Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Соцстрах: изменения не радикальны. Пока.

08:07, 12 февраля 2001

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год”. Закон давно ждали на курортном и туристическом рынках, чтобы разобраться в последствиях введения единого социального налога и снижения норматива отчислений в фонды социального страхования (ФСС). На первый взгляд, изменения не радикальные, во всяком случае, с точки зрения расходов на санаторно-курортное лечение и отдых. Сравним. Если в 2000 году расходы фонда на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей составили 12.661,7 млн. руб., то соответствующие расходы на 2001 год запланированы в объеме 12.145,9 млн. руб. Расходы на оздоровление детей, то есть на путевки в детские санатории и лагеря отдыха, львиная доля которых предназначена воспитанникам детских домов и интернатов, в прошлом году составили 5.718,8 млн. руб., а в этом запланировано 6.380,0. И если эти данные суммировать, то легко убедиться, что запланированные совокупные расходы по этим двум статьям в 2001 году даже превышают прошлогодние.

Кроме того, ст.12 закона предусматривает, что, в случае поступления доходов сверх сумм, установленных данным законом, или экономии расходов на пособия, Фонду разрешено направлять эти средства на дополнительное финансирование расходов на оздоровление детей, оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, участников Великой отечественной войны. Симптоматично также, что остаток средств на начало нынешнего года составил 16,7 млрд. руб. Так что, если не будет больших проблем с собираемостью отчислений в ФСС и резких инфляционных скачков, фактический объем финансирования соцстраховских путевок в этом году вряд ли сократится, если не увеличится.

Другое дело, что предпринимаются попытки дополнительной регламентации

расходования средств на путевки – по всей видимости, для того, чтобы в большей степени обеспечить целевой характер их использования. Если прежде, в отдельных случаях, приобретение путевок за рубеж, было возможно, то теперь, в соответствии с принятым законом, такая практика должна быть полностью исключена. Кроме того, статьей 10 закона установлено, что “за счет средств обязательного социального страхования в 2001 году производятся расходы на полную или частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников и членов их семей в здравницы, расположенные на территории РФ, из расчета в пределах 265 руб. на 1 человека в сутки не более чем за 24 дня пребывания в здравнице.

Оплата путевок на долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения производится в полном размере”.

Теоретически можно предположить, что введение норматива предельных суточных расходов на курортника призвано удешевить соцстраховские путевки для трудящихся, повысить эффективность расходования соответствующих средств и сосредоточить их на финансировании недорогого отдыха с лечением для действительно нуждающихся в нем граждан РФ. Но такое предположение, на наш взгляд, могло придти на ум действительно только теоретикам. Ибо любой практик с ходу может предложить несколько способов обхода этого ограничения. И уж, конечно, практик знает, что лучшая база размещения, которую покупают фонды и которая могла быть с успехом реализована на свободном рынке, стоит дороже, чем 265 руб. с человека в сутки.

Правда, в смысле новшеств в правилах реализации путевок - еще не вечер. Согласно той же ст. 10, “Порядок и условия приобретения, распределения, выдачи путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, сроки продолжительности лечения в здравницах, а также перечень заболеваний на долечивание в санаторно-курортных учреждениях определяется Правительством РФ”. Иными словами, Правительство должно выпустить еще подзаконный акт, который бы регламентировал порядок реализации путевок, и что там в этом акте будет, на сегодня одному Богу известно. Будет ли воспроизведен в нем изобретенный авторами пресловутой 64-й инструкции “цирк” с тем, что санаторно-курортным объединениям (СКО) продавать соцстраховские путевки можно, а всем другим “посредникам” нельзя, или в документе предложат что-то новенькое в плане придворного соцстраховского кормления, пока неведомо.

А ведь простые и понятные варианты решения проблемы есть. С одной стороны, можно снять ограничения с финансирования соцстраховских путевок предприятиями в зависимости от численности занятых на них работников или, по крайней мере, значительно эти ограничения снизить. С другой, можно было бы не ограничивать реализацию соцстраховских путевок только через фонды или СКО, а разрешить продавать их через тех участников рынка, которые предложат условия более выгодные с точки зрения соотношения цены и качества услуг. И таким образом оставить за участниками рынка функцию реализации, а за фондами как, по существу, органами управления - функцию контроля. Но такой подход отвечал бы интересам лишь потребителей и поставщиков услуг. А этого пока явно недостаточно.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно