хотят его познавать. А представители нашей отрасли еще и хотят учиться, чтобы повышать уровень сервиса здесь. Я считаю, что нужно поддерживать все виды туризма, в том числе и выездной, потому что в нем трудятся десятки тысяч россиян, а операторы и агентства платят налоги в России
«В кризис каждая компания ищет свой путь»
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
ICS Travel Group
генеральный директор
Абсолютно точно рынок будет активно переориентироваться. Конечно, в России купальный сезон ограничен, зато есть устойчивая традиция вывозить детей к морю, люди продолжат ей следовать. Значит, надо искать бюджетный продукт с морем и теплом, рассчитанный на российского потребителя с его нынешними возможностями
«Беларусь гораздо ближе к Европе, чем кажется»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«Туртранс-Вояж»
генеральный директор
Самое важное преимущество наших экскурсионных туров – гарантированные выезды и глубина продаж. Для многих важно, что место в автобусе можно выбрать прямо на сайте во время бронирования. И хотя направление безвизовое, и даже загранпаспорт не нужен, группы набираются часто за месяц и более до выезда
Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения
Геннадий ЛАМШИН
Российская гостиничная ассоциация
президент
В новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против
«Въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев»
Марина ЛЕВЧЕНКО
«Тари-Тур»
гендиректор
Как только в Великобритании ввели дактилоскопию для получения туристической визы в Россию, англичане стали отказываться от поездок, не желая тратить время на посещение консульства. Британские группы из 50 человек быстро сократились до 20. Партнеры нам так и сказали – дело в "пальцах"
«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором»
Александр ЧЕРНЮК
«Команда Ex-Pro»
директор
Туристов, как из России, так и из-за рубежа, восхищает Монголия. Это ландшафты, которые меняются каждый час, это верблюды, яки, крупная рыба, национальный колорит, очень доброжелательные местные жители. Поражает резко-континентальный климат – с утра может быть +47 градусов, а к вечеру выпасть снег
«В России 95% заявлений на визы поступают из городов, где уже есть визовые центры»
Прабудда СЕН
VFS Global
руководитель в России и странах СНГ
С нашей помощью биометрические данные сдали уже более 25 миллионов человек. Как видите, у нас колоссальный опыт. И мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы введение биометрии в России прошло максимально безболезненно – и для заявителей, и для турбизнеса. VFS Global заинтересована в этом не меньше, чем вы
«На рынке детского отдыха никакого кризиса нет»
Александр АНИСИМОВ
«Лидерлайф Турс»
коммерческий директор
Некоторые родители через месяц-два после возвращения ребенка из лагеря уже покупают путевку на следующее лето – чтобы занять место в интересующей смене. Мы даем существенные скидки на раннее бронирование и агентам, и прямым клиентам. Из-за специфики продукта предлагаем гибкие условия по оплате
«Каждый кризис дает алтайскому туризму новый шанс»
Сергей ПЛОТНИКОВ
«Алтайское туристическое бюро»
директор
Есть надежда, что кризис серьезно обновит ряды турбизнеса. Любители и непрофессионалы, спонтанно открывшие турфирмы для жены или дочери, уйдут с рынка, что уже происходит. Либо жизнь заставит их стать профессионалами. Скидочная политика тоже должна уйти в прошлое
«Спрос на путеводители – чуткий барометр погоды на туристическом рынке»
Елена ПЕТРОВА
издательство «Аякс-Пресс»
генеральный директор
То, что происходило с путеводителями по Крыму в прошлом году, стало для меня шоком. Уже в марте 2014 года, когда Крым вошел в состав России, мы отправили туда своего автора и начали срочно готовить путеводитель. Он оказался первым по российскому Крыму – и весь тираж, распланированный на полтора года, разошелся за пять месяцев!
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100