Алеан с 21 июля
 
Греция
 
 
 
Австрийская рабочая встреча для профессионалов турбизнеса: идет регистрация!
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
PAC с 19 июля
 
 
Сайпан  по 31 августа
 
 
Грекотель бартер с 17.02
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru 
 
 
Главная№3794Принимать такие поправки – чистой воды авантюра

Принимать такие поправки – чистой воды авантюра


В конце апреля на свет появился очередной вариант законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории РФ». Главное новшество – возвращение темы обязательного саморегулирования. Но на этот раз речь идет не о туроператорах, как в прежних вариантах поправок. Новая редакция статьи 10.1 предполагает обязательное создание саморегулируемой организации турагентов. О том, как относится к этому Российский союз туриндустрии, мы беседуем с вице-президентом РСТ Юрием Барзыкиным.

 

- В случае принятия поправки о создании турагентских саморегулируемых организаций, каковы могут быть последствия?

- По мнению разработчиков федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», с появлением СРО для бизнеса должны были открыться новые возможности формирования профессиональных стандартов и правил деятельности, а также механизмов ответственного контроля за их соблюдением. Однако практика показала, что широко разрекламированная передача СРО государственных полномочий и функций является в большинстве случаев чистой декларацией. Например, никакое саморегулирования не защитило десятки тысяч обманутых дольщиков в строительстве жилья.

 

Введение механизмов саморегулирования в туриндустрии может повлечь значительную финансовую нагрузку на бизнес. Экспертная группа РСТ провела анализ финансовой схемы вступления и деятельности в СРО. Туроператору-члену СРО за работу на рынке дополнительно пришлось бы платить от 1,5 млн. рублей ежегодно. Но эта тема, к счастью, сейчас отпала. Теперь навалились на турагентства, каждое из которых, в случае принятия поправки, должно будет платить порядка 500 тыс. рублей в год. Это не только взнос в компенсационный фонд – 30 тыс. рублей в год с каждого, но и административные расходы на содержание специализированных органов и аппарата СРО, который должен осуществлять контроль и принимать меры воздействия к членам СРО, а также обеспечивать организационную, правовую, материально-техническую деятельность организации.

 

Вообще непонятно, как может существовать турагентская СРО, если в законопроекте не прописаны системные вопросы по изменениям в Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, наделяющих организацию соответствующими правами. Кроме того, необходимо внести изменение и в гражданское законодательство.

 

- А вообще должны ли СРО быть обязательными или они могут создаваться на добровольной основе?

- Как мы знаем, сейчас в турбизнесе нет ни одного СРО. Любое объединение по тому или иному принципу должно идти «снизу», отражать реальные потребности самого бизнеса. В этом аспекте СРО являются излишними, искусственными, поскольку рынок уже создал свои объединения, которые в полном объеме могут выполнять функции по совершенствованию законодательства, разрешению конфликтных ситуаций, принятию и реализации отраслевых стандартов, продвижению совместных проектов, направлений, турпродуктов, внедрению новых технологий и других корпоративных вопросов. Идею создания обязательных «квазитурагентских» СРО, включающих в себя тысячи компаний, различных по формам договоров, объемам реализации, сегментам потребителей, видам туризма и т.д., реализовать крайне трудно, практически невозможно. Контроль, администрирование, управление таких структур затратны и малоэффективны.

 

Попытка государства насаждать какие-либо объединения обычно игнорируется бизнесом. Например, законопроект предполагает, что создание СРО возможно только в случае объединения не менее 500 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такие большие организации можно создать только в Москве и еще, вероятно, в нескольких городах-миллионниках. Надо будет объединять компании, в лучшем случае, со всей области, а то и в нескольких областях – и как контролировать их деятельность? В реальности эта система работать не будет.

 

И кстати. 500 агентств сдают в компенсационный фонд по 30 тысяч рублей, получается 15 млн. рублей на всех. С одной стороны, это для маленькой турфирмы довольно обременительно, а с другой – не даст должного результата. Фонд в 15 млн. рублей на 500 организаций – это какая-то фикция, а не финансовое обеспечение.

 

- Возможно ли использование элементов саморегулирования, отдельных функций СРО?

- Конечно, но только когда это идет на пользу и бизнесу, и потребителю. Яркий пример – ассоциация «Турпомощь», которая коллективно и за счет общих средств решает проблемы эвакуации туристов из-за рубежа в случае неисполнения обязательств туроператором. Но и здесь проблем немало, этот механизм еще нуждается в совершенствовании.

