Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Операторам по Болгарии не мешало бы договориться

08:07, 6 августа 2001

При кажущемся, если судить по рекламе, увеличении спроса на Болгарию большинство туроператоров этого направления считает его примерно таким же, как и в прошлом году. Более того, например, директор по выезду «ЦСТЭ Интур» Василий Титов считает, что нынешний интерес к Болгарии скорее ниже прошлогоднего. С другой стороны, в компании «Балкан экспресс», напротив, отмечают рост турпотока в эту страну на 15-20%.

Наибольшей популярностью среди россиян, по общему мнению, пользуются «Золотые пески». На втором месте, в зависимости от контингента туристов, - «Солнечный берег» или «Албена». Несмотря на значительные усилия новых хозяев по повышению уровня комфортности и сервиса гостиниц, «Солнечный берег» интересует, прежде всего, бюджетных туристов и молодежь. Притом что заметно повысилась требовательность туристов к уровню отелей и их расположению, гостиницы 2*-3* заполняются хорошо. И все же генеральный директор компании «Солвекс тревел» Ирина Петрова отмечает 10-15-процентный рост спроса на дорогую базу и увеличение глубины продаж. Отрадно, что в этом сезоне практически не существует проблемы овербукинга, которая до приватизации болгарских курортов была головной болью многих российских турфирм в высокий сезон.

 Среди новых предложений фирм, работающих на болгарском направлении, в этом году явно просматривается ориентация на дешевый семейный и детский отдых. «Спутник» предлагает семейный отдых на виллах и в коттеджах в частном секторе. «Солвекс тревел» - недорогой, но комфортный курорт «Святой Влас». «ЦСТЭ Интур» - «Солнечный берег», детские базы, а «Балкан экспресс» - тематический тур «Мама и море». «Нева» и «Ориент» добавили в свои предложения новые гостиницы.

 Все опрошенные операторы, в принципе, довольны выбранными перевозчиками - поднимают ли они собственные чартеры, используют ли блоки мест на чартерных или регулярных рейсах. А вот отношение их к ситуации на рынке авиаперевозок в Болгарию весьма неоднозначно. Заместитель генерального директора «Невы» Ирина Заболотная считает, что их компания приняла реальную чартерную программу и рассчитывает на свои силы, на ее бортах нет блочников: «Да, случается, что 10-15 кресел пустуют, как-то пришлось даже снять целый рейс. Но в целом программа себя оправдывает». Ведущий менеджер «Ориента» Дмитрий Черепов ожидает увеличения числа обслуженных туристов в этом году именно за счет дополнительного чартерного рейса.

И все же изобилие авиарейсов на болгарском направлении у целого ряда компаний вызывает недоумение. Вот мнение Ирины Петровой: «Понятно, что много желающих работать на болгарском направлении. Но российские рынки выездного туризма сужены. Зачем же ставить столько чартеров на Болгарию?» Той же точки зрения придерживается Василий Титов: «Слишком много чартеров. Наша компания планировала свой самолет, но вовремя отказалась. Пользуемся блоками. На рынке море авиабилетов по низким ценам, от турфирм массой идут спецпредложения, разрегулирующие рынок». С коллегами согласна ведущий менеджер «Спутника» Ирина Козлова: «Явный избыток чартеров. Причем, понятна была их недогрузка в начале сезона, но чтобы 16 и 23 июля места закрывались в последние дни? Амбиции фирм, стремящихся иметь собственные чартерные программы, привели к тому, что билеты реализовывались в полтора раза дешевле себестоимости. Разбалованные такой ситуацией туристы стали спрашивать горящие путевки за 2-3 недели до вылета».

Также неоднозначно отношение туроператоров к предстоящему введению Болгарией визового режима с Россией. Оптимизм менеджера «Балкан экспресс» Дианы Сухаревой: «Введение виз существенно не повлияет на спрос, турпоток не упадет» явно не разделяют в «Солвексе»: «Последствия этого решения могут быть трагичными для болгарского направления. Конечно, все зависит от стоимости въезда и, главное, от сроков оформления визы. Но, в любом случае, произойдет 50-процентное падение спроса, прежде всего, за счет туристов, которые и сейчас ищут отдых подешевле». Похожая оценка у «Спутника»: «При высокой стоимости визы произойдет обвал рынка, во всяком случае, горнолыжного. Вместе с тем, при четкой и оперативной работе консульства и разумной - $10-$20 - стоимости визы, спрос на Болгарию может остаться прежним».

Введение визового режима с невысокой стоимостью виз не страшит и «ЦСТЭ Интур». Угрозу здесь видят в другом: «У российских компаний появится дополнительный барьер в отношениях с болгарскими хотельерами, которые и без того больше ориентируются на западный рынок. Возможно, для наших операторов будут выделяться меньшие квоты мест, чаще будут отказывать в их подтверждении». Жизнеутверждающая позиция у Ирины Заболотной: «Ничего ужасного не будет. Поток, конечно, снизится, но надеемся, что подтянется и уровень сервиса отелей. Во всяком случае, хорошо, что визы вводятся с осени. За зиму консульская служба наберется опыта, а туристы свыкнутся с мыслью о визах в Болгарию».

 Конечно, российским туроператорам трудно конкурировать с европейскими коллегами в получении квот мест и эксклюзивных цен, которые предоставляются болгарскими гостиницами за инвестиции в реновирование и строительство, значительные авансовые платежи и длительную загрузку гостиниц. Однако координация договорной компании с перевозчиками, поднятие разумного числа чартеров и договоренности по их загрузке нашим вполне по силам. В связи с этим, может быть, совсем не вредным было бы оживление некогда существовавшего Болгарского клуба туроператоров. Что же касается визового режима, остается надеяться, что болгары не дадут развалить важный для них российский рынок высокой стоимостью виз и бюрократическими процедурами их оформления.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно