Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Алексей Барышев: «Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»

02:50, 6 июня 2016

Отельеры не устают жаловаться, что выпускников российских гостиничных вузов приходится учить фактически с нуля. Однако в России все же стали появляться учебные заведения, которые готовят специалистов, не требующих «доработки напильником». Например, московский экономико-технологический колледж № 22. Да, он дает среднее, а не высшее образование, но по части грамотного сочетания «теория + практика» способен сравниться с европейскими учебными заведениями.

История колледжа началась в 1932 году, когда исполком Моссовета принял решение создать первую школу кулинарного ученичества. Теперь это одно из старейших кулинарных образовательных учреждений города, но учат здесь не только ресторанному сервису. Это – признанная «кузница кадров» для индустрии HoReCa, выпустившая в свет более 25 тысяч специалистов. Среди них много известных поваров, рестораторов и отельеров. Например, президент Межрегиональной ассоциации кулинаров России, генеральный директор холдинга «Романофф-Кейтеринг» Виктор Беляев, заведующий производством ресторанной службы «Президент-Отель» Алексей Виноградов. Во всем мире известна выпускница учебного заведения Олеся Юрова, лауреат многих международных конкурсов по карвингу – художественной резке по овощам и фруктам. Кстати, она сейчас преподает в колледже. Послужной список педагогов тоже впечатляет. Например, по книгам Ленины Кучер учатся все официанты и бармены столицы.

Студенты колледжа участвовали в обслуживании гостей форума АТЭС во Владивостоке, зимних Олимпийских игр в Сочи, неоднократно демонстрировали свое мастерство в конкурсах индустрии гостеприимства «Студенческий пир» в рамках международной выставки «ПИР. Индустрия гостеприимства», теперь это крупнейший проект PIR Expo.
Среди предприятий-партнеров колледжа – «Президент отель», «Свит Отель», гостиницы «Лотте» и «Азимут», «Холидей Инн Москва Сокольники», «Славянская» и многие другие.

На вопросы RATA-news отвечает директор колледжа Алексей Барышев (фото).

- Алексей Сергеевич, за счет чего удается добиться таких показателей?

- Во многом за счет практико-ориентированного подхода к обучению. Между прочим, у нас есть даже собственная тренинговая «гостиница», занимающая крыло одного из этажей. Это 11 самых настоящих номеров разных категорий, ресепшн и прачечная. Здесь-то и практикуются будущие горничные, портье, менеджеры и т.д. Еще есть несколько лабораторий, полностью оборудованных для будущих сотрудников сегмента F&B.
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь.

- Действующие отельеры в колледже преподают?

- И действующие, и бывшие. Например, была у нас сотрудница, которая 10 лет отработала в «Метрополе», представляете, какая это школа? Естественно, уровень подготовки студентов был соответствующим. Отельеры выступают у нас и рецензентами научных работ, присутствуют при защите дипломов. Также идет сотрудничество на уровне тренингов. Например, недавно мы договорились с St.Regis Nikolskaya на тему мастер-класса по работе батлеров. Подготовка персонального ассистента для гостя отеля – это же так интересно!

Мы можем говорить не просто о сотрудничестве с гостиницами, а о полном погружении, полноценном партнерстве с будущими работодателями.

- И многих приглашают?

- Практически всех. Шаш колледж действительно обеспечивает широкий спектр практических навыков. Мы выпускаем готовых специалистов, прошедших обширную практику, а не просто обладателей «корочек».

- Бытует мнение, что все равно без зарубежного образования особых высот не достичь.

- Мы учли и это. Заключили партнерское соглашение с институтом сервиса и ресторанного бизнеса «Армандо Перотти» в итальянском Бари. Там лучшие наши студенты гостиничного профиля проходят стажировку. Вернувшись, ребята получают и диплом государственного образца, и международный сертификат. Понятно, что такие выпускники в гостиницах нарасхват.

- А как в колледже с иностранными языками?

- На факультете гостиничного сервиса идет интенсивное изучение английского уже с третьего курса, у нас сильные преподаватели. Другим языкам тоже учим – в рамках дополнительного образования. Если студент младше 18 лет, то языковой кружок как элемент системы дополнительного образования для него бесплатный. Преподаем немецкий, французский. С сентября будет группа итальянского – опять же в связи с партнерством с институтом в Бари. Преподавать будет носитель языка, что студентов очень мотивирует.

- Недавно колледж подключился к программе WorldSkills. Каковы первые результаты?

- Да, мы действительно начали участвовать в проведении аттестационного экзамена в формате WorldSkills. Это международная некоммерческая ассоциация, цель которой – повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, а также популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. На сегодня в ее деятельности принимают участие 72 страны, экзамены проводятся для молодежи в возрасте до 22 лет. 2016 год – пилотный, и этот экзамен у нас пока, так скажем, экспериментальный. Проводим его для своих студентов по направлению «Ресторанный бизнес и общественное питание». Пять-шесть выпускников на нашей же базе 15 июня будут сдавать такой экзамен. И, в дополнение к диплому, получат соответствующие сертификаты о набранных баллах.

Пока это – «проба пера», и число участников пришлось ограничить. Но желающих попробовать свои силы довольно много. А уже с 2017 года планируем абсолютно все выпускные экзамены колледжа сопровождать практической экзаменационной частью в формате WorldSkills.

- Продолжая тему частого несоответствия учебного процесса и профессиональных стандартов в России: как вы с этим боретесь?

- Да, с этим действительно нелегко. Образовательные учреждения во многом зависят от официально принятых регламентов. Правда, нам обещают уже к 1 сентября частично обновить образовательные стандарты именно с учетом требования профессионального сообщества. Ведь наши специальности вошли в топ-50 наиболее востребованных. Очень надеемся на скорое получение соответствующих нормативных актов, чтобы, во-первых, усилить и расширить объемы именно практической составляющей обучения, и во-вторых – перейти к дуальному экзамену: теория плюс практика.

- Чего ждете от правительства – понятно. А от отельеров?

- Мы сотрудничаем с гостиницами уже не первый год. И хотелось бы попросить их вот о чем. По тем же стандартам WorldSkills предполагается очень объемная и весьма затратная практическая часть. Например, что касается ресторанного сервиса – «рабочие места» оснащаются сразу по четырем профессиям: официант, бармен, бариста и сомелье. Для сдачи экзамена «официанту» нужно целых три «рабочие» зоны – ресторан, кафе и банкет. А сдает-то экзамен не один, а много учеников.

Посудой и продуктами снабдим, но представляете, сколько нужно оборудования? Например, нам для процесса обучения сомелье достаточно двух декантеров. А на экзамен они нужны по числу сдающих. Все докупать самим – очень затратно, особенно технику. Тем более что она нужна всего лишь на несколько дней в году. Нам бы очень пригодилась помощь в приобретении или аренде каких-то агрегатов, посуды. Наконец, можно поделиться с нами чем-то уже бывшим в употреблении и подлежащим списанию.

Ближайший день открытых дверей в московский экономико-технологический колледж № 22 состоится 8 июня, с 15.00 до 18.00.

Кристина Голубева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно