Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Будущее российских здравниц – за лечебными программами

08:07, 14 января 2003

В рамках проходящей в Сочи девятой выставки «Курорты и туризм-2003» в ГК «Жемчужина» состоялся круглый стол, организованный РСТ и Комитетом по курортам и туризму Краснодарского края. Обсуждались вопросы совершенствования санаторно-курортного продукта и повышение эффективности его продаж. Вел заседание президент РСТ Сергей Шпилько.

Как отметил в своем выступлении Сергей Шпилько, в связи с постепенным уходом Фонда соцстраха обстановка на внутреннем российском рынке сложилась непростая. Но это лишний раз подтверждает, что турфирмам надо учиться работать со здравницами, а санаториям – активизировать розничную продажу и предлагать новый турпродукт. По статистике, объемы продаж в санаторно-курортной отрасли по-прежнему растут, и эту тенденцию необходимо сохранить. Перспективы здесь большие. Если выездной туризм из-за высокой конкуренции уже начал проседать в цене, о чем говорит масса спецпредложений, то внутренний рынок с этим сталкивается разве что накануне Нового года.

Руководителям здравниц было предложено создавать доступные по ценам новые качественные турпродукты, активнее работать с фондами ОМС и ДМС. Особое внимание на круглом столе было уделено формированию лечебных программ, уже довольно востребованных среди россиян. «Революция качества в ближайшем времени должна произойти именно в санаторном лечении, - сказал Сергей Шпилько. – Известно, что санкур продает сегодня вдвое больше услуг, чем туротрасль. Однако беда в том, что за последние годы многие здравницы лечебную составляющую своих турпакетов утратили. Повлиял на этот процесс Фонд соцстраха, который долгое время диктовал им загрузку по фиксированным ценам. Однако выход есть: «продвинутые» санатории будут предлагать новые лечебные программы, остальные здравницы переориентируются на спа-услуги. Важно, чтобы они при этом не превратились в спа-гостиницы! С этим необходимо жестко бороться, ставя во главу угла именно лечение – например, как альтернативу городской платной медицине».

Статистика подтверждает востребованность платной медицины: если раньше ее доля в общем объеме услуг составляла 2,6%, то в прошлом году – уже 5% (38 млрд. рублей). Казалось бы, на первый взгляд, здравницам несложно перейти на платные медицинские программы, однако под них санаториям придется очень много менять в своей практике - слишком высоки теперь требования клиентов. Прежде всего, покупатели нового продукта должны иметь полную информацию о предлагаемых услугах и их эффективности. По словам г-на Шпилько, иногда ради лечения люди готовы закрыть глаза на качество проживания и питания, но это явление временное.

Участники круглого стола пришли к выводу, что крайне важно давать достоверную информацию в рекламе своих лечебных пакетов, чтобы потом не судиться с клиентами. Словом, переход к новым программам – процесс постепенный, сложный, но необходимый. Главврачам придется подумать, как давать эффективное лечение при сокращении сроков проживания - как правило, клиенты едут в санатории в среднем не более чем на две недели. Наряду с типовым курсом профильного лечения придется придумать «что-то эдакое», не забыв при этом, что новые методики обязательно должны быть одобрены Минздравом РФ, иначе проблемы неизбежны. Об этом напомнил собравшимся президент ассоциации «Анапа: курорты и туризм» Олег Журавлев.

В вопросах лицензирования санаторно-курортных услуг все были единодушны, что данный процесс должен быть четким. Чем жестче будет действовать министерство, тем это лучше для отрасли, однако нельзя позволять чиновникам диктовать, кому и с кем работать. К слову, Минздраву предстоит отслеживать те здравницы, которые на волне коммерции, по сути, занялись профанацией лечения, рекламируя свой новый турпродукт и никак не отвечая за эффективность лечения.

Генеральный директор анапского санатория «ДиЛуч» Вера Севрюкова подчеркнула, что отрасли нужны новые методы привлечения покупателей их услуг. «Состоятельных клиентов все больше, и не случайно у нас успешно работают уже девять 14-дневных лечебных программ. Поначалу мы даже боялись объявлять их стоимость – 300-400 долларов, но оказалось, что такая цена никого не пугает, и это было нашим спасением. И пусть таких программ будет как можно больше, другого выхода нет, ведь потерять наши медицинские наработки куда страшнее!»

Сергей Шпилько объявил участникам круглого стола о создании пула, своеобразного некоммерческого партнерства, куда войдут по десятку крупных российских туроператоров и сильных здравниц, способных предложить высококачественный лечебный продукт. Они будут давать совместную рекламу, продвигая новый санаторно-курортный турпродукт. В рамках этого проекта будут проводиться курсы обучения менеджеров турфирм, предлагающих санаторное лечение (что, кстати, обрадовало руководителей здравниц), а также менеджеров по продажам санаториев и пансионатов с лечением. Участие в пуле поможет расширению сети розничной продажи путевок. «Пока мы продаем этот специфичный продукт не совсем правильно, - заметил генеральный директор компании «Астравел» Валерий Лощиц. – Есть много способов продвижения лечебных программ, однако не надо делать так, чтобы их продавали на каждом углу, как, например, путевки в Египет и Турцию». (Герман Джулаев, журнал "Курортно-туристическое обозрение", Краснодар, специально для RATA-news из Сочи)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно