Бизнес должен быть выше амбиций
Еще до недавнего времени конкурентная борьба на российском туристическом рынке не знала компромиссов. Особенно это касается чартерных перевозок, которые, вроде бы, должны быть выгодны для компаний, работающих в секторе выездного туризма, но на самом деле стали серьезным тормозом для бизнеса. И виноваты в этом сами турфирмы, непреклонные в стремлении обязательно поставить собственный самолет на каком-либо популярном направлении. Раздутое самомнение операторов, ни при каких обстоятельствах не желавших отказаться от своих амбициозных планов, приводит к полупустым рейсам и жуткому демпингу на самых массовых направлениях, явному снижению качества услуг, падению спроса и, в лучшем случае, полному отсутствию прибыли.
В этой ситуации глубочайшего уважения заслуживает пул компаний «Асент-тревел», «Джет-тревел» и UTE, договорившихся о совместной авиаперевозке на австрийском направлении. Три главных конкурента сумели преодолеть амбиции и объединиться, чтобы противостоять демпингу и спасти бизнес. Мы беседуем с генеральным директором компании «Джет-тревел» Светланой Цодыковской.
- Светлана, прежде всего, объясните, пожалуйста, суть объединения трех конкурентов.
- Она очень проста. Чтобы не создавать излишков в авиаперевозке на горнолыжные курорты Австрии, каждый из нас отказался от намерений поставить собственные самолеты, и мы сделали совместную чартерную программу.
- Поводом для объединения стал неудачный летний сезон этого года или прошлый зимний?
- Лето действительно не удалось. Особенно обидно, что туристов-то было немало, мы, например, отправили процентов на 30 больше, чем в прошлом году. Но профит оказался минимальным, если он вообще есть. Мы явно переоценили рынок и сделали слишком много предложений. Урезать программы по ходу сезона не всегда возможно. В частности, в Хорватии очень жесткие условия выкупа мест в гостиницах и организации чартеров, поэтому пришлось снижать цены, чтобы вернуть хоть какие-то деньги. А что касается прошлой зимы, то именно тогда фирмы «Джет», «Асент» и UTE впервые попробовали не летать «рядами и колоннами», а объединиться на перевозке. Мы резко сократили количество чартеров, отлетали весь сезон одним еженедельным рейсом на Зальцбург и одним на Инсбрук, и только на всплеске спроса в конце февраля – начале марта поставили еще один самолет на Зальцбург. В результате не только избежали демпинга, но и заработали денег. И ни я, ни мои партнеры, насколько я знаю, не чувствовали себя в чем-то ущемленными.
- В этом зимнем сезоне вы заявили больше рейсов, чем в прошлом.
- И это не случайно. Мы очень тщательно проанализировали рынок, провели переговоры со всеми блочниками, учли появление на австрийском направлении новых игроков, с которыми нельзя не считаться, и решили, что в два борта не уложимся. Поставили по субботам Боинг-737 «Трансаэро» и … «Красэйра» на Зальцбург, а по воскресеньям Боинг-767 «Трансаэро» на Инсбрук. Продажи уже идут, и спрос пока выше, чем в прошлом году, но мы особенно не обольщаемся: прошедшее лето тоже хорошо начиналось, но плохо закончилось.
- То есть, вы полагаете, что найдется какая-нибудь «ложка дегтя», которая может испортить картину?
- А эта «ложка» уже появилась: «Интурист» поставил борт авиакомпании «Сибирь» на Зальцбург и объявил заниженные цены. Это явно перебор, тем более что «Сибирь» по субботам выполняет регулярные рейсы на Мюнхен, в тот же регион.
- Что вы можете предпринять в этой ситуации?
- Только взывать к здравому смыслу. Вот «Ист Лайн» - тоже хотели поднимать свой самолет, но, проанализировав ситуацию, отказались от этой идеи и сели к нам на блоки. Так что, вся надежда только на благоразумие. Не получится – снимем один наш борт на Зальцбург. К счастью, теперь мы имеем возможность оперативно реагировать на любые изменения на рынке. А вообще, по хорошему, крупные операторы, работающие на одном направлении, должны минимум за полгода до сезона собираться и договариваться, вырабатывать принципы взаимодействия. Иначе амбиции похоронят наш бизнес, а демпинг окончательно разрушит рынок.