РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот с 18.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Август
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3056Тимофей Рогожин: «Ситуация с активным отдыхом в стране пессимистичная…»

Тимофей Рогожин: «Ситуация с активным отдыхом в стране пессимистичная…»


Компания RussiaDiscovery специализируется на организации и продаже активных туров практически во всех регионах России, где такой отдых предлагается. Ее клиенты – и россияне, и иностранные туристы. Три года назад, в разгар кризиса, генеральный директор компании Тимофей Рогожин (фото) в интервью RATA-news предсказывал рынку активного отдыха бурный рост. Мы попросили его рассказать о том, что изменилось за прошедшее время.

 

 

– Сбылись ли ваши прогнозы?

– Наш бизнес развивается и объемы растут. Я очень рад, что после нескольких лет, когда мы только вкладывали деньги, сейчас у нас появились свободные средства, есть возможность расширять штат, развиваться. Но общая ситуация с активным отдыхом в стране пессимистичная. У нас много корпоративных клиентов, причем повторных. И с ними возникает проблема. Клиент съездит с нами 4-5-6 раз, а дальше некуда. Потому что тот уровень качества и увлекательности маршрута, который мы обеспечиваем в Карелии и на Кольском полуострове, где у нас свои офисы, больше нигде не поддерживать не удается. То же самое и с обычными туристами, которые готовы с нами ездить. Если они начали с чего-то хорошего, не хочется предлагать им более низкий уровень.

 

– В чем проблема? Новые регионы и маршруты не появляются на рынке или качество таких предложений хромает?

– Здесь много причин. Сохраняется ярко выраженная сезонность, 95% компаний работают три месяца в году. Обычно это май, июль-август и в половине регионов Новый год. В остальное время компании не могут ничего предложить, потому что нет системного спроса. А его нет, потому что нет предложения. Плюс для организации активного отдыха нужны вложения в подбор кадров, их обучение, покупку снаряжения. Денег на это взять негде. Большому бизнесу мы смешны из-за низкой маржи, среднему не до вложений, а банкам туризм вообще никогда не будет нужен. Поэтому мы имеем историю с индивидуальными маленькими проектами, когда два молодых парня скидываются, покупают пару катамаранов и начинают предлагать какие-то туры. Летом они работают на реках, в остальное время в МЧС, школах, турклубах. Это очень характерно для Алтая, Карелии.

 

– Поток активных туристов растет?

– Сложно понять, так как методики подсчетов хромают. На Урале и Камчатке говорят, что прироста туристов нет – вернулись на докризисный уровень. На Байкале в 2010 году продолжался кризисный спад, а в 2011 начал расти поток россиян. Карелию невозможно проанализировать, так как компаний очень много и они маленькие. Понять, есть ли рост или это перераспределяется поток, очень сложно. Некий прирост в активном сегменте декларирует Алтай, но не такой шапкозакидательный, как дают госорганы.

 

Подчеркну, что я говорю о туристах из Москвы. Вполне возможно, что на Алтай растет поток из Кемерово и Новосибирска, о котором мы просто ничего не знаем. Но на Алтае мне никто не говорил, что у них там рост под 20%. Чаще я слышал, что они вернулись на докризисный уровень. Думаю, что в целом по России рост невелик – максимум 5-7%. И с учетом того, что сейчас в стране происходит, я сомневаюсь, что стоит ждать роста в активном туризме в ближайшие годы.

 

– Что вы имеете в виду?

– Программы и стратегии развития туризма не было и не предвидится. Мы надеялись, что после назначения Радькова будет что-то меняться, но пока изменений нет. Дальше надеялись на нового министра, но отфутболивание туризма в культуру оптимизма не прибавило. На моей памяти это происходит с туризмом то ли в шестой, то ли в седьмой раз: то он объединяется со спортом и молодежкой, то он только со спортом, то его запихивают в Минэкономразвития, то в Минсоцздрав. Что творится на региональном уровне – караул. В ряде регионов чиновники уже ждут, как их будут передавать из спорта в культуру, и что они там будут делать. Если на уровне президента нет понимания, что туризм – отрасль экономики, а не походы, то о чем можно говорить?

