Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Отели Петербурга: рекорды и прогнозы

04:54, 7 сентября 2015

Гостиницы Северной столицы отработали первое полугодие с рекордно высокими показателями. Доходность на номер (RevPAR) в среднем увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 18% – до 3 тыс. рублей. Так, luxury гостиницы подняли средний тариф в июне до 35 тыс. рублей, что вместе с ростом загрузки на 20% привело к увеличению RevPAR на 30% по итогам первой половины года, отмечают аналитики JLL. О том, что привело к результатам, которые эксперты уже назвали ошеломляющими, и долго ли продлятся позитивные перемены, рассуждают отельеры Петербурга.

 

Все выше и выше. Уже ранней весной отчеты петербургских отелей диссонировали с общим негативом отечественного гостиничного рынка. Поэтому говорить, будто рекорды первого полугодия поставлены в основном благодаря прошедшему в городе экономическому форуму было бы неправдой. В первом квартале прошлого года показатель RevPAR увеличился на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 1,5 тыс. рублей.

«Доходность на номер в гостиницах города росла с января по март преимущественно за счет загрузки – в среднем по рынку она выросла на 5,8%, тогда как повышенный интерес со стороны российских туристов не позволял поднять цены на проживание», – говорил Дэвид Дженкинс, руководивший департаментом гостиничного бизнеса JLL. Причем уже на конец марта рост доходов был зафиксирован в отелях всех сегментов, от люксового до среднеценового.

Продолжение последовало в июне, когда на фоне белых ночей и Петербургского экономического форума гостиницы, прежде всего, высокого ценового сегмента, добились рекордных показателей. Средний тариф в отелях класса luxury вырос до 35 тыс. рублей, загрузка – на 51%, показатель RevPAR – на 19%. Аналогичный рост дохода на номер продемонстрировали гостиницы верхнего предела верхнего ценового сегмента. До рекордно значения (66%) выросла загрузка в гостиницах верхнего ценового сегмента, рост RevPAR составил 28%.

 

Дело в курсе. По мнению директора отдела продаж Radisson Royal Hotel, St. Petersburg Евгении Борзак, на столь успешные показатели сработали два фактора: «Возросшая курсовая разница привела к тому, что российские туристы при выборе места отдыха на выходные и праздничные дни стали отдавать предпочтение внутренним направлениям, прежде всего Петербургу. Эта же разница сработала и на рост зарубежного спроса. Россия стала более доступным направлением для стран Европы, Азии и даже ближнего зарубежья, в частности, Казахстана. Это заметно увеличило приток туристов в Петербург».

«Если мы говорим о верхнем сегменте, то действительно выручка увеличилась по сравнению с прошлым годом, что связано с ростом курса доллара и евро. Представители этого сегмента всегда в большей степени ориентировались на зарубежных гостей, в том числе китайских, которых сейчас стало заметно больше. Рублевая цена не сильно изменилась по сравнению с прошлым годом, для иностранцев она стала существенно доступнее. Те, кто раньше ездили в отели 3-4*, теперь могут позволить себе 5*», – считает генеральный директор Cronwell Manаgement Алексей Мусакин. При этом, по его словам, высокие показатели получены благодаря росту именно обычного туризма: «В Петербурге снизилась деловая активность, а следовательно и количество людей, приезжающих по бизнесу. Освободившиеся места заняли те, кого привлекли доступные из-за курса рубля цены и кому раньше просто не хватало мест в отелях из-за различных мероприятий».

Директор по продажам и маркетингу «Кемпински Мойка 22» Евгения Нагимова также уверена, что высокий интерес к петербургским отелям напрямую связан с ростом внутреннего туризма, который простимулирован падением рубля: «Первое полугодие стало одним из лучших по финансовым результатам за последние пять лет работы нашей гостиницы. Впервые мы наблюдали высокую загрузку не только в будние дни, но и в выходные. На майские праздники гостей у нас, как и во всем Петербурге, было на порядок больше обычного, в первую очередь, за счет наших туристов. Можно отметить как тренд увеличение числа россиян, путешествующих с семьями и детьми во время отпуска или школьных каникул». Но и гостей из-за рубежа было достаточно, особенно ощутимо выросла доля представителей Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Осень покажет. О прогнозах на осень и зиму эксперты говорят осторожно. Евгения Нагимова надеется, что администрация города в зимний период поддержит туристическую привлекательность Петербурга комплексом дополнительных мер. По ее мнению, это позволило бы выровнять традиционный дисбаланс между летним и зимним спросом.

Алексея Мусакина беспокоят третий и четвертый кварталы года: «Осенью и зимой спрос, в лучшем случае, сохранится на уровне прошлого года. Но возможно и снижение, так как туристический сезон закончится, а в деловом сегменте активность уменьшится». Эксперт обращает внимание на то, что, хотя выручка у многих отелей выросла на 7-10%, увеличились и затраты на питание и коммунальные услуги, причем на 15-20%. Кроме того, еще никто не индексировал зарплату персонала, потому что для этого просто не хватает финансовых ресурсов. «Исходя из этих факторов, операционная доходность снижается, следовательно на реновации отелей деньги не копятся», – подчеркивает г-н Мусакин. У активного внутреннего спроса, по его мнению, тоже в скором времени обозначится предел.

«Вопрос в том, как долго отели смогут держать низкую рублевую цену, а это во многом будет зависеть от позиции государства. Если бы в нашей стране перенимали западный опыт реагирования на кризисные ситуации, снижали ставку НДС или налоги на зарплату персонала, то были бы шансы удержать отели от повышения цен. К примеру, у нас есть сниженные ставки на страховые выплаты в пенсионный фонд для инновационных компаний, что должно стимулировать автоматизацию и уменьшение численности «живого» персонала. Но резко уменьшить штат в гостиницах невозможно, поэтому на него приходится очень высокая доля затрат, – говорит Алексей Мусакин. – И здесь правильная политика государства могла бы привести к обоюдовыгодной сделке. Кроме того можно было бы также сдерживать тарифы на коммунальные платежи и давать налоговые льготы. А гостиницы обязались бы не повышать цены на услуги, что могло бы поддержать турпоток. Такая практика уже применялась в Европе, в том числе в Германии и Чехии».

 

Элеонора Арефьева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно