Интурмаркет 2020 02.10

Григорий Померанцев: «Аэропорт – это своего рода оператор по внутреннему и въездному туризму»

Этой весной представители новосибирского международного аэропорта «Толмачево» активно участвовали в весенних туристических выставках. О том, почему руководство крупнейшего за Уралом авиаузла считает необходимым поддерживать и развивать связь с региональным турбизнесом, RATA-news рассказал его коммерческий директор Григорий Померанцев (фото).

 

– В этом году вы встали вместе с представителями турбизнеса Сибири на один стенд в Берлине и участвовали в выставке «Турсиб». Какую цель преследует аэропорт, участвуя в «непрофильных» мероприятиях?

– Один из наших приоритетов – взаимодействие с авиакомпаниями. А они, в свою очередь, открывают новые маршруты, в том числе и благодаря взаимодействию с турбизнесом. Поэтому мы считаем важным сотрудничество с этой отраслью.

Есть еще один момент. Участвуя в международных авиационных форумах, общаясь с иностранными авиакомпаниями, чтобы привлечь их к открытию рейсов в Новосибирск, мы сталкиваемся с проблемой узнаваемости. Ведь перевозчики начинают полеты не в абстрактный аэропорт «Толмачево», а в конкретный город, регион, страну. Возникают вопросы: Новосибирск – это где? Что может дать открытие того или иного рейса потенциальным пассажирам? В какой-то степени мы играем роль оператора по внутреннему и въездному туризму, объясняя, куда и с каким целями могут полететь пассажиры наших клиентов-авиакомпаний. Поэтому должны ориентироваться в том, что происходит в Сибири, знать, какие возможности, в том числе туристические, здесь есть. Привлекая авиакомпании, мы содействуем развитию туристического рынка и предлагаем ему сотрудничество.

 

– А как вы оцениваете межрегиональные перевозки?

– Если бы вы увидели расписание полетов из Новосибирска периода 1960-1970-х годов, были бы удивлены – сколько рейсов тогда выполнялось, в какие маленькие городки и деревни! Конечно, сейчас ситуация другая. На протяжении 1990-х годов поток был небольшой, сложилась нерациональная и нелогичная тенденция полетов по России с пересадкой в Москве. Настало время посмотреть на альтернативные модели развития перевозок.

Возможно, сегодня доля трансферных потоков через новосибирский аэропорт невелика, однако не думаю, что момент, когда все будет иначе, очень далек. На примере аэропорта Риги и авиакомпании AirBaltic, где я проработал 17 лет, могу сказать, что многое зависит оттого, как видят свое развитие авиакомпании, какие модели взаимоотношения друг с другом они выстраивают. При поддержке аэропорта, который частью своей стратегии считает развитие трансферных потоков, этот сегмент может вырасти очень быстро. В 2011 год доля транзитных пассажиров в «Толмачево» была на уровне 3%, а в 2012 году выросла почти вдвое – до 5%. В абсолютных цифрах это немного, но важно поддержать тенденцию, и маленький ручеек станет рекой.

 

– После недавней отмены возобновлены рейсы по маршруту Новосибирск – Горно-Алтайск. Но люди предпочитают ездить на Алтай и даже на Байкал на собственном транспорте, порой сутками находясь в дороге. Как заставить их пересесть на самолет?

– Восстановление регулярного авиасообщения между Новосибирском и Горно-Алтайском в некоторой степени показательно, этот факт отражает положительные тенденции в развитии региональных полетов. Маршрут очевидно перспективен и востребован, но еще несколько лет назад вывести рейсы на уровень рентабельности не удавалось. Почему? Во-первых, у авиакомпаний не было соответствующих самолетов – эксплуатировалась, в основном, устаревшая и неэкономичная техника. Сейчас воздушный парк активно обновляется. Второй фактор – чисто психологический. У большинства жителей Сибири есть возможность самостоятельно передвигаться на автомобилях, не зависеть от расписаний. Но и деловые люди, и туристы начинают понимать, что такой способ путешествий не самый быстрый и экономичный, к тому же более утомительный.

