Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Развитию круизного туризма мешают высокие портовые ставки и неразвитая инфраструктура

09:30, 9 сентября 2013

Северо-Западный федеральный округ постепенно становится центром морского круизного туризма. В первую очередь высокие показатели Северо-Западу обеспечивает Санкт-Петербург, на долю которого приходится больше 10% круизного пассажиропотока всего региона Балтийского моря. Однако привлекать круизных туристов пытаются также Архангельская и Калининградская области. Как пишет «Российская газета», в каждом регионе есть свои причины, препятствующие росту круизного турпотока.

 

Санкт-Петербург. В 2012 году Санкт-Петербург принял 446 тысяч иностранных туристов на круизных лайнерах – на пять тысяч меньше, чем в позапрошлом году. Город на Неве находится на третьем месте в пятерке ведущих круизных направлений Балтийского моря, уступая Копенгагену и Стокгольму и опережая Таллин и Хельсинки. В 2012 году столицы Дании, Швеции и Эстонии показали незначительный рост круизного пассажирооборота (от 0,7 до 4%), столица Финляндии и Северная столица России – незначительный спад.

Пассажиропоток на паромных линиях, которые обслуживает единственный в России паромный оператор Балтийского моря из Санкт-Петербурга, в свою очередь, демонстрирует стабильный рост. В 2010 году перевозчик организовал регулярное паромное сообщение по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки, в 2011 году пустил второй паром по маршруту Санкт-Петербург – Хельсинки – Стокгольм – Таллин – Санкт-Петербург. В прошлом году клиентами петербургской компании стали 648 тысяч пассажиров – на 30% больше, чем в 2011 году. В основном, это российские туристы, которые отправляются в путешествие по портам Балтийского моря. Однако были и иностранцы (около 100 тысяч человек). Напомним, что пассажиры паромов и круизных лайнеров имеют право на 72-часовое пребывание в Петербурге без визы.

Догнать Копенгаген и Стокгольм по показателям морского круизного туризма Санкт-Петербургу мешают острые транспортно-логистические проблемы. Ежедневно город на Неве может принимать от 5 до 12 тысяч круизных и паромных туристов. Гостей встречают автобусы, из-за которых образуются серьезные пробки. Особенно страдают от перегрузки магистрали Васильевского острова, где располагаются сразу два пассажирских морских порта. Новый пассажирский терминал «Морской фасад», принятый в эксплуатацию в 2011 году, обслуживает в основном пассажиров круизных лайнеров. На старый причальный комплекс «Морской вокзал» прибывают паромы.

Председатель комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Александр Шапкин считает, что существенно снизить нагрузку на улично-дорожную сеть позволит доставка туристов с «Морского фасада» в центральную часть Санкт-Петербурга и в Петродворец речным транспортом. По его словам, такая схема предусматривалась изначально, поэтому участок земли на намывных территориях был передан ЗАО «Речной порт «Морской фасад». В перспективе, по оптимистичным прогнозам, перевозка речным транспортом будет охватывать до 50% туристов, прибывающих на «Морской фасад».

При этом «Морской фасад», который может обслуживать до полутора миллионов пассажиров в год, не имеет статуса грузопассажирского порта. Поэтому оба парома петербургской компании прибывают на разваливающийся «Морской вокзал» (последний раз модернизация этого порта проводилась в начале 1980-х годов). Пассажирам приходится стоять в многочасовых очередях на таможенном и паспортном контроле. Тем временем новый порт стоит полупустым, по итогам прошлого года мощности «Морского фасада» не были загружены даже на треть.

Генеральный директор петербургского паромного оператора St.Peter Line Андрей Мушкарев утверждает, что статус грузопассажирского порта «Морскому фасаду» не дают в связи с плотным автомобильным движением на Васильевском острове. «Если порт начнет принимать накатные грузы, поток большегрузных автомобилей с паромов направится на улицы, что усилит транспортный коллапс. Решить проблему должно строительство современной автодороги – Западного скоростного диаметра – в западной части Васильевского острова, однако этот участок ЗСД будет создан не раньше 2014-2015 годов. Мы надеемся, что после ввода автодороги в эксплуатацию паромы нашей компании смогут обслуживаться уже в современном порту», – рассказывает он.

 

Калининградская область. В Калининградской области международные круизные лайнеры принимает морской порт Калининград. По информации калининградского филиала ФГУП «Росморпорт», в 2011 году самый западный российский регион принял 7 лайнеров общей вместимостью 4340 человек, в 2012 году – 6 лайнеров вместимостью 3720 пассажиров, а в 2013 году – 3 лайнера вместимостью 1860 человек. Для сравнения, по словам министра по туризму Калининградской области Марины Агеевой, в 2012 году соседний с Калининградом порт Клайпеды (Литва) принял 44 круизных лайнера, порт Гдыни (Польша) – 70 лайнеров.

Как отмечают представители «Росморпорта», полномасштабному развитию круизного судоходства в эксклаве препятствуют ограничения морского порта Калининград по максимальным габаритам судов. В частности, морские ворота области не могут принимать лайнеры, длина которых превышает 200 м, а ширина – 30 м. Решить эту проблему позволит строительство пассажирского терминала для крупных морских лайнеров в городе Пионерском.

Сейчас правительство Калининградской области проводит переговоры с потенциальными инвесторами, которые будут участвовать в возведении терминала на принципах государственно-частного партнерства. Раньше многие иностранные круизные лайнеры обходили калининградский порт стороной из-за длительного пограничного контроля. В начале прошлого года, к примеру, для оформления 800 пассажиров судна пограничникам требовалось 8 часов. К концу 2012 года проблему удалось решить. Время оформления 800 пассажиров сократилось до 55-60 минут благодаря увеличению количества пограничных нарядов, оформляющих суда, и приобретению мобильных сканирующих устройств.

 

Архангельская область. Архангельская область, которая пытается позиционировать себя как туристская гавань Русского Севера, с 2004 по 2012 год приняла 21 иностранное судно с туристами из Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Франции, США и других стран мира. «Безусловно, масштаб приема круизных судов не сопоставим с Санкт-Петербургом. Однако, как показали исследования администраций круизных лайнеров, коэффициент удовлетворенности иностранных туристов после посещения портов Архангельской области и ее прибрежных территорий превышает 90%. Об интересе иностранных туристов к региону свидетельствует и ежегодный рост числа заходов зарубежных пассажирских судов с туристами в морской порт Архангельск и на Соловецкие острова. По предварительной оценке, общее количество таких судозаходов в ближайшие годы может быть доведено до 20-30 в туристский сезон», – рассказывает заместитель губернатора Архангельской области по региональной политике Сергей Ковалев.

По его словам, уже сегодня туроператоры Архангельской области получают запросы от иностранных судовладельцев на организацию в 2015 году трехдневных экскурсионных программ по Соловецким островам и двухдневных программ по Архангельску. Привлекают зарубежных туристов и уникальные природные территории национального парка «Русская Арктика», который включает в себя острова архипелага Новая Земля и архипелаг Земля Франца-Иосифа.

«В среднем однодневный заход иностранного пассажирского судна в морской порт Архангельск приносит области не меньше одного миллиона рублей. Это и учтенные прямые расходы судовладельца, связанные с агентированием судна в порту, и расходы на организацию экскурсионного и транспортного обслуживания туристов на суше. Кроме того, круизный туризм приносит косвенные доходы, связанные с личными тратами гостей. По оценке Центра развития туризма города Хельсинки, расходы каждого круизного пассажира, прибывающего в российский морской порт, доходят до 300 евро», – добавляет г-н Ковалев.

При этом Архангельская область «славится» одними из самых высоких портовых сборов в СЗФО и в Европе, ставки здесь выше в 3-4 раза, чем, к примеру, в Мурманске или Санкт-Петербурге. А судовладельцы, чьи лайнеры следуют по маршруту Архангельск – Соловки, вынуждены платить сборы практически в двойном размере – как по порту Архангельск, так и по порту Онега, к которому относится портопункт «Соловки». По словам Сергея Ковалева, снижение ставок портовых сборов стало бы значительным стимулирующим фактором, позволяющим привлечь большее число круизных судов в Архангельскую область и увеличить долю туризма в ВРП. Для этого необходимо внести изменения в приказ Федеральной службы по тарифам «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно