Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Вольный ветер: за активный туризм

08:07, 8 мая 2001

«Вольный ветер» - «газета для любителей странствий и приключений» - выходит уже 12-й год. Все эти годы она является практически единственным в России средством информации для любителей активного, приключенческого туризма. Зная не по наслышке о его проблемах, коллектив «Вольного ветра» по мере сил ищет пути для их решения. Рассказать о ситуации, сложившейся в стране с активным туризмом, и о тех сложностях, с которыми приходится сталкиваться компаниям, предлагающим такой вид услуг, мы попросили главного редактора газеты, мастера спорта по туризму Сергея Минделевича:

- Популярность активного, приключенческого туризма во всем мире стремительно растет. И это не случайно: активный отдых безусловно полезен, интересен для самых разных категорий людей, и, наконец, экономически доступен практически каждому. К сожалению, по развитию этого сегмента туррынка наша страна отстает от развитых государств, и это несмотря на то, что в России огромное количество абсолютно уникальных природных объектов, привлекающих любителей активного отдыха: Байкал, Приэльбрусье, плато Путорана, Долина гейзеров на Камчатке – их можно перечислять до бесконечности…

- В чем же выражается это отставание?

- Приведу статистику: в советские времена по данным Госкомстата в СССР более 9 млн. человек регулярно занимались в более чем 4000 турсекциях и клубах, это превышало число любителей любых, даже самых массовых видов спорта; существовало более 600 турбаз, с которых туристы отправлялись в походы. Сейчас же в России клубов не более 250, а турбаз, предлагающих активные маршруты, осталось менее 50. Однако, несмотря на все это, социологические опросы, проведенные ВЦИОМ по заказу Госкомспорта РФ, показали, что свои отпуска в самодеятельных походах проводят более 6 млн. россиян; то есть приверженцев активного туризма по-прежнему больше, чем любителей других видов спорта и отдыха. На лицо парадокс – с одной стороны, значительная категория населения реально нуждается в соответствующих туруслугах, а с другой – этот рынок развит совсем слабо. Из 19 тыс. турфирм, зарегистрированных в РФ, не более 50 являются туроператорами по активному и приключенческому туризму…

- Почему же так происходит?

- Прежде всего, организовать активный тур в принципе сложнее, чем экскурсионный или, скажем, турпакет по «пляжному» отдыху. Этим должны заниматься профессионалы, но общественная система обучения инструкторов туризма ныне фактически не действует (нет денег), а другой нет вообще; те профессионалы, которые работают сегодня, получили образование еще в советское время. Кроме того, для разработки маршрута, разумеется, недостаточно прочертить его на карте – нужно детально изучить местность, подготовить стоянки, приюты и пр. Возникают проблемы с обеспечением безопасности туристов – например, организацией связи. В глухих таежных или горных районах необходимы космические телефоны или буи и пр. Это оборудование дорогостоящее, что, соответственно, удорожает и стоимость подобного тура. Опять-таки нужно надежное снаряжение (допустим, плоты-рафты), а цены на него достигают заоблачных высот. Из-за дороговизны такого тура мало желающих его купить, получается «штучный продукт». Образовался замкнутый круг – с одной стороны, чем дороже турпродукт, тем ниже на него спрос, с другой – чем меньше спрос, тем дороже турпродукт.

- И где же выход из этого круга?

- Уверен, что он невозможен без активной государственной поддержки. Властные структуры должны наконец осознать, что активный туризм служит оздоровлению нации и, конечно же, может являться источником немалых средств для бюджета. Многие отправляются в самодеятельные походы совсем не потому, что у них нет денег. Эти люди могут и хотели бы платить за оказываемые услуги; но цена на эти услуги должна быть адекватна их качеству. Турфирмы же, которые развиваются сами по себе, без государственной поддержки, далеко не всегда могут предложить действительно конкурентноспособный турпродукт. Если активный тур стоит в 2-3 раза дороже, чем отдых в Анталии, что большинство людей выберет? Думаю, очевидно. Если государство хочет иметь здоровых граждан – оно обязано поддерживать активный туризм.

- Какие же меры необходимы?

- Например, облегчение налогового бремени. Почему бы не уменьшить или вообще не отменить НДС на туры с активными способами передвижения и на столь дорогое ныне походное снаряжение? Необходимо в общероссийском масштабе наладить сбор и получение турфирмами крайне необходимой информации – в частности, об опасных природных явлениях, об эпидемиях, запретах на посещение каких-то районов и др. Такая система информации ранее существовала, а сейчас ее нет вообще.

Нужна некая структура, которая бы реально отвечала за этот сектор туриндистурии. Правда, при Госкомспорте РФ создан Совет по спортивно-оздоровительному туризму, однако там слишком мало специалистов нашего дела, поэтому надеяться на какую-то реальную отдачу от его деятельности не приходится. Сейчас Госкомспорт ежегодно выделяет средства фактически лишь на проведение полутора десятка соревнований по спортивному туризму. Думаю, их можно было бы использовать с гораздо большей пользой для развития массового активного туризма.

Необходимо решать вопросы и с посещением туристами природоохранных территорий, снимать многочисленные бюрократические «рогатки», мешающие людям путешествовать по России, наладить выпуск карт, путеводителей, методической литературы… Проблем хватает. Решение их надо лоббировать на государственном уровне, и помочь в этом может, в том числе, и Российская Ассоциация Туристических Агентств, руководство которой поддержало идею создания при РАТА комиссии по активному туризму…

В дальнейшем RATA-news планирует продолжить публикацию материалов, посвященных проблемам активного туризма.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно