Калуга

«Зовут соседа к самовару...»

15 августа в Государственном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» открывается выставка коллекции самоваров из собрания С.С. Гейченко «Зовут соседа к самовару...». Выставка продлится до 15 сентября.

Самовар. Кажется, это сугубо русское явление, символ русского гостеприимства. Это так, но и не совсем так. Прообраз самовара, так называемый фонтан – сосуд, в коем охлаждали вино. Его знали еще греки и римляне. В начале XVII века уже существовали фонтаны для горячей воды. О том, что самовар не сугубо русское явление, нам скажет небольшая зарисовка из «Крейслерианы» (1810-1815 гг.) Гофмана: «Ты входишь в залу; дымящийся самовар – вот тот фокус, вокруг которого движутся кавалеры и дамы».

И все же, именно Россия прославила самовар, соединив в единое понятие экзотический напиток, пришедший из Китая – чай, убранство стола, и образ домашнего очага. Все это – в уютном слове «чаепитие».

В связи с распространением нового напитка, в первой половине XVIII века формируется сервировка чайного стола: чайники для заваривания чая и для кипятка, подносы, чайные сервизы и, конечно, разнообразные самовары – самогреи, где используется уголь, щепа, шишки еловые и сосновые для подогрева воды; бульотки со спиртовками.

Когда же самовар в России вошел широко в жизнь и стал непременным атрибутом каждого дома?

Уже в 1730-х годах на Урале заводы Демидовых стали делать фабричные самовары. А немного лет спустя начало фабричному производству самоваров в крупном металлоделательном центре – Туле – положил местный слесарь Иван Лисицын. Тула становится центром изготовления «русских чайных машин», и словосочетание «тульский самовар» входит в жизнь.

Помимо известных самоварных фабрик в Туле, на Урале, в Петербурге и Москве, в других городах Российской империи, существовало множество кустарных мастерских, занятых изготовлением недорогих изделий.

Самовары имеют разную форму (фото), в них воплощаются стилевые пристрастия эпох. Например, с середины XIX века входит в моду форма кратера – греческого сосуда для смешивания вина, которая встречается в фарфоровых, хрустальных, каменных вазах. Эту форму заимствовал и самовар.

Формы и размеры самоваров обусловливались не только представлением о красоте, но и стремлением к удобству. Так, дорожные самовары были небольшими, в виде куба или многогранника. Изогнутые ножки были съемными. Такой предмет хорошо помещался в дорожном сундуке. Формы самоваров варьировались и в зависимости от той среды, где использовалось изделие. Украшенные для богатых домов, простые для простонародья и мещанства.

Продолжение

Версия для печати