Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

В гончарной столице Узбекистана

09:18, 14 августа 2012

Продолжаем публикацию о путешествие нашего корреспондента в Узбекистан. Инфотур был организован национальной компанией «Узбектуризм», ее агентом в России компанией «В мире фантазий» при поддержке посольства республики Узбекистан в Москве, а также принимающей туркомпанией Uzbekistan for you.

Утром третьего дня, по пути из Бухары в Нурату, мы заехали в гости к удивительной семье Нарзуллаевых, что проживает в Гиждуване. Абдулло и Мавлюда Нарзуллаевы принадлежат к знаменитой династии гончаров, они продолжают традицию изготовления ручной керамики, с характерным только для Гиждувана декором. Во многом благодаря усилиям их отца, художника-керамиста Ибодулло Нарзуллаева, и сохранились секреты местного гончарного производства.

Гиждуван издревле считается одним из центров керамики в Средней Азии, до 1940 г. в поселении действовало около сорока керамических мастерских, в каждой работали по 4-5 мастеров, не считая учеников. «Сейчас традиционную для этих мест керамику делает только наша семья. Есть еще мастера, но они работают в другой технике. А нашей династии уже более 200 лет, и к гончарному делу мы приобщаемся с малых лет», – рассказывает Абдулло.

В музее Нарзуллаевых собраны образцы керамики разных районов Узбекистана. Вот, например, изящные графические узоры на посуде Афрасиаба.

   

Хорезм и Риштан славятся узорчатым сочетанием разных оттенков синего, а Гиждуван – изделиями теплых, золотисто-коричневых и темно-зеленых тонов.

Сохранились любопытные образцы советского периода, в том числе сделанные руками мастера Ибодулло.

У каждого умельца за спиной были вековые традиции ремесла и свой особенный секрет, который он передавал только одному или двоим ученикам, да и то – членам семьи. Не имея сына, мастер выдавал свою дочь за способного ученика, тем самым сохраняя секрет в семье.

«Мои сын и дочь закончили Ташкентский институт искусства и дизайна, – рассказывает Абдулло, – и, несмотря на высшее образование, с удовольствием работают руками». Он принимает учеников и со стороны. Желающих много, но не все выдерживают испытания: детей вначале берут в подмастерья, но из десятерых остается только один, у которого выявляется склонность к ремеслу или, если повезет, талант. Женщины издавна лепили из глины малую скульптуру, детские свистульки или расписывали керамику, сделанную руками мужчин. Но сидеть за гончарным кругом женщинам тяжело, хотя среди них много любителей работать с глиной, для них керамика – хобби, особенно популярное в Европе.

Помимо гончарного искусства в семье сохранили еще одно старинное ремесло – гиждуванскую вышивку. Ее удалось возродить около 15 лет назад благодаря Мустабшире Баракаевой, матери Абдулло и Мавлюды. Под ее руководством все женщины семьи трудятся над вышивкой сюзанэ, еще около ста местных мастериц им помогают.

Основой для сюзанэ служит хлопковая бязь ручной работы, иногда пополам с шелком. Мавлюда сама окрашивает шелковые нити, получая очень нежные, пастельные тона. Красители делают по старинке, например, из луковой шелухи (желтый и оранжевый), сушеных корок зеленого грецкого ореха (коричневый), белый дополнительно ничем не отбеливают, это и есть цвет натурального шелка.

Чтобы закрепить цвета, нити дважды, до и после окраски, выдерживают в воде с добавлением смолотого до состояния пудры кварца. Это традиционный рецепт, так делали веками, уверяет Мавлюда. В Бухаре и Гиждуване сюзанэ традиционно вышивают на белом или желтоватом фоне, черный фон характерен для покрывал Самарканда и района реки Сурхандарьи. Сюзане вышивают крючком или иголкой (гладью), на основу предварительно наносят рисунок с традиционными бухарскими орнаментами XIX века.

В обширной усадьбе Нарзуллаевых все обустроено для комфортного проживания и обучения гостей. Есть две комнаты для постояльцев, пока на шесть человек, но сейчас Абдулло достраивает второй этаж. А желающие всегда есть: «Отрадно, что приезжает молодежь, которой, действительно, интересны наши традиционные ремесла». Приезжают любители народных промыслов из Европы, России, с Ближнего Востока.

Для тех, кто занимается керамикой как хобби, Абдулло предлагает «Мастер-класс» на несколько дней: «А для профессионалов мы делаем расширенную программу, что-то вроде обмена опытом. Мы принимаем их у себя, потом едем перенимать секреты мастерства к ним». Подобный проект недавно был осуществлен совместно с афганскими керамистами, результатом стали совместные выставки мастеров в Кабуле и Ташкенте.

Узбекские и афганские умельцы используют схожие технологии изготовления керамических плиток, отличаются только детали. «В Мазари-Шарифе я встречался с людьми, в совершенстве владеющими искусством изготовления плиток для реставрации памятников. Они сами признаются, что оно пришло к ним из Бухары. Теперь мы думаем, как бы вернуть на родину это искусство, и афганцы готовы нам помочь», – рассказал Абдулло.

Он с сожалением говорит, что пока качество реставрации в Узбекистане оставляет желать лучшего, мастеров не хватает. Но правительство Узбекистана многое делает для возрождения и развития ремесел, например, с 1997 года мастера кустарных изделий освобождены от налогов на доход сроком на 17 лет, в результате многие народные промыслы постепенно восстанавливаются.

   

В сезон мастерская ежедневно принимает 8-9 автобусов с туристами, после экскурсии по музею Нарзуллаевы могут накормить обедами до 120 человек в день. Стоимость мастер-классов с проживанием, трехразовым питанием, расходами на сырье и обучение, составляет $50 в день с человека. «Работы, сделанные своими руками, ученики забирают с собой, и, если сравнить их расходы и стоимость готовых изделий, получается, что они практически полностью окупают затраченные деньги», – с улыбкой говорит Абдулло.

Глядя, как работает его коллега Хасан Шарипов, невозможно было удержаться от просьбы: «А можно и мне попробовать?».

Удивительно, но меня тут же пригласили за гончарный круг. Оказалось, что дело требует немалых физических сил и, более всего, – постоянного сохранения равновесия. Приходилось правой ногой крутить круг, при этом, руки держать очень аккуратно, почти неподвижно, иначе глина сразу же теряет форму. Но с помощью Хасана у меня стало немного получаться, и сделанная своими руками вазочка была ровной. Ну, или почти…

Продолжение следует…

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора, Сергея Дельсаля, из архива Нарзуллаевых

Обсудить в telegram

вам может быть интересно