РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж с 28 марта 2019
 
Мостурфлот
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Хорватия с 11 марта
 
 
 
Ванд Китай
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Апрель
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№2513РСТ ждет разъяснений по защите авторских и смежных прав

РСТ ждет разъяснений по защите авторских и смежных прав


Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии направило письмо в Министерство культуры Российской Федерации, руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Александру Кибовскому. В документе сообщается, что в администрацию Санкт-Петербурга поступают многочисленные обращения от общественных организаций, гостиниц, транспортных компаний в связи с проверками гостиниц, проводимыми сотрудниками милиции по обращениям Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) на предмет соблюдения авторских и смежных прав (часть 4 Гражданского кодекса РФ).

Основной предмет обращений касается правомерности использования теле- и радиоприемников в холлах, а также в номерах гостиниц и аналогичных средств размещения, а также в каютах судов, без заключения договоров с некоммерческими партнерствами по защите авторских и смежных прав. При этом ранее уже имели место обращения в судебные инстанции с исками по этому вопросу, причем инициатором подобных обращений выступало ГУВД. Эти иски были проиграны.

Доказывая незаконность наличия ТВ в холлах гостиниц, гостиничных номерах, каютах без выплат по авторским и смежным правам, проверяющие ссылаются на 4 часть ГК РФ, где говорится, что при любом публичном исполнении аудио-визуального произведения необходимо производить авторские отчисления правообладателям с помощью заключения договоров с аккредитованной общественной организацией по защите авторских и смежных прав.

Гостиничное сообщество считает данные требования противоречащими законодательству и с ними согласен суд Смольнинского района Санкт-Петербурга, который, в своем постановлении от 17 декабря 2008 года, говорит, что по смыслу закона РФ «Об авторских и смежных правах», «ответственность за публичное исполнение могут нести лица, организовавшие это исполнение без согласия на то авторов и обладателей смежных прав. В данном случае организатором публичного исполнения произведений и фонограмм является лицо, владеющее данным телевизионным каналом, которое и может нести ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Просмотр и прослушивание телепередач, транслируемых по общедоступным телевизионным каналам, не является публичным исполнением транслируемых по этим каналам произведений и фонограмм и не требует на то согласия авторов этих произведений и фонограмм либо обладателей смежных прав на них и тем самым не являются правонарушениями».

Таким образом, гостиницы, пассажирский транспорт – пользователи услуг, предоставляемых организациями эфирного или кабельного вещания, являются потребителями и не нарушают авторские права исполнителя. Теле- и радиовещание осуществляется организациями (теле- и радиокомпаниями), имеющими лицензию и на этом уровне вещания производится оплата авторских прав в соответствии с законом. Поэтому взимание денег с теле- и радиовещания в гостиницах – попытка дважды взять деньги за один и тот же информационный продукт. Об этом же, как нам кажется, говорят статьи 1229 и 1330 ГК РФ.

Гостиничное сообщество также считает, что вышеупомянутые требования, тем более не могут распространяться на гостиничные номера и иные места временного проживания, поскольку последние являются местом индивидуального проживания, а не местом публичного исполнения фонограмм. Толкование термина «жилище» дано еще в п. 9 постановления пленума Верховного суда СССР от 5 сентября 1986 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности». В нем определено, что «жилище – это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п..)» (Бюллетень Верховного суда СССР. 1986. № 6. Стр. 5). Таким образом, Верховный суд в понятие «жилище» включает как «место жительства», так и «место пребывания» граждан.

Таким образом, номер в гостинице является хоть и временным, но жильем, в котором, согласно ст.25 Конституции РФ и ст. 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и должно быть обеспечено соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. В связи с этим являются неприемлемыми попытки объявления гостиничного номера местом, открытым для свободного посещения.

По этому вопросу имеется также разъяснение Правового управления Росохранкультуры, согласно которому «использование телевизоров в гостиничных номерах не может быть отнесено к публичному исполнению музыкальных произведений». Однако этот документ по-прежнему не учитывается.

Также очень интересует вопрос о размере вознаграждения за использование авторских и смежных прав, который общественные организации по их защите определяют самостоятельно, предъявляя протокол решения самого общества о размерах ставок. Однако в п.1 ст. 1245 ГК прямо указано, что размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются правительством Российской Федерации. То же самое еще раз прописано в других пунктах ГК, касающихся исполнительских прав и прав на воспроизведение фонограмм.

Насколько известно, в настоящее время правительством Российской Федерации не установлен порядок сбора, распределения и выплат вознаграждения, касающихся использования эфирного теле- и радиоприема в гостиницах и других средствах размещения.

В СЗРО РСТ неоднократно обращались компании пассажирского транспорта, которых волнует следующая ситуация. Существует положение, утвержденное ВОИС «О минимальных ставках вознаграждения для изготовителей фонограмм и исполнителей за публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, на 2010 год», которым были предусмотрены (аналогичные РАО) ставки вознаграждения для пользователей, осуществляющих публичное исполнение фонограмм в пассажирских транспортных средствах, а именно, в размере 0,25% от дохода пользователя, поступающего от продажи проездных билетов, и 0,15% от дохода от продажи путевок. Таким образом, в сезон 2010 года расходы транспортных компаний по выплате авторского вознаграждения и вознаграждения правообладателям смежных прав будут увеличены в два раза по сравнению с прошлым годом.

В связи с вышеизложенным СЗРО РСТ просит дать разъяснения по следующим вопросам:

- является ли законным требование производить авторские отчисления правообладателям с помощью заключения договоров с аккредитованной общественной организацией по защите авторских и смежных прав при использовании в гостиницах, на пассажирском транспорте (теплоходах и т.п.) телевизоров и радиоприемников, транслирующих общедоступные теле- и радиоканалы?

- правомерно ли относить использование телевизоров и радиоприемников в гостиничных номерах, каютах и других аналогичных местах пребывания к публичному исполнению музыкальных и других произведений?

- имеется ли решение, утвержденное правительством РФ, устанавливающее размер и порядок сбора вознаграждения за использование авторских и смежных прав, касающихся использования эфирного теле- и радиоприема в гостиницах и других средствах размещения?

- существует ли предельная ставка вознаграждения для пользователей, осуществляющих публичное исполнение фонограмм, в том числе в гостиницах и в пассажирских транспортных средствах?

 
 

 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал РБ 2019
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100