 

– Но ведь Федеральную целевую программу развития туризма приняли, деньги на нее выделили...

– В ФЦП две трети денег на реализации проектов должны найти сами регионы, а у них денег нет. По мнению одного из чиновников, который отвечает за вложение средств в инфраструктуру, уровень оформления заявок и сметной документации регионов ужасен, если не сказать преступен. Я пока не видел ни одного логичного шага по активному туризму в рамках ФЦП. Единственное, что реализовано адекватно – это ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» на Алтае. Уже не говорю о том, куда тратили деньги, выделенные по ФЦП на рекламу. В шоке был не только я, но и все.

 

Перечитывая стратегию развития туризма, я вижу, что все это мало имеет отношения к реальности. Чтобы что-то менялось, нужны даже не деньги и кадры, а воля руководства. А ее, видимо, нет.

 

– По вашим словам, поток не растет и предложение не расширяется. А цены?

– Цены растут на уровень инфляции, сильно они расти не могут – и так не едут, куда задирать? Плюс дорожают авиаперевозки, что окончательно убивает туризм. Пока в Мурманск летали дискаунтеры, можно было купить билет за 4-7 тысяч рублей, сейчас он стоит 10-14. То же самое с Алтаем, с Байкалом, Чукоткой, Камчаткой и Якутией. Два странно-положительных примера – Улан-Удэ и Южно-Сахалинск, где перевозка дешевле. Часть потока, которая собиралась на Камчатку, поменяла ее на Сахалин. Так же интересно, но значительно доступнее.

 

– Получается, что кризис повлиял на рынок негативно.

– Рынок активного туризма после кризиса очень здорово очистился, появилась структурная определенность. В первую очередь, я говорю о компаниях, которые продают активный отдых, турагентствах. Произошло то, что я и предсказывал – мы пошли по пути Европы, где на рынке активного отдыха выраженная специализация. Был период, когда предложения по активным турам были в избытке в любых агентствах шаговой доступности. Было ощущение ажиотажа вокруг. Но, как мы понимаем, это специфичный турпродукт, поэтому продавать его с той же легкостью, как отели или стандартную экскурсионку, нереально. Многие компании свернули продажи активных туров. Или оставили линейку для случайных клиентов и позиционирования: мол, мы занимаемся всей страной и всеми видами отдыха.

 

– Почему сокращение числа продающих агентств – это хорошо?

– Улучшается качество продаж. В агентство звонит человек, просит путевку на сплав по реке Укса на майские праздники. Задает вопросы, а ему ничего ответить не могут и даже не спрашивают, едет он в первый раз или нет. А потом этих несчастных туристов с огромными от ужаса глазами туроператоры обслуживают на сплавах. Эти клиенты не вернутся, потому что их неподготовленными закинули в туры не для начинающих и испугали. В активном отдыхе очень важно, чтобы менеджеры по продажам четко и качественно консультировали клиентов. А в больших сетевых агентствах специалистов таких практически не было.

 

Правда, есть пограничные туры сегмента «дискавери» – экскурсии с элементами активного отдыха или экскурсионные программы, рассчитанные на природные объекты, но не экстрим. Вот ими могут торговать и обычные агентства, но и для них, как показывает практика, нужны определенные знания. Мы, когда выходили на рынок, надеялись на продажи по всей стране через агентскую сеть в регионах. Но за прошедшие годы и особенно после кризиса мы пришли к выводу, что этот путь не реален. Качество информации превыше всего на нашем направлении. Когда клиент приходит, особенно в первый раз, у него миллион вопросов.

 

– У кого же покупают активные туры?

– Судя по объемам в прошлом году, основных игроков на рынке приключенческого туризма в Москве два – RussiaDiscovery и «Адвентурс». Есть два-три агентства узконаправленных, специализирующихся на Адыгее. Вот и все. «Альпиндустрия» свернула продажи активных туров практически. «Астравел» ими также почти не торгует. В прошлом году по некоторым направлениям оживлялся «Дельфин», но и он уходил в дешевый туризм.

 

Не знаю пока, что впереди, но на моей памяти за 10 лет, что мы занимаемся активным туризмом, было несколько волн. То клиенты покупают активные туры у региональных туроператоров напрямую (так было в начале 2011 года), то в агентствах в Москве и Петербурге. Потом снова покупают напрямую. Для меня пока загадка, почему так происходит. При этом уровень сайтов регионалов не растет. Два сайта, которые я могу визуально отметить – компании «Тенгри» из Уфы и компании «Тетис» из Адыгеи. Радует, что они понимают важность современных технологий для привлечения клиентов. В двух регионах значительные средства вкладывают в интернет – в Карелии и Алтае, они активно используют контекстную рекламу. Это также свои плоды дает.

 

– Организация активных туров – прибыльный бизнес?

– Боюсь говорить о рынке в целом. У нас кризисный год был тяжелый: выдержали только за счет инкаминга, проданного еще до кризиса. А 2010 и 2011 годы московский офис RussiaDiscovery закончил с прибылью, но мы не можем понять – это произошло за счет перераспределения рынка, рекламы, того, что начал бренд выстреливать или это общая тенденция, что люди стали больше активно отдыхать в стране.

 

– А что происходит с инфраструктурой, географией активного туризма?

– По моим ощущениям, все остановилось в развитии после кризиса. И инфраструктуры новой не появляется, и качество услуг стало ухудшаться. В Карелии высокая конкуренция, и фирмы начали демпинговать. А делать это можно только за счет ухудшения качества. Вместо нормальных автобусов ставить автобусы попроще, также поступать с питанием и страховками. Добились того, что цены не росли по многим турам и даже снижались, а качество рухнуло. На Байкале тоже с активным отдыхом ничего хорошего не происходит, как его там не было, так и нет. На Алтае, по крайней мере, по нашим партнерам, нет радикальных изменений. Некоторые компании приподняли качество персонала, кто-то подопустился. Но новые маршруты не появляются.

 

Нет и новых ярких регионов, ведь как ни раскручивай Якутию, Ямал, Чукотку, масштаб проблем с развитием туризма здесь такой, что ситуацию не изменить не удается. Эти регионы на слуху, но поток туда минимален.

 

В дешевом сегменте развивается Адыгея. Если до кризиса было видно одну-две компании на рынке, то сейчас три-четыре, и параллельно строятся турбазы. Появляется некая целостная картинка, представление об активном продукте, характерном для Адыгеи, – мультиактивных турах. Видно, что в нужном направлении все делается, не размазывается. Это единственный регион, который за последнее время стал заметным. Хотя качество неидеальное, о премиум-сегменте говорить бессмысленно, но люди едут, так как стоит дешево. Важно и то, что в Адыгее длинный сезон. У нас даже на Новый год был в этом году рафтинг там. Можно сезон довести до 10 месяцев, и адыгейцы это понимают.

 

Владимирская область раскручивается. Фантастическое число людей едет летом в вело-походы и на сплавы, зимой лыжные туры продаются. Это дешевые туры выходного дня за 4-5 тысяч рублей. На майские во Владимире мест вообще не было. В зимние каникулы все распродали, хорошо загружаются выходные. Владимирцы молодцы – осваивают нишу для москвичей, которым надо уехать на выходные. Другое дело, что надо что-то делать с экологией, так как окучивается один и тот же район. Чтобы это не превратилось в реку Шуя в Карелии, где скоро живого места не останется.

 

Такие же маршруты, даже более качественные, предлагаются в Ярославле и Твери. Но там туры стоят уже 7-8 тысяч рублей и хуже продаются. Пытается что-то делать Калуга. Те, кто любит конные туры, едут на Южный Урал. В последние два года пошел большой рост по Камчатке, но это связано с нашей активностью, а не с общим ростом потока. Мурманская область популярна, там потихоньку прирост идет, но это опять-таки за счет того, что наша компания там имеет свой офис. На Мурманскую область мы возлагаем большие надежды, потому что там новый губернатор – Марина Ковтун, которая долго работала в туризме.

 

Евгения Кареева, специально для RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал август
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100