РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот с 18.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Август
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
ГлавнаяРАТА-новости от 10.10.2006Регионы выступают за более взвешенный подход к введению фингарантий

Регионы выступают за более взвешенный подход к введению фингарантий


Вчера в Торгово-промышленной палате РФ состоялось расширенное заседание Комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности. Обсуждался проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”».

Открыл заседание председатель комитета ТПП РФ Юрий Барзыкин – заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму. Он отметил, что по поводу законопроекта сейчас ведется острая полемика, которая касается, в основном, предлагаемых размеров финансовых гарантий. Однако, по мнению г-на Барзыкина, гораздо важнее обсудить механизм фингарантий – будет ли он действовать и сможет ли сыграть свою роль в плане защиты прав потребителей. Что касается конкретных цифр, то они будут предметно рассматриваться ко второму чтению закона, и предполагается, что размеры гарантий должны быть таковы, чтобы, в случае необходимости, обеспечить возмещение ущерба потребителям, но при этом не разрушить так тяжело складывающийся рынок.

Но представители регионов - Владивостока, Екатеринбурга, Иркутска, Карелии, Мурманска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Хабаровска и других, приехавшие в Москву специально для участия в заседании, все равно больше говорили о размерах фингарантий. Обсуждать механизм действия было сложно, поскольку он пока еще четко не прописан, и сделать это в законопроекте, по словам заместителя руководителя Ростуризма Надежды Назиной, невозможно. Идет разработка соответствующих подзаконных актов. Г-жа Назина сообщила, что Ростуризм приветствует предложения по законопроекту вообще и по механизму фингарантий в частности, но не эмоциональные, а конструктивные и конкретные. Юрий Барзыкин кстати отметил, что, действительно, законодатели ко второму чтению хотели бы получить проекты подзаконных актов, чтобы четко понимать, как будет действовать закон.

Практически все выступившие на заседании руководители органов управления туризмом и представители турбизнеса субъектов федерации, поддержав введение финансовых гарантий в принципе, говорили о том, что предложенные размеры этих гарантий разрушат региональный туристический рынок.

По словам заместителя министра экономического развития Карелии
Евгения Коткина, доля туризма в ВВП республики составляет 6%. В Карелии работают 167 турфирм («Это слишком много», - заметила г-жа Назина), из них 30% - частные предприниматели с оборотами от 5 до 10 млн. рублей в год. Гарантии в 10 млн. рублей для них неподъемны. Г-н Коткин предложил использовать для определения суммы фингарантий регрессивно-прогрессивную шкалу - в зависимости от финансового оборота компании. Он также предложил для компаний, работающих на въезд, установить размер фингарантий не более 800 тыс. рублей, а для внутреннего туризма вообще гарантии не вводить.

Заместитель министра по физкультуре, спорту и туризму Свердловской области, вице-президент Уральской ассоциации туризма (УАТ) Константин Брыляков сообщил, что введение института финансовых гарантий поддерживает и УАТ, и Пермская туристическая гильдия, и Информационно-туристический центр Тюменской области, и Челябинская ассоциация туристических организаций. Однако предлагаемый фиксированный размер гарантий пагубно отразится на развитии регионального туризма, прежде всего въездного и внутреннего, приведет к существенному сокращению предложений, сделает невозможной деятельность туроператоров, относящихся к малому бизнесу, приведет к монополизации рынка и росту цен, а главное – не позволит эффективно решить изначально поставленную законопроектом задачу обеспечения защиты прав потребителей.

По мнению г-на Брылякова, размер фингарантий должен быть дифференцирован в зависимости от фактического объема деятельности туроператоров, то есть финансового оборота. Относительно приводимого Ростуризмом аргумента, что это будет способствовать уходу бизнеса в тень – так на то и существует государство, чтобы с помощью уполномоченных органов вскрывать подобные факты и привлекать виновников к ответственности согласно действующего законодательству. «Боюсь, однако, что уход в тень действительно приобретет серьезные масштабы в случае массового закрытия региональных туроператорских компаний - если будут приняты фиксированные размеры финансовых гарантий», - сказал Константин Брыляков. Он предложил отклонить предложенный законопроект и отправить его на доработку.

Председатель Правления Новосибирской ассоциации туристских организаций Владимир Коуров в своем выступлении обратил внимание на то, что нельзя допускать вакуума в правовом регулировании рынка туруслуг. Поэтому лицензирование в отрасли должно работать до момента введения в действие новых инструментов регулирования рынка. По мнению г-на Коурова, обеспечение ответственности должно соответствовать объему принимаемых на себя турфирмой обязательств по конкретным видам туристской деятельности. Это, в свою очередь, обеспечит для каждого потребителя полное покрытие ущерба, понесенного в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору. Также не должно создаваться условий для подталкивания фирм к обходу закона, к уходу в «серую» экономику. Новые инструменты регулирования рынка должны способствовать созданию условий для полноценного развития всех видов туризма во всех регионах России. Владимир Коуров предложил выбор из двух вариантов повышения защиты прав путешествующих и ответственности турфирм за исполнение обязательств.

Первый - обязательное страхование гражданской ответственности субъектов туристской деятельности по каждой путевке. Страхование производится в пользу третьего лица (выгодоприобретателя), которым является потребитель туруслуг, путем уплаты страхового взноса в размере определенного тарифа от стоимости набора входящих в путевку туруслуг. По мнению г-на Коурова, такая финансовая гарантия будет изначально адресно-персонализированной потребителю туруслуг, а потребитель будет защищен на всех этапах оказания туруслуг, начиная с момента продажи путевки. Такая гарантия будет распространяться на полную сумму возможного ущерба потребителя туруслуг. Лучшим контролером работы этого механизма будет потребитель, потребующий предоставления ему полиса обязательного страхования. Кроме того, таким путем будет достигаться выведение денежных платежей из тени в официальные потоки.

Второй вариант, предложенный Владимиром Коуровым - предоставление турфирмой финансовых гарантий – как банковских, так и страховых - своей ответственности на сумму, определяемую по месту его нахождения субъектом Российской Федерации. В этом случае дифференциация финансовых гарантий по видам деятельности и туризма позволит более точно устанавливать их размер и не угнетать въездной туризм как основу развития туризма в России. Выведение механизма финансовых гарантий на уровень субъектов РФ позволит учесть особенности развития туризма на их территориях, даст возможность организовать контроль обеспечения фингарантий, приближенный к месту осуществления турфирмой своей деятельности, а значит более действенный.

Кроме того, г-н Коуров предложил установить в законопроекте, что закон вступит в силу через шесть месяцев после его опубликования, то есть определить переходный период для выполнения устанавливаемых законопроектом сроков предоставления финансовых гарантий.

«Даже мурманские банкиры считают предложенные размеры фингарантий убойными для регионального турбизнеса, - сказала в своем выступлении представитель департамента экономического развития Мурманской области Марина Ковтун. – Они готовы давать гарантии, но под обеспечение, то есть депозит. А это значит – омертвение капитала, вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие». По слова г-жи Ковтун, законопроект в предложенном виде единодушно не был поддержан членам ассоциации «Баренц-туризм», поскольку он совершенно не учитывает региональную специфику.

Интересный вопрос прозвучал в выступлении генерального директора туристической компании «СНП» Андрея Головина: анализировал ли кто-либо когда-нибудь, сколько необоснованных претензий потребителей туруслуг отклоняют суды? При этом в законе нет даже приблизительного, не говоря уж об исчерпывающем, списка случаев применения механизма финансовых гарантий. То есть, судя по представленному тексту, турист сам будет решать, надлежащим или ненадлежащим образом оказаны ему услуги. Можно только представить, какое широкое поле деятельности открывается, например, перед так называемыми профессиональными потребителями.

В очередной раз на заседании был поднят вопрос о непонятной роли, которую законопроект отводит региональным органам управления туризмом. Документ предусматривает, что государственное регулирование туристической деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти. Единый федеральный реестр туроператоров тоже предполагает вести Ростуризм. В законе РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 туризм вообще не упоминается. Представители регионов поинтересовались, планирует ли Ростуризм какие-либо, например, контролирующие функции делегировать субъектам федерации. Надежа Назина пояснила, что Положением о Федеральном агентстве по туризму контролирующие функции не предусмотрены, поэтому и делегировать соответствующие полномочия Ростуризм не может. Этот вопрос есть смысл обсуждать с Роспотребнадзором.

А что касается регулирования отрасли в субъектах федерации, то на этот счет в ближайшее время возможны изменения. Г-жа Назина сообщила, что Московская область предложила внести в 131 закон поправки, восстанавливающие справедливость в отношении туризма. В частности, предложено внести в закон статью о том, что органы исполнительной власти на местах должны обеспечивать развитие туризма. По словам Надежды Назиной, это предложение поддержано Правительством РФ, поправки находятся на рассмотрении в Госдуме РФ.

Кроме того, как сообщила г-жа Назина, ничто не мешает органам управления туризмом вести региональные реестры турагентов и тем самым контролировать ситуацию.

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько в своем выступлении отметил, что среди членов РСТ существуют различные точки зрения на законопроект. Ряд крупных компаний считают, что закон будет способствовать защите прав потребителей, укрупнению рынка, что чрезвычайно важно для его дальнейшего развития. Для этих фирм сумма гарантий в 10 млн. рублей не является чрезмерной. Есть у проекта и много оппонентов, которые считают, что этот документ будет не столько способствовать защите прав потребителей, сколько создаст предпосылки для монополизации рынка и вытеснит значительную часть компаний в тень. «Судя по тем материалам, которые поступаю в РСТ, многие считают, что предложенные размеры фингарантий непропорциональны реальной ответственности участников рынка, - сказал Сергей Шпилько. - Обеспечить гарантии в 10 млн. рублей должны будут и туроператоры с оборотами 200-300 млн. рублей, и компании с несопоставимо меньшими показателями. Это несправедливо и не соответствует сути поставленных задач».

Г-н Шпилько отметил, что дискуссия по законопроекту отражает противоречия, объективно сложившиеся на рынке. Общая позиция РСТ в этом отношении будет определена 10 октября на заседаниях Регионального совета и Правления. Эту позицию и будет в дальнейшем отстаивать Союз.

В проекте решения прошедшего вчера заседания записано, что члены Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности поддерживают концепцию законопроекта, однако считают, что документ требует доработки. В частности, необходимо конкретизировать механизм реализации финансовых гарантий, определить перечень случаев, на которые будут распространяться финансовые гарантии, порядок определения размера выплаты и т.д., а также дифференцировать финансовые гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного, внутреннего и выездного туризма.

Комментируя это решение, Сергей Шпилько выразил удовлетворение по поводу того, что обсуждение прошло конструктивно. «Много из того, что вошло в проект решения, неоднократно предлагалось Региональным советом и Правлением РСТ, а также другими членами нашей организации», - сказал г-н Шпилько. Например, о необходимости дифференцировать размеры финансовых гарантий, а также о введении так называемого переходного периода говорили представители турбизнеса еще во время встречи с руководством Ростуризма, которая состоялась весной нынешнего года в рамках выставки «Интурмаркет». «Очень важно, что приходит понимание более взвешенного подхода к введению фингарантий, - подчеркнул Сергей Шпилько. - И это не панические пожелания малого и среднего турбизнеса, а факторы, объективно необходимые, если мы не хотим выхолостить саму суть и главную цель законопроекта».

Все публикации RATA-news по финансовым гарантиям смотрите здесь.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал риксос 21.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100