У нас есть желание помогать региональному турсообществу в развитии внутреннего и въездного туризма. Возьмем тот же рейс Новосибирск – Горно-Алтайск. Тут могут быть не просто полеты туда-обратно, это возможность предоставления соответствующих пакетов для иностранных туристов. Мы видим, что у европейцев есть интерес и к природе Алтая, и к экскурсиям в сибирские города. Получается логичная связка: к примеру, турист сначала может посмотреть Новосибирск, а потом отправиться на отдых на Алтай. Авиакомпании и аэропорт получат дополнительный поток пассажиров, турфирмы – возможность расширить перечень услуг, а туристы – более разнообразный и качественный продукт. Это еще один пример того, как мы видим взаимодействие с турбизнесом.

 

– Назовите самые дальние точки, с которыми Новосибирск связан напрямую. На каком из направлений наиболее внушительный поток?

– Самая дальняя западная точка в России, с которой мы связаны прямым регулярным сообщением – Санкт-Петербург, восточная – Петропавловск-Камчатский.

Первый среди долгожителей, безусловно, рейс в Москву. И сегодня туда отправляется большая часть полетов из «Толмачево». В 2012 году на этом маршруте пассажиропоток был больше, чем на остальных российских направлениях вместе взятых, число рейсов, в зависимости от сезона, варьируется от 14 до 19 в день. Можно говорить, что на этой линии сейчас царит совершенная рыночная среда: много самых разных авиакомпаний, у потребителя есть возможность выбора.

Самым большим спросом среди зарубежных направлений пользуется Бангкок, причем с достаточно большим отрывом. Этот маршрут тоже характеризуется уникальной конкурентной средой: рейсы в столицу Таиланда выполняют пять авиакомпаний.

 

– Какую часть всех рейсов, выполняемых из «Толмачево», составляют чартеры?

– Самая дальняя южная точка, куда отправляются рейсы из Новосибирска – город Денпасар на острове Бали. На западе дальше всего Барселона. По обоим направлениям летают чартеры, заказанные туроператорами. Вообще рост международного траффика происходит у нас именно благодаря этому сегменту. Авиакомпания Nordwind Airlines – собственный перевозчик туроператора «Пегас Туристик» – в прошлом году выполнила 42% всех международных полетов из «Томачево». Доля пассажиров на всех чартерных линиях в нашем аэропорту составила порядка 35%, и в этом году, скорее всего, она увеличится.

Ассортимент предложений и возможность выбора расширяется, обостряется конкуренция. Наступает время, когда люди, которые вообще никогда не пользовались самолетами, начинают летать, опытные пассажиры летают все чаще. Мы видим нашу задачу в содействии этому тренду, в стимулировании интереса к путешествиям вообще. Полагаю, услуги авиакомпаний и туроператоров, а следовательно и аэропорта, должны быть в числе тех, что люди используют в повседневной жизни.

 

– Готов ли аэропорт к дальнейшему росту пассажиропотока – международного и транзитного?

– Рост пассажирских перевозок заставляет нас думать, что же будет не только через два-три, но и через двадцать лет. В прошлом году совместно с немецкой компанией Hochtief, которая строит аэропорты и занимается аналитикой авиационного рынка, мы составили прогноз пассажиропотока «Толмачево» на период с 2013 по 2032 год, чтобы планировать соответствующее развитие инфраструктуры. Например, пятимиллионного пассажира мы ожидаем в 2017 году.

Сейчас в «Толмачево» идет подготовка к реконструкции международного терминала. Мы планируем увеличить его площадь в два раза, чтобы расширить зоны регистрации, паспортного контроля, таможни, стерильной зоны. Появятся комната матери и ребенка, бизнес-зал, которые сейчас есть только в терминале внутренних авиалиний, а также островная зона регистрации, современная багажно-конвейрная система. Кроме того, планируем увеличить количество телескопических трапов и построить соединительную галерею между международным и внутренним терминалами для удобства трансферных пассажиров.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Версия для печати