РАТА-новости
Шарджа с 1 сентября
 
Греция 06.09
 
Мостурфлот с 9 сентября
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
German Wines с 4 августа
 
 
Grecotel с 9 сентября
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№4242Елена Лукьянова: «Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»

Елена Лукьянова: «Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»


Региональный многопрофильный оператор по выездному туризму – исчезающий вид, особенно за Уралом. Новосибирская компания «Глобус-тур» – одна из немногих в Сибири, которая продолжает трудиться в этой сложной конкурентной нише. В конце 2016 года оператор отметил 20-летие, пригласив около 400 постоянных клиентов в театр оперы и балета. Соучредитель и директор компании Елена Лукьянова (фото) рассказала RATA-news, как у нее на глазах менялся региональный туристический рынок и какой ценой удается оставаться на плаву, подстраиваясь не только к новым экономическим и политическим реалиям, но и постоянно меняющимся требованиям отраслевого закона.


- «Глобус-тур» изначально выходил на рынок как оператор по выездному туризму?


- Да, с 1996 года, когда компания открылась. Нашим первым направлением стали Эмираты, потом добавились Китай, Таиланд, Индия. В 2004-2005 на сибирский рынок начали входить федеральные компании, и к 2010 году он оказался практически полностью занят ими. Местных операторов, у которыми мы брали блоки на чартерах, оставалось все меньше и меньше. Как правило, они переходили на агентскую деятельность.


- Что помогло удержаться вам?


- Мы долго были нишевым оператором, а расширяться стали позже, чем другие местные компании. То есть, по сути, сами в 2000 году осуществили «вторжение». Это было сложно: самолеты зачастую делили без нас, не все хотели с нами работать – конкуренция. Часто нам доставался лишь маленький кусочек, который не мог нас финансово поддержать. Приходилось выживать за счет не самых популярных маршрутов. Мы увлеклись возможностями регулярных рейсов для создания индивидуальных туров. Жизнь заставила нас придумывать разнообразные комбинированные программы – Эмираты со Шри-Ланкой, Мальдивами и многое другое. Мы много вкладывали в разработку системы бронирования, а приход «автоматизированных» федералов нас в этом смысле дополнительно стимулировал. Наши объемы, в отличие от «массовых», позволяли делать индивидуальный продукт, где важны не только современные технологии, но и человеческий фактор.


С другой стороны, мы благодарны компаниям «Корал Тревел» и «Пегас Туристик», которые, когда было особенно тяжело, дали нам возможность делать собственные программы на их чартерах. Мы стали первым таким оператором в Новосибирске, потом присоединился «Акрис». Это позволило нам остаться на рынке. Но чтобы конкурировать с федералами, приходилось много работать с отелями, искать уникальные предложения, которые дали бы конкурентные преимущества. Мы продолжаем работать туроператором по выезду, около 70% наших программ делаем на регулярных рейсах. Стали активно заниматься внутренним туризмом и приемом иностранцев.


- Ирония судьбы: последний кризис создал некоторым федеральным компаниям условия, в которых вы давно привыкли работать: многие отказались от чартеров, переведя программы на регулярку.


- Действительно, это так.


- В какое время было сложнее всего?


- В 2013 году, когда в Сибирь пришел «Лабиринт». Рост рынка уже прекратился, а объемы перевозки продолжали увеличиваться. Было чрезвычайно тяжело: туры на регулярных рейсах проигрывали конкуренцию горящим пакетам на чартерах. Очень сильно пострадало одно из наших основных направлений – Эмираты, куда в 2013 году практически каждый федеральный оператор поставил по самолету.


- Многие ли региональные компании на сибирском рынке сохранили статус оператора по выездному туризму?


- Думаю, около двадцати, но часть из них – местные офисы федеральных компаний. Региональные работают, в основном, с Китаем и сохраняют место в реестре, чтобы быть в «безвизовых» списках. Многопрофильных компаний, которые имеют свою систему бронирования, все атрибуты оператора по выездному туризму и долю на рынке, не более трех-четырех.


- А вообще региональные особенности бизнеса больше помогают или мешают?


- Нам повезло: в Новосибирске динамично развивающийся аэропорт и много возможностей для организации перевозки. Международные терминалы в соседних городах – Кемерово, Томске, Барнауле, Новокузнецке – начали открываться с приходом федеральных операторов в конце нулевых и даже позже. Долгие годы весь регион путешествовал через Новосибирск, да и сейчас доля многие так делают.


Что касается других особенностей, то, учитывая сибирский климат, здесь всегда в приоритете был, и, думаю, останется пляжный отдых. Около 80% всех клиентов выездного туризма хотят поехать на море. Европейские направления проще развивать в центральной части России, там и зима теплее, и лететь ближе. На нашем рынке Прага, Мюнхен и т.п., хоть и нашли свою нишу, но не стали основными. Для Сибири главное – Таиланд, Турция, в последнее время Вьетнам. Даже когда туристы смотрят на Испанию, Италию, Хорватию, Черногорию, а в нашей компании достаточно таких клиентов, то в 90% случаев выбирают туры, в которых экскурсии хорошо комбинируются с отдыхом на море.


Мы не самый богатый, но и не самый бедный регион России. Наша компания уверенно работает в среднем ценовом сегменте. А рынок, несмотря на кризис, переживает некоторое выздоровление. Возможно, потребителям не нравится, что больше нельзя улететь куда-то за 15 тысяч рублей. Но для бизнеса очень хорошо, что процент горящих предложений сегодня ничтожный, а все остальное продается по разумным ценам. Вот два факта: больше всего туристов мы обслужили на волне роста рынка в 2012-2013 годах, а лучшие показатели по рентабельности видим, начиная с 2015 гола.


- До 31 января этого года вам необходимо было подготовиться к изменениям в законе. Что оказалось самым сложным?


- Безусловно, финансовая нагрузка, она теперь ощутимо больше. Отнять 1% от объемов у работающего предприятия – это существенно, тем более что турбизнес, как мы знаем, не высокорентабельная деятельность. А конкуренция не позволит перекладывать растущие затраты на плечи потребителей. В сухом остатке: страховка в два раза дороже, остались выплаты в резервный фонд «Турпомощи» и добавились – в персональный. Но логика в законе есть: накопишь 7%, можно будет не страховаться.


Хотя механизмы страхования кажутся мне более цивилизованным подходом. Но после череды банкротств в 2014 году большинство страховщиков отказались предоставлять турфирмам финансовые гарантии. Компании попали в условия – найти хоть кого-то и заплатить хоть сколько, лишь бы продолжать работать. Многие понесли дополнительные расходы, причем немалые. Некоторых, пока они решали проблемы, успевали выкинуть из реестра.


Получить фингарантию стало сложнее именно небольшим операторам. Топовые компании дают страховщикам огромное количество покупателей полисов, и получается взаимная выгода: мы вам – право работать, вы нам – клиентов. Но на рынке ведь есть и должны быть разные игроки! Ни один крупный оператор по Турции не будет, например, организовывать туры на Сахалин. Поэтому хорошо, что новая редакция закона отошла от уравниловки и дала возможность совсем маленьким фирмам застраховаться на 10 млн рублей.


- Вы разобрались со всеми новшествами или остались вопросы?


- Первое, что вызывает вопросы – хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах, и сумма с каждым годом будет увеличиваться. Одно дело, когда ты отправляешь деньги в банк, имеешь договор и субсчет, и совсем другое, когда на руках у тебя только платежка. Как юрист я считаю, что отношения двух субъектов права должны быть оговорены не только законом, но и договором.


- В договорных отношениях с агентами многое изменили?


- Вариант, что можем брать с агентов какие-либо деньги в виде депозитов, даже не рассматривали. Это большая ответственность, а мы не финансовая организация. В новых договорах отражаем все, чего требует закон, но для наших постоянных партнеров глобально ничего не изменится. Тем, кто работает с нами недавно или нечасто, предложили сотрудничать по разовым договорам на каждую конкретную сделку.


Это нормально, что закон, защищая потребителей, ужесточает требования к участникам рынка, но пока он возложил всю ответственность на туроператоров. Получается, что одни юрлица должны нести ответственность за другие. При этом агентский рынок ничем, кроме закона о защите прав потребителей, не регулируется. Бывает, работаешь с партнером много лет, а потом что-то случается, он перестает выполнять обязательства, а рычагов контроля у тебя нет. Мы до последнего ждали каких-то изменений, в том числе предусматривающих финансовую ответственность для агентов, но этого не произошло. Операторы сами предлагали систематизировать рынок, оставить сильных игроков, которые смогут разделить с ними бремя, но внедрить такие механизмы не удалось. Поэтому многие переходят на договоры оферты, купли-продажи – то есть, всеми возможными путями пытаются ослабить ответственность, возложенную на них законодателем.


- Как вы смотрите на это с точки зрения турагента?


- Да, «Глобус-тур» работает и как агентство, но в этом сегменте мы относительно крупная компания. В регионе небольшое количество операторов, с которыми мы сотрудничаем давно и имеем большие объемы. Были готовы принять любые условия, в том числе финансовые гарантии. Провели на этот счет переговоры с банком и зарезервировали средства, если партнеры вдруг примут решение вводить депозиты.


- Елена, многие пришли в туризм из разных сфер…


- И я не исключение. По образованию управленец со знанием права, но опыт работы по специальности совсем небольшой. В туризме около 20 лет, начинала в новосибирской турфирме «Полярная звезда», с 2000 года – директор «Глобус-тура». Несмотря на все сложности и колоссальные нервные нагрузки, обожаю эту работу. Люблю путешествовать и заодно из каждой поездки стараюсь извлечь максимум для работы – какие новые отели появились, где лучше купаться, где обедать. Любимые направления – Италия с ее историей, культурой, кухней и Объединенные Арабские Эмираты – образец человеческих возможностей, страна, где за последние полгода изменилось больше, чем в нашем регионе за 20 лет.


Анна Вальцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал август
Вояджер
Польша гиф
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Мы создали инструмент, позволяющий агентству удержать туристов от ухода в самостоятельное плавание»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«Онлайн Экспресс» открывает весь мир – не надо дозваниваться до туроператора, запрашивать варианты поездок, тратить время на утомительную самостоятельную сборку. На нашей платформе можно сформировать любой тур. Причем, по подсчетам самих агентов, время поиска сокращено в 4-5 раз.
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

 
Организация перевозки крупногабаритного груза "ООО Негабарит-89". . Srnsk .
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100