Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Если перевозчик нарушает условия договора и продолжает завозить туристов без оплаты – это преступление»

08:46, 13 октября 2014

Продолжаем публиковать мнения представителей турбизнеса по поводу проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации».


Генеральный директор компании «Ванд Тревел» Татьяна Ванд не только проанализировала новый проект, но и подготовила предложения по действующей редакции отраслевого закона.


Начнем с проекта. В частности, Татьяна Николаевна предлагает установить для турагентств сумму финобеспечения в размере 200 000 рублей (вместо указанных в проекте 500 000 рублей). По ее мнению, многие турагентства в небольших городах не имеют возможности «заморозить» 500 000 рублей. Ведь в первую очередь предлагается банковская гарантия, а банки в 90% случаях «морозят» деньги.


Предлагается убрать сроки выдачи авиабилетов (за 24 часа до вылета) или установить «не менее чем за 12 часов до вылета, но уведомлять о наличии билета с полетными данными не менее чем за 24 часа». Такая схема приближена к сложившейся практике на сегодняшний день, в том числе по причине разницы во времени с регионами и поздней выписки в самих авиакомпаниях. В результате туристы получают билеты, как правило, накануне в любое рабочее московское время от 11.00 до 20.00.


Кроме того г-жа Ванд обращает внимание на тот факт, что загранпаспорта с визами консульства выдают, как правило, за день до вылета и после 15.00. Принятое постановление  правительство РФ № 967 от 22.09.2014 г. кардинально ломает сложившуюся практику, заставляя туроператоров отвечать за действия консульских служб иностранных государств по срокам выдачи паспортов. В этом случае весь пакет документов выдается или в офисе туроператора во второй половине дня накануне вылета или в аэропорту за 4 часа до вылета. Если оставить требование о выдаче документов для поездки за 24 часа до вылета, то необходимо подключить МИД, чтобы заставить консульства выдавать загранпаспорта за 2 дня до вылета. Прежде, чем подписывать постановления, необходимо продумать его практическое применение.


Требование предоставления туроператором фрахтовщику банковской или иной финансовой гарантии – полностью исключить. Во всех договорах фрахтования платежи с учетом прекращения программы раньше срока без убытков для авиакомпании указаны: до начала чартерной программы двойной депозит за последние два вылеты и оплата за каждый текущий рейс за 7 дней до вылета. Если условия по оплатам со стороны туроператора не выполняются, авиакомпания прекращает полеты и занимается вывозом туристов за счет депозитов. Если перевозчик нарушает условия договора и продолжает завозить туристов без оплаты – это преступление. Из-за нескольких преступников нельзя менять законодательство для всей туротрасли!


Предлагается исключить: «Обязательства турагента (туроператора) по реализации турпродукта возникают с момента получения соответствующего сообщения туриста или иного лица о намерении приобрести турпродукт». Данную формулировку необходимо исправить на следующее: «Обязательства турагента (туроператора) по реализации турпродукта возникают с момента оплаты договора о реализации турпродукта». Обязательства наступают исключительно с момента оплаты!


Процедура в 95% случаях следующая:

1. Турист выражает намерение о покупке тура.

2. Турагентство (туроператор) бронируют услуги у партнеров (туроператоров, иностранных компаний, отелей, авиакомпаний и др.).

3. Партнеры подтверждают услуги с требованием их оплаты в течение трех дней (или в другой временной интервал). При неоплате бронь аннулируется без штрафов.

4. Турагентство (туроператор) подтверждает туристу заказ услуги с требованием оплаты в течение двух дней. Если оплата не поступает – тур аннулируется и никаких обязательств у турфирмы перед туристом нет. Оплата есть – есть обязательства. Так работает весь мир.


Резервный фонд – Турпомощь:

1. Ввести дополнительно еще один порог для туроператоров , отправляющих менее 50 000 туристов – 50 000 рублей.

2. Рассмотреть возможность взноса не ежегодного, а по мере необходимости. Тем более, если будет организован фонд персональной ответственности. Бездумно – каждый год оплачивать деятельность недобросовестных туроператоров.

3. Не предложен механизм, где брать данные по количеству отправленных и планируемых туристов.


Фонд персональной ответственности – необходим, но с уменьшением взносов при фингарантиях, в резервный фонд и отменой требования фингарантий на фрахтование воздушных судов. Но размещать деньги при этом необходимо в банке с гарантиями государства!


Уменьшить сроки предоставления сведений о наличии у туроператора финобеспечения с трех до одного месяца. На практике получается , что не успели гарантию оформить, а она готовится 2-3 месяца, как уже надо начинать оформлять новую!


Предлагается не увеличивать размер финансового обеспечения. А если увеличивать, то отказаться от фонда персональной ответственности, резервного фонда, гарантий на чартерную программу. Нельзя из-за мошеннических действий руководителей обанкротившихся фирм обкладывать турбизнес поборами!


Теперь замечания по тексту действующего отраслевого закона.


Глава VII, ст. 14 «Обеспечение безопасности туризма». Убрать абзац: «При расторжении до начала путешествия договора о реализации турпродукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье (наше прим.– свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья. Наличие этих обстоятельств подтверждается решениями федеральных органов госвласти, как правило решением МИД: не рекомендует или запрещает посещать зарубежную страну) туристу возвращается денежная сумма , равная общей цене турпродукта, а после начала путешествия – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».


Эти обстоятельства во всем мире считаются форс-мажором и возврат денежной суммы происходит с учетом удержания фактических расходов туроператора, подтвержденных документально.


Ввести понятие преднамеренного демпинга. Если демпинг не позволяет в конце сезона возместить убытки, то он ведет к обвалу рынка. Ввести орган контроля за ценами туроператоров. Ввести правила распродаж (по ценам ниже себестоимости, например: в начале и в конце сезона в течении месяца, также за 7 дней до вылета). Скидки у турагентств не должны превышать 5%. Для введения мер административного наказания необходимо добавить статью в КоАП РФ.


Также Татьяна Ванд считает необходимым ввести четкую систему ответственности турагентств. В компании «Ванд» 99% поступающих претензий связаны с работой турагентств, и в судах все это доказано: не довели до туриста всю необходимую информацию о сроках оплаты, особенностях отелей, чартерных рейсах и полетных данных, о возможности оформления страховок от невыезда и т.д.


А в заключение – немного арифметики. Если новый проект вступит в силу без учета замечаний, то, как подсчитала Татьяна Ванд, среднему туроператору, отправляющему 50 000 туристов в год, необходимо заморозить в банке минимум $2 млн.:

1. Финобеспечение: банковская/эскроу – минимум на 50 млн. рублей, или $1,5 млн.

2. Резервная помощь (Турпомощь): перечисление 100 000 руб., или $3 000.

3. Фонд персональной ответственности: банковская/эскроу – 100 руб. умноженные на количество туристов, в среднем 50 000 человек, = 5 млн. руб., или $145 000.

4. Банковская гарантия на всю чартерную цепочку полного рейса или на все места выкупленного блока мест на рейсе – от $400 000 до $5 млн.


Такой схемы работы нет ни в одной отрасли не только в России, но и в мире.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно