РАТА-новости
Польша спа гиф
 
ТурТрансВояж с 28 марта 2019
 
Мостурфлот
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Хорватия с 11 марта
 
 
 
Ванд Китай
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Апрель
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3794Принимать такие поправки – чистой воды авантюра

Принимать такие поправки – чистой воды авантюра


В конце апреля на свет появился очередной вариант законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ». Главное новшество – возвращение темы обязательного саморегулирования. Но на этот раз речь идет не о туроператорах, как в прежних вариантах поправок. Новая редакция статьи 10.1 предполагает обязательное создание саморегулируемой организации турагентов. О том, как относится к этому Российский союз туриндустрии, мы беседуем с вице-президентом РСТ Юрием Барзыкиным.

 

- В случае принятия поправки о создании турагентских саморегулируемых организаций, каковы могут быть последствия?

- По мнению разработчиков федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», с появлением СРО для бизнеса должны были открыться новые возможности формирования профессиональных стандартов и правил деятельности, а также механизмов ответственного контроля за их соблюдением. Однако практика показала, что широко разрекламированная передача СРО государственных полномочий и функций является в большинстве случаев чистой декларацией. Например, никакое саморегулирования не защитило десятки тысяч обманутых дольщиков в строительстве жилья.

 

Введение механизмов саморегулирования в туриндустрии может повлечь значительную финансовую нагрузку на бизнес. Экспертная группа РСТ провела анализ финансовой схемы вступления и деятельности в СРО. Туроператору-члену СРО за работу на рынке дополнительно пришлось бы платить от 1,5 млн. рублей ежегодно. Но эта тема, к счастью, сейчас отпала. Теперь навалились на турагентства, каждое из которых, в случае принятия поправки, должно будет платить порядка 500 тыс. рублей в год. Это не только взнос в компенсационный фонд – 30 тыс. рублей в год с каждого, но и административные расходы на содержание специализированных органов и аппарата СРО, который должен осуществлять контроль и принимать меры воздействия к членам СРО, а также обеспечивать организационную, правовую, материально-техническую деятельность организации.

 

Вообще непонятно, как может существовать турагентская СРО, если в законопроекте не прописаны системные вопросы по изменениям в Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, наделяющих организацию соответствующими правами. Кроме того, необходимо внести изменение и в гражданское законодательство.

 

- А вообще должны ли СРО быть обязательными или они могут создаваться на добровольной основе?

- Как мы знаем, сейчас в турбизнесе нет ни одного СРО. Любое объединение по тому или иному принципу должно идти «снизу», отражать реальные потребности самого бизнеса. В этом аспекте СРО являются излишними, искусственными, поскольку рынок уже создал свои объединения, которые в полном объеме могут выполнять функции по совершенствованию законодательства, разрешению конфликтных ситуаций, принятию и реализации отраслевых стандартов, продвижению совместных проектов, направлений, турпродуктов, внедрению новых технологий и других корпоративных вопросов. Идею создания обязательных «квазитурагентских» СРО, включающих в себя тысячи компаний, различных по формам договоров, объемам реализации, сегментам потребителей, видам туризма и т.д., реализовать крайне трудно, практически невозможно. Контроль, администрирование, управление таких структур затратны и малоэффективны.

 

Попытка государства насаждать какие-либо объединения обычно игнорируется бизнесом. Например, законопроект предполагает, что создание СРО возможно только в случае объединения не менее 500 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такие большие организации можно создать только в Москве и еще, вероятно, в нескольких городах-миллионниках. Надо будет объединять компании, в лучшем случае, со всей области, а то и в нескольких областях – и как контролировать их деятельность? В реальности эта система работать не будет.

 

И кстати. 500 агентств сдают в компенсационный фонд по 30 тысяч рублей, получается 15 млн. рублей на всех. С одной стороны, это для маленькой турфирмы довольно обременительно, а с другой – не даст должного результата. Фонд в 15 млн. рублей на 500 организаций – это какая-то фикция, а не финансовое обеспечение.

 

- Возможно ли использование элементов саморегулирования, отдельных функций СРО?

- Конечно, но только когда это идет на пользу и бизнесу, и потребителю. Яркий пример – ассоциация «Турпомощь», которая коллективно и за счет общих средств решает проблемы эвакуации туристов из-за рубежа в случае неисполнения обязательств туроператором. Но и здесь проблем немало, этот механизм еще нуждается в совершенствовании.

 

Есть примеры успешно работающих объединений турагентов в различных организационно-правовых формах с отнесением тех или иных общих функций на коллективный уровень. Существуют, например, агентские сети, в некоторых есть даже Единые расчетные центры, позволяющие контролировать факт оплаты туров.

 

Но совершенно неприемлемо, когда чиновники пытаются уйти от решения проблем, входящих в их компетенцию, а ответственность возлагают на какое-либо объединение. Государство не должно уходить из этой сферы, поскольку в основе лежат вопросы безопасности потребителей. Нужно сначала разработать порядок формирования и расходования турагентского компенсационного фонда, его пополнения, распределения компетенции и ответственности государства и бизнеса, примерные стандарты деятельности по различным видам туризма и целый ряд других нормативно-правовых документов. Ничего этого не предложено.

 

И более того: в законопроекте говорится, что саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить свои стандарты, то есть документ, устанавливающий правила оказания туруслуг, требования к процессам их оказания, системе контроля за выполнением указанных требований. Подчеркиваю: вправе, но не обязана. Это же касается и правил саморегулирования, то есть требований к предпринимательской деятельности членов СРО. И еще цитата: «Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности». Так что же тогда эта организация будет «регулировать»?

 

- Вы считаете, что СРО нецелесообразны в принципе?

- В нынешнем виде – нецелесообразны, потому что направлены на подавление предприятий малого и среднего бизнеса. Практика показала, что внутри СРО не обеспечивается реального равноправия всех участников. Обычно доминирует небольшая группа сравнительно крупных компаний, которые «заказывают музыку». В противовес заявленным благим целям саморегулируемые организации могут стать орудием подавления конкуренции, средством монополизации входа на рынок, стимулом для коррупции. В том числе внутри самой организации, поскольку в ней совмещаются функции и выработки правил предпринимательской деятельности, и контроля за их соблюдением, и привлечения к ответственности за нарушение.

 

Поэтому мы просим участников рынка ознакомиться с новым вариантом законопроекта и высказать свое суждение по этому поводу. Регионам обязательно надо привлечь к этому процессу своих депутатов в Госдуме, причем очень срочно: второе чтение может пройти уже во второй половине мая. А вопрос абсолютно не проработан, принимать такие поправки – чистой воды авантюра.

 

Текст законопроекта.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
РБ Санмар 2019
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100