«Россияне стали частью Куршевеля»
Мэр Куршевеля Филипп Мюнье – практикующий горнолыжный инструктор ESF – рассказал «Ведомостям» об истории, настоящем и будущем курорта и о том, какую роль в его жизни играют россияне.
Сложилось мнение, что в Куршевеле все так дорого потому, что сезон на этом курорте длится лишь 4-5 месяцев и потому владельцам гостиниц и ресторанов за этот срок надо заработать себе прибыль на весь год. Это верно лишь отчасти: на курорте все так дорого потому, что столько готовы платить клиенты, приезжающие в Куршевель 1850 зимой. Концентрация роскоши здесь поражающая: на небольшом участке земли на высоте 1850 м работает 20 пятизвездочных отелей (из них три – высшей категории Palace; на всю Францию таких лишь две дюжины), на начало этого года насчитывалось восемь ресторанов с суммарными 14 звездами гида Michelin. Такой плотности нет ни в главных мировых столицах, ни на других горнолыжных курортах.
И эта бизнес-модель работает, владельцы и управляющие люксовых отелей не хотят ее ломать и расширять сезон на весь год. А мэр Куршевеля Филипп Мюнье – хочет. По его словам, Куршевель 1850 останется центром люксового отдыха, а станции, расположенные ниже – Куршевель Виляж (1550 м), Ла-Танья (1400 м), Куршевель Ле-Пра (1300 м), Сан-Бон (1150 м) и др. будут предлагать более демократичные услуги. Ведь Куршевель уже сегодня – очень крупный горнолыжный курорт, предлагающий 36 000 спальных мест.
Туристы из России составляют лишь около 7% приезжих. Хотя у некоторых отелей доля россиян существенно выше. Например, в Barriere Les Neiges доля наших туристов – 70%.
С января 2017 г. Куршевель – это не просто горнолыжная станция, но административная единица: коммуна, включающая 18 деревень. Отличное маркетинговое и управленческое решение, ибо Куршевель давно уже всемирно известный бренд, в то время как коммуну, в которую он раньше входил, – Сан-Бон-ан-Тарантез – никто за пределами Савойи и не знал.
- Горнолыжная станция Куршевель 1850 была создана в 1946 г. коммуной Сан-Бон-ан-Тарантез и департаментом Савойя как «народный курорт». Объясните, пожалуйста, как Куршевель превратился в один из самых знаменитых и дорогих курортов на планете?
- В 1946 г. департамент хотел привлечь к катанию на лыжах как можно больше разных людей. Постепенно выяснилось, что место для курорта выбрано отлично: высота 1850 м обеспечивает достаточное количество снега, а все места размещения были построены с прямым доступом на зеленые трассы, и это наше сильное конкурентное преимущество
В 60-е гг. Куршевель облюбовали богатые парижане и бельгийцы. И общественное мнение сформировалось таким образом, что Куршевель – это место, где нужно обязательно бывать. Многие тогда купили себе шале в Куршевеле. Постепенно станция начала приобретать статус международного курорта; один из первых люксовых отелей – Byblos – привлек клиентов из Сан-Тропе. Потом начали в большом количестве приезжать англичане, в 90-е гг. – русские. Сегодня мы настоящий международный курорт: приезжают туристы из 45 стран, 70% гостей – иностранцы, 30% – французы.
- Каковы главные вызовы для новой коммуны Куршевель?
- Мы завоевали репутацию люксового курорта, и теперь наш вызов – расширить гамму средств размещения, диверсифицировать их. Мы ни в коем случае не хотим отказываться от высокого статуса, но хотим строить и отели 3-4* – благо что станции Куршевеля располагаются на пяти разных высотах. И уже сегодня можем предложить самый широкий выбор размещения: от студий за 150 евро в неделю до шале за 35 000 евро в сутки. В том, что касается пятизвездочных отелей, мы думаем, что у нас прекрасное и сбалансированное предложение.
У нас есть проект комплекса апартаментов на 10 000 кв. м рядом с Aquamotion в Куршевеле Виляж, который, если все будет нормально, должен открыться к Рождеству 2019 г. И другой комплекс апартаментов, также на 10 000 кв. м и классностью 3* строится в Ла-Танья.
- Но одно из конкурентных преимуществ Куршевеля в том, что трасс у вас на курорте много, а лыжников – сравнительно немного. Что произойдет, если вы удвоите число номеров и туристов?
- Такой цели у нас нет. Хотя мы хотим увеличить число катающихся, показать, что Куршевель доступен для всех: цена ски-пасса у нас такая же, как на других горнолыжных курортах Франции. Да, мы хотим сделать курорт менее эксклюзивным, но квадратные метры – это не наш приоритет. Наш приоритет – комфорт на горнолыжных склонах.
Мы хотим оптимизировать число существующих спальных мест в Куршевеле. Во Франции есть такие понятия – «теплые кровати» и «холодные кровати». «Теплые» – те, которые сдаются, «холодные» – нет. Наша проблема – большое число «холодных кроватей» в частных шале. Всего в Куршевеле почти 36 000 спальных мест.
- И как вы собираетесь оптимизировать это число?
- Например, побудить владельцев старых шале модернизировать их, а затем помочь им с поиском арендаторов – на весь сезон. Потому что у нас есть пиковые сезоны – конец года, февраль – и есть менее загруженные. Мы хотим выровнять загрузку.
- Куршевель сейчас – это зимний курорт, сезон на котором длится только 4–5 месяцев. Собираетесь ли вы бороться с сезонностью?
- Конечно! Мы хотим сохранять население в коммуне на протяжении всего года, а для этого людям надо предоставить работу. Поэтому будем увеличивать активность летом. Некоторые летние проекты коммуной уже определены: например, будем строить велосипедную трассу на гору Коль-де-ля-Лоз (2305 м). Также мы думаем сделать на лето пользование несколькими основными подъемниками бесплатным – чтобы люди могли подниматься на вершины. Тратим много денег на организацию различных мероприятий и соревнований летом. У нас есть озеро Розьер, от которого проложены пешие маршруты различных уровней сложности, в том числе и для всей семьи. Кроме того, есть гольф, Aquamotion и все прочие развлечения, доступные летом в горах.
Летом у нас клиентура более семейная, которая предпочитает селиться в апартаментах, и также летом открыты несколько отелей не из числа люксовых – и дела у них идут хорошо.
- Есть ли у вас расчеты, исследования – насколько больше новых туристов, новых отелей может принять Куршевель без ухудшения качества пребывания гостей?
- Наш план на ближайшие 15 лет – построить 45 000 кв. м. Это немного. И у нас нет выбора – такова воля государства и эти площади уже законтрактованы. Но баланс соблюден будет. Иначе – проблемы на трассах и подъемниках, апокалипсис на автомобильных дорогах.
- В прошлом году вы отказали компании Club Med, желавшей построить свой комплекс в Куршевеле. Почему?
- В 2016 г. мы отметили 70-летие Куршевеля. У нас много довольно старых зданий – апартаментов и отелей. То есть есть отели, которые нуждаются в обновлении, при этом у нас уже большое число средств размещения – 46 гостиниц, 850 классифицированных апартаментов. Club Med хотела построиться исключительно в Куршевеле 1850 и получить земельный участок в свое пользование. В то время как для нас муниципальная земля – тот самый актив, который позволяет привлекать инвестиции и балансировать финансы коммуны. Я предложил Club Med обосноваться в Ла-Танья, но они даже не захотели меня слушать.
- Но российскому бизнесмену Олегу Тинькову вы дали добро на строительство шале в Куршевеле 1850.
- Да, потому что это шале нормальных размеров, а не проект на 10 000 кв. метров. Мы рады, что Тиньков обосновался в Куршевеле: он и сам здесь живет, и сдает свое шале через местное агентство недвижимости. Мы счастливы, потому что для нас это – «теплые кровати».
В среднем мы выдаем порядка 200 разрешений на строительство в год. Но по большей части это не новое строительство в чистом виде, а снос старых зданий и возведение на их месте новых.
- Куршевель – зарегистрированная марка?
- Да.
- То есть, если я захочу использовать название Куршевель, должен буду платить вашей коммуне? И много у вас лицензиатов?
- Мы поменяли логотип в декабре 2017 г., чтобы подчеркнуть, что Куршевель – это марка. Но логотип зарегистрирован как единое целое: название Courchevel и красно-синяя снежинка. Поэтому в Москве, например, спокойно существует ресторан «Куршевель». Но если появится автомобиль или мебель Courchevel – да, мы потребуем роялти.
- Россияне регулярно наводили шуму в Куршевеле: в 2007 г. в отеле Byblos был арестован миллиардер Михаил Прохоров, в 2014 г. в куршевельских отелях прошли обыски по делу беглого экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова... Россияне не создают имиджевых проблем Куршевелю?
- Вовсе нет! Сегодня россияне стали частью деревни, хорошо интегрированы в ее жизнь, некоторые имеют здесь недвижимость, регулярно сюда приезжают. Сейчас никаких проблем с имиджем нет.
- Тем не менее отель Byblos с тех пор был переименован?
- Он был продан, и новые владельцы сменили название, теперь это отель Le Palace des Neiges.
- Вы сохранили лицензию горнолыжного инструктора ESF. Сколько часов вы теперь проводите на лыжах?
- Во-первых, я сохранил нескольких давних клиентов, с которыми мне приятно работать. Во-вторых, принимаю многих бизнесменов и чиновников на трассах, чтобы показать им нашу зону катания и проч. Так что провожу на лыжах около трех часов в день. То есть утром у меня могут быть встречи на трассах, а потом я спускаюсь в мэрию.
- И что, через ESF любой может заказать горнолыжный урок у мэра Куршевеля?
- Теперь я занимаюсь только со старыми верными клиентами – 4–5 человек за сезон.
- И кто у вас самый верный ученик?
- Русский! Мы с ним катаемся уже 15 лет. Имя не назову. Он не говорит на французском, я не говорю на русском, так что мы общаемся на английском. И я нахожу, что так даже лучше: нам нравится кататься вместе, а на неродном для нас языке мы ведем необязывающие беседы.
Опубликовано в сокращенном варианте.
Полную версию интервью читайте здесь.