Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Без помощи государства авиакомпании с проблемой безудержного роста тарифов не справятся

07:37, 11 октября 2013

Объемы авиаперевозок в 2012 году выросли в России в среднем на 15%. Это втрое превышает среднемировой показатель. Однако на долю внутренних маршрутов приходится менее половины общего объема – 45%, а на региональные в разы меньше – всего 4%. По мнению специалистов, активность на этих направлениях сдерживается, прежде всего, высокой стоимостью авиабилетов. Состоянию тарифов на внутренние авиаперевозки было посвящено прошедшее вчера в Москве заседание Общественного совета при Росавиации. Были приглашены представители не только этого ведомства, Минтранса, авиакомпаний, аэропортов, аэронавигационных служб, но и страховых, топливно-заправочных компаний и туриндустрии.

Разговоры о необходимости снижения тарифов на внутренние перевозки идут давно, но конкретные шаги стали предприниматься всего год назад. Вопрос тогда был поднят на правительственном уровне, появилась «дорожная карта» развития региональных перевозок. Потом, в январе 2013 года, вышло поручение президента о комплексе мер по снижению цен на внутренних линиях. Оно включает необходимость снижения расходов авиакомпаний на горючее, обслуживание в аэропортах, лизинг, снижение НДС, а также субсидирование перевозок из удаленных регионов.

Пока реальными результатами может похвастаться только программа субсидирования. По словам заместителя руководителя Росавиации Константина Махова, даже когда в 2008-2009 годах на фоне кризиса было 15-процентное падение перевозок по России, объемы на субсидируемых маршрутах выросли на 5%. Росавиация реализует сейчас пять программ прямого снижения стоимости билетов, которые способствуют передвижению жителей Дальнего Востока и доступ в наш анклав – Калининградскую область. Воспользоваться льготными перевозками могут также жители Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Приволжского федерального округа. В 2013 году на эти цели выделено более 6 млрд. рублей, пассажиров перевезено вдвое больше, чем год назад.

Однако, как полагают участники Общественного совета, субсидирование не решит всех проблем. Авиаперевозка «кусается» не только в регионах, удаленных от европейской части страны, но по всей России. И авиакомпании не могут позволить себе снижать цены на билеты, потому что сами зажаты в тиски внешних поставщиков. Например, до 30% авиатарифа составляет стоимость топлива, которая опять поползла вверх. Российским перевозчикам сейчас выгоднее заправляться в европейских аэропортах, чем у себя дома.

Цена на топливо, как полагают специалисты, будет держаться на высоком уровне, потому что излишков керосина в стране нет: все, что производится, потребляется авиакомпаниями без остатка. Не помогло и создание альтернативных топливно-заправочных комплексов в рамках государственных мер по снижению тарифов. Они работают сейчас в 23 аэропортах страны, а цена на топливо, как ни странно, совсем не снизилась. А где-то даже выросла! К тому же, как сказал заместитель управляющего «Домодедово Фюэл Сервисиз» Александр Гостев, сделки по топливу носят закрытый характер, цены непрозрачны: «За последние 8 лет с рынка исчезли трейдеры, которые позволяли хоть как-то играть с ценой. Сейчас нет ни свободы, ни конкуренции».

Однако, учитывая, что поставщиками керосина для самолетов выступают «Газпром», «Роснефть», «Лукойл» и аналогичные компании, самим перевозчикам с этой проблемой не справиться. Остается рассчитывать на помощь государства или ФАС, которая уже заинтересовалась этим вопросом. Правда, как мы помним, ведомство уже пыталось пару лет назад разобраться с монопольными ценами на бензин, но без видимого результата.

Авиакомпании обеспокоены также ростом аэропортовых сборов. Все европейские аэропорты дешевле московских. Особенно зверствуют частные аэропорты, завышая цены чуть ли не вдвое по сравнению с «казенными». Например, обслуживание в частном аэропорту Котласа в Архангельской области обходится местному перевозчику 60 тыс. рублей в час. «Фактически мы отдаем его владельцам все, что заработали, так как именно столько стоит один наш летный час», – сказал гендиректор 2-го Архангельского объединенного авиаотряда Юрий Давыдов.

Во многих аэропортах раздуты штаты. В частности, как рассказал на заседании один из пилотов «Аэрофлота», после посадки к нему на борт для проверки безопасности поднимаются сразу шесть человек, хотя вполне достаточно троих. При этом пропускная способность московских аэропортов почти в два раза ниже, чем у передовых аэропортов мира с аналогичными конфигурациями взлетно-посадочных полос.

Перевозчиков также беспокоят высокие ставки на лизинг техники. Очевидно, что при таких тарифах на все аэроуслуги, компании летают с минимальной доходностью. Многие эксперты на первое место среди факторов снижения себестоимости перевозок поставили отмену НДС, что широко практикуется в разных странах для поддержки внутренних линий. В связи с этим Общественный совет рекомендовал Росавиации обратиться через Минтранс в правительство РФ с предложением о снятии НДС по региональным и местным перевозкам. Правда, в свое время такая же инициатива Минтранса и Минэкономразвития не нашла понимания в Минфине. Решено также предложить руководителям субъектов РФ отменить земельный и имущественный налог для аэропортов и авиапредприятий, обслуживающих местные и региональные перевозки.

Авиакомпании ждут поддержки государства. Без этого, По словам гендиректора авиакомпании «Северсталь» Николая Ивановского, при нынешнем росте тарифов на авиационную деятельность половина региональных и местных компаний в ближайшее время просто обанкротится.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно