Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Каменец-Подольский – цветок на камне

07:57, 6 августа 2010

Каменец-Подольский принадлежит, без сомнения, к числу самых романтичных и колоритных исторических городов бывшего СССР. В 2002 году он, уступающий на Украине по числу историко-архитектурных памятников только Киеву и Львову, был включен в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вот только и сегодня туристы из России на его древних улочках – очень редкие гости.

В начале XVII века под стены Каменца-Подольского подошло войско турецкого султана Османа II. «Кто построил эту крепость?» – будто бы спросил потрясённый султан. «Говорят, сам Аллах, о повелитель!», – отвечал великий визирь. «Так пусть сам Аллах ее и штурмует, а я своих солдат зря губить не стану», – сказал султан и увел армию.

Фактически история Каменца, который поэтически называют цветком на камне, началась около миллиона лет назад – когда река Смотрич начала выпиливать в мягких силурийских известняках огромную петлю. В результате образовался чем-то напоминающий гигантскую флягу полуостров с отвесными стенами высотой около 50 метров, соединенный с «большой землей» узенькой горловиной, перешейком с такими же высоченными обрывами (фото). И если даже у привычного ко всему современника перехватывает дух, когда он смотрит с древних белобрысых обрывов или со вполне современного моста вниз на Смотрич, то как должны были воспринимать эти места куда более чувствительные и романтичные предки?

Были крепости схожего типа и на Руси – Кашин, Козельск. Но по размерам с «циклопическим» Каменцом они абсолютно несопоставимы… Каменец, впервые упомянутый в исторических источниках в 1060 году, на протяжении почти всей своей истории стоял на самом бойком перекрестке европейских дорог. Кто-то шёл из варяг в греки. Кто-то – из франков в славяне, кто-то – из мусульман в христиане.

Поэтому городские укрепления росли и множились. Каменец обзавелся, помимо естественной защиты, уникальным комплексом гидротехнических сооружений – сегодня их остатки можно видеть возле Русских ворот. Если враг подходил к крепости, то немедленно приводилась в действие система специальных шлюзов, и каньон Смотрича превращался в гигантский ров с водой.

К XVI веку «фляга» опоясалась поясом основательных стен с десятком башен, а возле перешейка встали две мощнейшие крепости – Старая, отлично сохранившаяся до сих пор (на фото внизу правее моста) и Новая, пребывающая ныне в руинах. С южных бастионов находившегося на полуострове города отлично простреливались все подступы к обеим цитаделям.

Каменецкая крепость была взята неприятелем один-единственный раз за свою историю – в начале августа 1672 года, когда к городу подошла 150-тысячная (!) турецкая армия. Отбиваться от нее было некому – в Старой крепости едва набиралось с тысячу человек, способных хоть как-то держать оружие. Правда, одним из них был «маленький рыцарь» – легендарный пан Ежи Михал Володыевский, ставший впоследствии героем трилогии Генрика Сенкевича и прозванный «Гектором Каменецким». И погибший – при неясных до сих пор обстоятельствах – при взрыве Чёрной башни каменецкой крепости. С тех пор не иссякает поток польских туристов в старую цитадель…

Турки оставались в Каменце до 1699 года, когда по одному из договоров с Россией его пришлось вернуть полякам. И именно туркам сегодняшний Каменец обязан самым, пожалуй, оригинальным своим памятником. Завоеватели превратили в мечеть кафедральный костел и построили у входа высокий минарет. Вернувшиеся поляки явили редкостную веротерпимость и минарет ломать не стали. Только увенчали его четырехметровой позолоченной скульптурой Девы Марии. Туристы из Европы только изумленно руками разводят – в «политкорректных» краях Богоматерь, попирающую мусульманский полумесяц на вершине минарета (фото), и представить невозможно.

А потом – точно весь порох вышел в каменецких арсеналах и в душах его обитателей. Кто только ни жил в городе (с его постепенным ростом те кварталы, что располагались на полуострове, стали зваться Старым городом), бывшем до революции центром обширной Подольской губернии: поляки, украинцы, армяне, русские, евреи… И никогда никаких усобиц между ними не было – разве что по части «строения городового» они старались друг друга перещеголять.

А после революционных потрясений начала ХХ века Подольская губерния оказалась единственной из западно-украинских областей, попавших в состав СССР. Результат – налицо: исчезли кафедральный собор, несколько костелов, после войны под предлогом якобы «значительных разрушений» был уничтожен дивный ансамбль площади Польского рынка. Но никакие «реконструкции» не смогли вытравить совершенно особенный дух древнего городка. Из многочисленных кинематографистов, «отметившихся» на улицах Каменца, лучше всего дух этот удалось передать Александру Аскольдову в знаменитом фильме «Комиссар» (снимался в 1965-м). Совсем недавно в Каменце снималась начальная сцена фильма Владмира Бортко «Тарас Бульба» – казнь Остапа на площади в Варшаве. Она же – Каменец-Подольский.

Сегодняшний город, как хороший коктейль, состоит из нескольких, почти не смешивающихся друг с другом «слоёв». Есть русское и польское предместья – фольварки. Есть Старая крепость. Она в весьма приличном состоянии, но достойна лучшей участи. В старых стенах отличная акустика, внутри может разместиться не одна сотня зрителей – так чем не площадка для театральных и музыкальных действ? Пока же в цитадели «проживает» только восковая персона украинского народного героя Олексы Довбуша, который некогда «мотал срок» в одной из башен.

Есть Старый город. В верхней его части дыхание XXI века весьма ощутимо. Особенно после включения города в списки Всемирного наследия, когда началось вялотекущее возрождение былой красы «жемчужины Подолья». Постепенно обретает былую стать необъятный костёл доминиканцев, трудами бессребреников-реставраторов восстановлены несколько старинных богатых домов по периметру былой площади Польского рынка. Но стоит только спуститься – ну хотя бы той же Армянской улицей – чуть ниже, как дыхание совсем иных эпох начинает овевать странника, с непривычки всегда спотыкающегося на шершавой, колючей и, кажется, совершенно бессмертной брусчатке (фото).

Привычно засыпают ягодами брусчатку старые алычовые деревья. Хотя давно сгинули многие из домов, в окна которых они некогда глядели. Все так же скрипят «утомлённые» веками старые ворота и калитки, приоткрывая любопытному взору посеревшие фасады старинных домов и – кое-где! – увитые хмелем и плющом ампирные колоннады. По-прежнему, чуть приоткрывают для прохожего чужую жизнь настежь распахнутые окна... Кажется, еще миг – и запоёт во дворике старая, расстроенная скрипка.

И никто не удивится, если из-за покосившейся деревянной хибары на углу выйдет в привычно-весёлом подпитии старый жестянщик Ефим Магазанник, а в львиной пасти колоссальных Баториевых ворот (фото) покажется угрюмый всадник в будённовке… А едва перейдешь мост, так совсем, совсем иной город обступает тебя – суетливый «стотысячник» типовых пяти-, и девятиэтажек.

Уж лучше воротиться назад, к бесконечным фруктовым садам, в бегущие спиралями вниз, к Смотричу, улицы и переулки Старого города. Где невесть как влетевшая на древнюю улочку иномарка встречается возмущенным блеянием целого стада коз и не очень приличными комментариями старого пастуха с хворостиной. Где так влекуще и сладостно тянет ладаном из тяжёлых и скрипучих приотворенных дверей полутысячелетней церквушки, явно помнящей не одну турецкую осаду. Где приветливо, но изумлённо встретят заезжего «москаля». Конечно, рано или поздно турпоток хлынет на эти улочки, отполирует и покроет приличествующим случаю лаком все древности. Но, скорее всего, и безвозвратно унесет то, что сегодня зовут духом и очарованием старого Подолья (фото).

За последние три-четыре года Каменец стал у киевлян – пока только у них – очень популярным местом проведения уик-эндов, соответственно быстро растет и гостиничная инфраструктура города. Сегодня в Каменце около двух десятков небольших частных отелей, из гостиниц более привычного формата – построенные еще в советское время поблизости от Старого города «Украина» (типовая кирпичная пятиэтажка 60-х годов) и 10-этажный «Смотрич». Они же – самые популярные и недорогие. Для любителей комфортабельного отдыха на Ратушной площади Старого города недавно открыт отель уровня 4* – «Амадеус-клаб». Уровень цен в каменецких кафе и ресторанах приятно поразит туриста из России.

Добраться до Каменца можно через Киев – прямой поезд курсирует ежедневно. Или прямо из Москвы поездом до Хмельницкого. Рядом с вокзалом находится автостанция, от которой каждые 20 минут отправляются маршрутки до Каменца (110 км). (Юрий Тимофеев, специально для RATA-news)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно