Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Рынком правят низкие цены и отложенный спрос

09:11, 7 декабря 2009

В 2010 году рост цен на авиатопливо продолжится, что приведет к увеличению стоимости авиаперевозки до 20%. Тем не менее, цены на авиабилеты все равно не дотянутся до «высоты» 2008 года. Неизбежен также рост цен на туруслуги, что, с одной стороны, повысит доходы операторов, а с другой - потребует более эффективного управления продажами, грамотного позиционирования своего бренда и продукта. Чтобы активизировать продажи, туроператоры и турагенты вернутся к более активной рекламной деятельности, которая у многих практически свернулась на фоне снижения экономических возможностей. Так оценил перспективы развития туристического рынка в 2010 году председатель совета директоров авиакомпании «Трансаэро» Александр Плешаков (фото), выступая с докладом на конференции «Туристический бизнес в России», организованной газетой «Ведомости» при поддержке Российского союза туриндустрии.

Г-н Плешаков считает, что в 2010 году кардинальной экспансии иностранных туроператоров на российском рынке не произойдет. Хотя компании, которые уже пришли, будут стараться укрепить свои позиции, поэтому возможен ряд новых сделок. Очевидна перспектива роста объемов во всех секторах туристического рынка. Выездной туризм на отдельных направлениях покажет рост до 10-12%. Откроются новые направления – как, например, стартовавшая недавно цепочка на Канкун (Мексика). Въездной туризм также будет расти, но незначительно: мировая экономика еще не оправилась от кризиса. Более пессимистичный прогноз – по поводу внутреннего рынка. Кроме того г-н Плешаков предупредил, что в связи с необходимостью пополнения бюджета возрастет активность налоговых органов.

Прогнозы «Трансаэро» строились на основе текущего состояния туристической отрасли в России. Александр Плешаков озвучил некоторые тенденции, в частности, констатировал очевидное завершение активного спада продаж туруслуг. После явного спада в зимнем сезоне 2008-2009, продлившегося вплоть до начала летнего сезона, рынок начал демонстрировать рост. Укрепит и разовьет эту тенденцию возвращение отложенного из-за кризиса спроса. По данным г-на Плешакова, цены на авиаперевозку к настоящему моменту снизились по ряду направлений на 25-40%. Отели в некоторых странах подешевели на 10-20%.

«Все крупные и средние участники рынка преодолели сложный период, в очередной раз показали свою жизнестойкость, гибкость, активность, умение управлять и маневрировать, – считает г-н Плешаков. – Правда, преодолели по-разному, не безболезненно и не без потерь. Активный рост показали «Интурист» и «Пегас», системно продолжил развитие Coral Travel. Вынуждены перегруппировывать свои ресурсы перед следующим этапом деятельности «Тез тур» и «Капитал тур». У компании «Нева» новые положительные этапы работы. Второй эшелон туроператоров – «Южный Крест», «Мегаполюс турс», «Пакс» и другие прошли сложный период хорошо и уже стремятся приблизиться к лидерам турбизнеса. Поскольку основная часть крупных участников рынка активна и здорова, то, соответственно, все, кто находится в партнерстве с ними, тоже должны нормально работать. Отдельные негативные случаи, которые мы наблюдали, носят единичный характер».

Александр Плешаков напомнил, что у «Трансаэро», как и у всех авиакомпаний, был период активного спада, связанный со снятием части рейсов и снижением цены. «В летнем сезоне мы снова почувствовали дефицит производственных мощностей. Вместе с тем ряд авиакомпаний свои объемы сократили и позиции утратили. В то же время произошла активизация новых участников рынка, например, своя авиакомпания появилась у “Тез тур”», - сказал глава «Трансаэро».

Александр Плешаков обозначил текущие экономические проблемы отрасли. По его мнению, снижение цен увеличило количество клиентов, но привело к уменьшению прибыли в отрасли: «Клиентов сохранили, а денег стало меньше». Дополнительная консолидация объемов у некоторых туроператоров, опять же, произошла за счет низких цен и, скорее всего, потерь и убытков. К убыткам ведет также активная конкурентная борьба на региональных рынках, особенно это было заметно на фоне падения продаж зимой и весной. Вместе с тем сократился доступ компаний к объемным и дешевым кредитным ресурсам, что уменьшило рентабельность и сузило амбиции участников. Начавшийся устойчивый рост цен на авиатопливо у поставщиков ведет к тому, что цена авиаперевозки продолжает уверенно расти.

Г-н Плешаков отметил, что усугубляет конкурентную среду туристической отрасли египетский рынок. «Египет стал круглогодичным и системно убыточным, - пояснил докладчик. – Направление субсидируется и туроператорами, и авиакомпаниями, но без участия египтян. Это увеличивает материальные потери отрасли и усугубляет конкурентную среду. Очень низкие цены оттягивают часть потока от Турции, Туниса, Болгарии. Египетские объемы выросли, но, скорее всего, опять за счет крупных потерь». Туроператоры дотируют Египет в среднем по $50-70 на человека, «Трансаэро» дотирует по $240 на человека. Александр Плешаков посетовал, что таким образом субсидируются поездки именно в дешевом сегменте египетского направления. «Фактически мы дотируем алкоголь, который на сэкономленные деньги покупают в duty free 70-80% пассажиров. В результате люди, заплатившие серьезные деньги на дальних маршрутах, слышат мат и наблюдают пьяные дебоши в аэропорту. Для чего мы субсидируем поездки в дешевый сектор? Зачем нам эти убытки?»

«Основной проблемой отрасли продолжает оставаться сложная экономика деятельности и избыточная ценовая конкуренция, которая распространилась с московского рынка на основные региональные», – сделал вывод Александр Плешаков. Он позитивно оценил перспективы рынка и деятельность туроператоров, но с сожалением отметил, что на туристической конференции не было представителей государственных структур. (Ольга Чижкова, RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно