Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Наталья Розенблюм: «Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»

06:33, 8 мая 2018

За прошедшие 10 лет рынок хостелов прошел нелегкий путь. О динамике развития этого вида услуг рассказывает Наталья Розенблюм, управляющий партнер компании Top Hotel Experts, которая реализует проекты в области гостиничного менеджмента и девелопмента, включая хостелы.

 

- Наталья, если сравнить хостельный рынок сейчас и 10 лет назад – каковы ключевые изменения?

- Как раз около 10 лет назад интерес к хостелам со стороны инвесторов резко вырос. Однако тогда эти объекты размещения были «темной лошадкой», их считали, в лучшем случае, не слишком эстетичной модификацией советских общежитий. Впрочем, сегмент, позволяющий обеспечить доступный ночлег, в кризисный 2008-й пришелся очень кстати. А лет 5-7 назад начали появляться и современные хостелы, кардинально изменившие отношение недоверчивых россиян к этому формату. Помог и спрос со стороны иностранных туристов, они составляют довольно большую долю клиентуры. Впрочем, и развитие внутреннего туризма в России также повлияло на становление рынка хостелов.

 

- Кто были собственники хостелов тогда и кто сейчас?

- Первые хостелы в России были базе квартир – их легко запустить, вложения относительно быстро окупаются. Затем появилось поколение молодых хостельеров, способных арендовать удачное место и найти несколько миллионов на проект. Те, у кого бизнес пошел успешно, со временем переключились на мини-отели. Аудитория хостелов тоже вырастает и со временем хочет чего-то более солидного, спокойного. Поэтому стали появляться смешанные отель+хостел.

Еще одной альтернативой стал путь франчайзинга: такая модель бизнеса позволяет быстро расширяться, увеличивая количество дочерних объектов. Но вскоре выяснилось, что сложно гарантировать успешное управление – все-таки формат специфичен. Поэтому ценность именно российской хостельной франшизы снизилась.

 

- А нынешние «звезды» вроде Netizen, в чем их принципиальное отличие?

- Их появление ознаменовалось рывком рынка, когда и пришли сильные игроки вроде Netizen, у которого в России уже два работающих хостела. Но для таких проектов нужны и люди с опытом, которые будут отстраивать процессы, стандарты, систему продаж. Есть и рыночные ограничения. Например, некоторые крупные форматы подходят только для мегаполисов – Москвы, Питера, Казани, Екатеринбурга. В других городах пока еще идет «причесывание» до приемлемого уровня объектов, недалеко ушедших от квартир.

 

- Как сейчас у хостелов с загрузкой? На сервисах бронирования всегда есть выбор «на сегодня». Заполняемость далека от 100%?

- Верно, хостельеры даже подтверждают снижение загрузки: прежде среднегодовой показатель был 70-80%, а сейчас удачей считается 60%. Многие это связывают с оттоком иностранцев. В сегменте внутреннего туризма платежеспособность тоже упала, люди опустошили «кубышки» и путешествуют намного меньше. Но невысокая стоимость размещения позволяет хостелам конкурировать за тургруппы с отелями 2-3*.

Последние несколько лет мы наблюдаем улучшение предложения в сегменте и хостелов, и отелей. А еще – их объединение, чтобы не конкурировать и работать сразу на две целевые группы. Как вариант – объединив управление и каналы продаж.

 

- О смежных аудиториях: какие новые форматы появились?

- Собственники интересуются так называемыми luxury hostel. В крупных городах вроде Питера сейчас уже состоялось разделение на «просоветские» бюджетные хостелы и современные, стильные. То же самое чуть раньше мы видели на рынке кемпингов, когда появился термин глэмпинг – «гламурный кемпинг». Это уже не просто палатка и фургон, а кемпинг высокого уровня с общественными помещениями в отдельном здании с оригинальным дизайном, какими-то занятными фишками. Так и хостелы – по интерьерам, оснащению и сервису они переходят на более высокий уровень.

Из московских на раннем этапе своего существования выделялся Privet; сейчас хорошая репутация у сети «Фасоль». В Петербурге есть несколько отличных хостелов вроде Soul Kitchen, несколько лет получавшего титул лучшего в Европе. В чем их плюсы? Большая, продуманная и красиво оформленная общественная зона по типу come and play. Отличное место для тусовки – за которой в хостелы и едут.

Другие новые форматы из числа недавних – хостел-коворкинг, хостел-антикафе, хостел длительного проживания, а также хостелы-апартаменты.

 

- Какие из них более перспективны?

- Всё решит спрос. Например, хостелы длительного проживания оценили командированные и покоряющая Москву молодежь. Для молодых также актуален формат хостел-коворкинг с возможностью жить и работать в одном месте. Кровать, завтрак, безлимитный интернет – все тут. Приехал, заселился днем на любой срок – ни тебе риэлторов, ни залогов, ни мучительного подбора вариантов. Освоился – снимаешь комнату или квартиру.

В перспективы сочетания хостелов и апартаментов я, если честно, не очень верю. Зато набирает популярность коворкинг-коливинг (co-working – co-living) на базе обычных квартир, или современная альтернатива мини-общежитию. Там постоянно проживают 3-4 человека. Тот же хостел, но намного комфортабельнее, поскольку в комнате не 8-10 человек, а один-два. Формат интересен и той категории молодежи, которая не стремится обзаводиться собственностью и привязывать себя к одному месту. Вариант пожить в уютной квартире с двумя-тремя соседями, работая над очередным проектом, им подходит идеально. Такие коливинги уже появляются в столице.

О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями. Впрочем, если такие в принципе есть – уже неплохо: качественные хостелы нередко появляются именно на базе реновированных советских отелей.

В любом случае, один из основных трендов хостельной индустрии сейчас – совмещение разных форматов, многофункциональность. Ведь даже ключевые гостиничные операторы последние годы делают редизайн своих сетевых отелей под open lobby c многочисленными зонами, перетекающими одна в другую. Отсюда же появились совмещение хостела и коворкинга, хостела и капсульного отеля. Один такой уже есть в Москве – Molotoff на Тверской, хотя «капсулы для сна» на базе хостела выглядят, по моему, довольно странно. Однако – посмотрим.

 

- Какие общемировые новинки в этой сфере до России еще не добрались?

- Один тренд я уже упомянула: коливинг, гибрид хостела и съемной квартиры. Другая яркая тенденция – масштабное развитие коворкинговых проектов. Но ключевой тренд – стирание границ между разными форматами и довольно быстрое их объединение. Полагаю, он продолжится и дальше.

 

Кристина Голубева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно