Интурмаркет 2020 02.10

Операторам и онлайн тревел агентствам лучше сотрудничать, а не конкурировать

Активное развитие онлайн тревел агентств (ОТА) – реальность, с которой трудно спорить. По оценке аналитического агентства Rutramarin, максимальный объем всего рынка туристических услуг в России достиг в 2013 году $45 млрд., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 12%. Из них на онлайн-продажи пришлось $8,3 млрд., что на 33% больше прошлогоднего уровня. Эта доля, по прогнозам специалистов будет расти, хотя, возможно, и не такими темпами. При этом онлайн тревел агентства все чаще посягают на законную территорию туроператоров.

По словам генерального директора онлайн тревел-агентства Biletix Александра Сизинцева, у турбизнеса, есть все возможности не только «мирного сосуществования» с ОТА, но и взаимовыгодного сотрудничества. В своем выступлении на MITT Саммите, организованном при поддержке Российского союза туриндустрии, он детально проанализировал нынешнюю ситуацию.

Операторы, по его словам, могут игнорировать существование ОТА или даже бороться с ними. Кто-то попробует запустить свое ОТА в клиентском сегменте, однако это – не решение проблемы, так как ситуация на рынке за последние 5 лет сильно изменилась, он поделен между несколькими крупными игроками, имеющими особые условия сотрудничества с поставщиками услуг. К тому же любого новичка ждет большой порог вхождения и низкая маржинальность. «Не говоря уже о том, что, как показал мой личный опыт, у офлайн и онлайн команд сотрудников разная ментальность. Договориться им непросто, и лучше каждому заниматься своим делом. Да и в чисто технологическом плане офлайну с его самописными продуктами, разношерстным софтом сейчас трудно угнаться за онлайном, в который вкладываются огромные средства», – пояснил Александр Сизинцев.

Выход один – объединяться и вместе играть на онлайн рынке. Тем более что 2014 год обещает стать тяжелым не только для традиционных агентств, но и для ОТА. Причины в снижении темпов роста, а также уменьшении маржинальности бизнеса, недоверии к бронированию в онлайне и макроэкономической ситуации, которая продолжит негативно влиять на спрос. Опыт Biletix показывает преимущества возможного сотрудничества. В момент старта, в сентябре 2012 году компания работала с 7 операторами, в ноябре того же года – уже с 25, в ноябре 2013 – с 60.

Компания выставляет билеты по 60 чартерным направлениям – то, что сами операторы не могут или не успевают реализовать. Фактически, это те места, которые иначе сгорят. По словам Александра Сизинцева, операторы почувствовали выгоду работы с Biletix, которая предлагает самостоятельное размещение и управление блоками мест в режиме реального времени. К тому же через Biletix они получают новых клиентов – 100% целевую аудиторию Biletix и всех метапоисковиков (SkyScanne, Kayak, Momondo и др.). В их распоряжении также – большая субагентская сеть холдинга «Випсервис» и клиентская база «Портбилета». Работая с Biletix, туроператоры получают возможность экономить расходы и снижать издержки непроданных с турпакетами мест.

Операторы, конечно, могут и сами работать со своим онлайном, но не всегда это получается. «Онлайном надо заниматься серьезно, а не от случая к случаю. У нас был партнер, крупный оператор, на его сайт заходило более 18 тыс. человек ежедневно, но продавалось один-два билета в день», – пояснил эксперт. Кроме того, сотрудничество с ОТА позволяет усовершенствовать сайт оператора, сделать его более технологичным. Например, при правильном с точки зрения онлайна расположения элементов сайта можно увеличить его эффективность более чем на 40%. Наконец, операторы получают PR в интернете. Как сказал Александр Сизинцев, это – спасательный круг во времена сокращения или отсутствия корпоративных бюджетов.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати