Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Даст ли что-нибудь Байкалу особая экономическая зона?

08:07, 12 февраля 2008

Губернатор Иркутской области Александр Тишанин не считает, что создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Большом Голоустном принесет значимый вклад в бюджет области. Губернатор изложил свой взгляд на создание ОЭЗ и на байкальский туризм, отвечая на вопрос «Телеинформа» в ходе встречи с руководителями региональных средств массовой информации, которая прошла в Иркутске 9 февраля.

По мнению г-на Тишанина, туризм останется не очень важной, «в пределах процентов», бюджетообразующей отраслью региона даже и после начала работы ОЭЗ, «поскольку одновременно с туризмом вырастет и вся остальная экономика». Он отверг и предположение, что туристическая отрасль важна для обеспечения занятости населения. Александр Тишанин считает, что главный смысл создания ОЭЗ – повышение культуры рекреации на Байкале, наведение порядка, прежде всего, в «диком туризме», наносящем значительный ущерб озеру. Он напомнил о тех следах, которые оставляет за собой поток неорганизованных туристов на берегах Малого моря, о низком уровне сервиса: малокомфортном жилье, пыльных дорогах, «автобусах с рваными сиденьями».

Губернатор высказал мнение, что Байкал является стратегической ценностью России, в связи с общим дефицитом пресной воды в отдельных регионах планеты. Именно поэтому, чтобы сохранить экологию озера, необходимо ввести поток отдыхающих в цивилизованное русло, считает губернатор. При этом не имеет значения – удастся ли обеспечить миллион и больше отдыхающих на Байкале в год: «Сколько приедет – столько и примем, это не имеет принципиального значения».

Напомним, что широко обсуждающиеся планы создания ОЭЗ в поселке Большое Голоустное, а также сценарий «капитализация Байкала», являющийся элементом общей стратегии развития Иркутской области, одобренной в Минэкономразвития РФ, предполагают значительную интенсификацию туристического потока. В частности, по оценкам экспертов ЦСР «Северо-запад» (один из разработчиков стратегии), масштабные инвестиции в создание ОЭЗ имеют экономический смысл при туристическом потоке не менее 1 млн. человек в год. Местные эксперты из числа туроператоров и ученых, в свою очередь, высказывают сомнения в достижимости этой цифры, а также подвергают критике возможность реализации на Байкале «турецкой» или «египетской» модели «пляжного» туризма.

Комментируя ситуацию, губернатор Иркутской области акцентировал: первоочередной смысл создания ОЭЗ на Байкале – не развитие турбизнеса как средства интенсификации региональной экономики, а долгосрочная инвестиция в сохранение экологии озера. При этом он отметил, что в целом у областной администрации «еще не до конца выстроены отношения» с туристической отраслью, «не регламентированы отношения и не найден общий язык» с организаторами байкальского туризма, и признал важность диалога с региональным сообществом туроператоров.

Г-н Тишанин также говорил о необходимости закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он заявил: «В конечном счете, БЦБК надо закрывать, ему не место на Байкале». И подчеркнул, что речь идет о стратегическом и взвешенном решении, которое предстоит подготовить. Вместе с тем, губернатор отметил, что областной администрацией и комбинатом ведется большая оперативная работа по скорейшему запуску в строй очистных сооружений, которые обслуживают и стоки города Байкальска.

Вот как прокомментировали позицию губернатора Александра Тишанина иркутские туроператоры.

Генеральный директор туристической компании «Спутник-Байкал» Константин Мамаджанов:

- Губернатор прав, что не рассматривает особую экономическую зону в Большом Голоустном в качестве панацеи для экономики региона. По большому счету, для региональных туристических компаний до сих пор остается непонятным смысл этой зоны. У нас есть Иркутск – нужно привести в порядок исторический центр, потому что с него начинается туризм в Иркутской области. У нас есть город Байкальск – довольно перспективный для развития массового туризма, потому что он обеспечен всей необходимой инфраструктурой. Но все это как-то проходит мимо проекта ОЭЗ.

Сама по себе идея зоны – локализовать туризм на Байкале в отведенных пределах – вызывает сомнения. Это как – туризм за колючей проволокой? Непонятен и оператор ОЭЗ – компания, которую планируется разместить в маленьком офисе в Большом Голоустном. По идее, оператором такого проекта должна была бы стать компания, занимающаяся въездным туризмом и способная консолидировать всех остальных участников проекта. Может быть, это могла бы стать новая компания, учрежденная туроператорами, гостиничным бизнесом и другими участниками рынка, на паях с государственными и муниципальными органами власти.

Генеральный директор компании «Байкал Дискавери» Алексей Никифоров:

- В выступлении губернатора я увидел один позитивный момент – он заявил о необходимости закрытия БЦБК. Это как раз важно для развития туризма в регионе! По большому счету, я рассматриваю это как шаг в нужном и единственно верном направлении – сменить градообразующую отрасль в Байкальске с варки целлюлозы на турбизнес. Сейчас есть намерение увести турпоток в Большое Голоустное, для этого нужно построить дорогу, создать практически с нуля всю инфраструктуру. Это больше похоже на Нью-Васюки. Дислокация ОЭЗ выбрана в корне неверно. И в то же время, у нас имеется Байкальск, где есть логистика. Закрыть там БЦБК и развивать туризм – это ведь государственная задача! Это нужно Байкалу, потому что нет другого пути для его защиты от воздействия этого предприятия и решения проблемы безработицы в городе. Сотни миллионов долларов уже ушли на проведение всевозможных конференций в защиту Байкала, по перепрофилированию БЦБК, а воз и ныне там: когда у государства появилась возможность вложиться в развитие туризма на Байкале, о БЦБК почему-то забыли.

А Большое Голоустное лучше не трогать – там нужно навести порядок, разобраться с продажей земли у самого уреза воды и сохранить местный колорит. Губернатор прав, не нужно ставить планку в миллион туристов в год. Потому что если сюда будет приезжать столько отдыхающих, то трудно даже представить, что станет с Большим Голоустным.

Председатель Сибирской Байкальской Ассоциации туризма Сергей Перевозников:

- Создание особой экономической зоны в районе поселка Большое Голоустное поможет развить инфраструктуру Иркутской области, но отнюдь не туристическую отрасль региона. Более того, особая зона в Голоустном может даже затормозить развитие туризма. Пока мы будет тратить огромное время и деньги на создание в Голоустном того, для чего сейчас там не имеется никакой базы, весь турпоток от нас утечет в Бурятию. Там такой же прекрасный Байкал, чистая вода, воздух, солнце. Туристы не будут ждать, пока мы тут что-то построим.

Особую зону создавать нужно в Байкальске. Разумеется, предварительно упразднив там вредное производство. Таким образом, мы выполним поставленную губернатором задачу: и экологию сохраним, и туротрасль поднимем. Байкальск - единственное место в Иркутской области, где хорошо развит зимний туризм, там и горнолыжка есть, и опытные кадры, и железная дорога, - чем не ОЭЗ? А ведь именно зимний туризм - отнюдь не пляжный, при условии удачной раскрутки может стать главным козырем нашего региона.

Генеральный директор компании Green Express Вадим Копылов:

- Разумеется, сохранить в чистоте Байкал и его уникальную природу необходимо в первую очередь. В этом я полностью согласен с губернатором. Но экологические задачи, на мой взгляд, вполне совместимы с экономическими. ОЭЗ может внести значительный вклад в бюджет региона. На месте разработчиков проекта особой зоны я создал бы проект образцово-показательной экологической зоны, где в то же время были бы и условия для комфортного отдыха. Инфраструктура такой зоны должна быть создана с использованием только экологически чистых технологий.

В том, что масштабные инвестиции в ОЭЗ имеют смысл лишь при турпотоке не менее 1 млн. человек в год, я с губернатором не согласен. Наша статистика несовершенна - учитывается только количество организованных туристов, а «диких» - нет. А ведь от «дикарей» территория тоже получает доходы - они тратятся на дорогу, продукты, экскурсии. В Иркутской области проживает около 2 млн. человек, из них более 70% ежегодно посещает Байкал.

Что касается ущерба от «диких» туристов, то эта проблема, думаю, решится очень просто: организованный туризм постепенно вытеснит дикий, если у каждого участка на побережье Байкала будет арендатор или собственник.

Пресс-атташе клуба семейный путешествий «Baikal Nomads – Байкальское кочевье» Михаил Дронов:

- Если инвестиции в ОЭЗ – это долгосрочные вложения в сохранение Славного моря, а не «бизнес-план», то действительно, не надо лелеять завышенных ожиданий, и не придется потом «снимать с кого-то голову», что не обеспечили «плановых показателей». Только из этой позиции губернатора вытекает сразу несколько логичных следствий.

Сейчас все, что говорится об ОЭЗ, подразумевает, что это будет просто некий туристический объект, комплекс гостиниц – пусть более высокого качества, но локальный. Но, во-первых, пока совершенно непонятно, кто будет там хозяйствовать, а от этого зависит и уровень экологической ответственности, и уровень конечных цен – будет ли он устанавливаться монопольно? Во-вторых, главное - на чем основана уверенность, что в этот замечательный комплекс гостиниц можно будет перенаправить поток отдыхающих с Малого моря? Административно этого не сделаешь. Люди поедут туда, где вода теплее, и вообще душе не прикажешь любить Байкал в одном конкретном месте. Не лучше ли понятие ОЭЗ толковать как действительно зону, территорию действия неких особых экономических условий, частно-государственного партнерства? Тогда совершенно логично, что зоной развития щадящего байкальского туризма должен стать весь Байкал - наверное, кроме заповедных территорий. Тогда государство, вложившись в инфраструктуру на наиболее привлекательных для туристов направлениях (то же Малое море, где прежде всего, срочно необходимы современные полигоны для утилизации бытового мусора), сможет раздавать участки побережья туроператорам в аренду, сколь угодно жестко нормируя предельный турпоток и требуя неукоснительного соблюдения «правил игры», вплоть до недопустимости перевозки туристов на «автобусах с равными сиденьями». Форматы же отдыха, «легенды» каждого тура операторы разработают сами. Они люди опытные и креативные!

Обсудить в telegram

вам может быть интересно