 

Есть примеры успешно работающих объединений турагентов в различных организационно-правовых формах с отнесением тех или иных общих функций на коллективный уровень. Существуют, например, агентские сети, в некоторых есть даже Единые расчетные центры, позволяющие контролировать факт оплаты туров.

 

Но совершенно неприемлемо, когда чиновники пытаются уйти от решения проблем, входящих в их компетенцию, а ответственность возлагают на какое-либо объединение. Государство не должно уходить из этой сферы, поскольку в основе лежат вопросы безопасности потребителей. Нужно сначала разработать порядок формирования и расходования турагентского компенсационного фонда, его пополнения, распределения компетенции и ответственности государства и бизнеса, примерные стандарты деятельности по различным видам туризма и целый ряд других нормативно-правовых документов. Ничего этого не предложено.

 

И более того: в законопроекте говорится, что саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить свои стандарты, то есть документ, устанавливающий правила оказания туруслуг, требования к процессам их оказания, системе контроля за выполнением указанных требований. Подчеркиваю: вправе, но не обязана. Это же касается и правил саморегулирования, то есть требований к предпринимательской деятельности членов СРО. И еще цитата: «Саморегулируемая организация не вправе разрабатывать и утверждать документы, устанавливающие обязательные требования к членам саморегулируемой организации, их деятельности». Так что же тогда эта организация будет «регулировать»?

 

- Вы считаете, что СРО нецелесообразны в принципе?

- В нынешнем виде – нецелесообразны, потому что направлены на подавление предприятий малого и среднего бизнеса. Практика показала, что внутри СРО не обеспечивается реального равноправия всех участников. Обычно доминирует небольшая группа сравнительно крупных компаний, которые «заказывают музыку». В противовес заявленным благим целям саморегулируемые организации могут стать орудием подавления конкуренции, средством монополизации входа на рынок, стимулом для коррупции. В том числе внутри самой организации, поскольку в ней совмещаются функции и выработки правил предпринимательской деятельности, и контроля за их соблюдением, и привлечения к ответственности за нарушение.

 

Поэтому мы просим участников рынка ознакомиться с новым вариантом законопроекта и высказать свое суждение по этому поводу. Регионам обязательно надо привлечь к этому процессу своих депутатов в Госдуме, причем очень срочно: второе чтение может пройти уже во второй половине мая. А вопрос абсолютно не проработан, принимать такие поправки – чистой воды авантюра.

 

Текст законопроекта.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Коста Барселона
Дельфин 05.07
Visit Japan тренинг
 


 
Говорят профессионалы
 
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
«Московские гостиницы преуспевают не благодаря, а вопреки»
Константин ГОРЯИНОВ
Marriott Royal Aurora
генеральный менеджер
В таком мегаполисе, как Москва, появление дополнительных трехсот-пятисот номеров в течение года, рынок, как правило, не замечает. В столице ни один отель не пострадал от якобы переизбытка предложения в сегменте класса люкс. Потенциал столицы колоссален
«В ушедшем году спрос на Шпицберген показал буквально взрывной рост»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
директор
А еще мы убрали все неудобства и страшилки, из-за которых многие россияне не решаются на арктический круиз. Главная из них – что большинство круизов проходит на иностранных языках. Мы считаем, что русские гиды на судне – это очень важно, как и более насыщенная программа, прямой чартерный перелет из Москвы. И то, что не нужна виза
«Чтобы выжить, агентствам нужно сократить расходы, сохранить коллектив и досконально изучить российские курорты»
Алексан МКРТЧЯН
«Розовый слон»
директор
Нельзя свести всё только к путешествиям по своей стране. Мир большой, люди хотят его познавать. А представители нашей отрасли еще и хотят учиться, чтобы повышать уровень сервиса здесь. Я считаю, что нужно поддерживать все виды туризма, в том числе и выездной, потому что в нем трудятся десятки тысяч россиян, а операторы и агентства платят налоги в России
«В кризис каждая компания ищет свой путь»
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
ICS Travel Group
генеральный директор
Абсолютно точно рынок будет активно переориентироваться. Конечно, в России купальный сезон ограничен, зато есть устойчивая традиция вывозить детей к морю, люди продолжат ей следовать. Значит, надо искать бюджетный продукт с морем и теплом, рассчитанный на российского потребителя с его нынешними возможностями
«Беларусь гораздо ближе к Европе, чем кажется»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«Туртранс-Вояж»
генеральный директор
Самое важное преимущество наших экскурсионных туров – гарантированные выезды и глубина продаж. Для многих важно, что место в автобусе можно выбрать прямо на сайте во время бронирования. И хотя направление безвизовое, и даже загранпаспорт не нужен, группы набираются часто за месяц и более до выезда
Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения
Геннадий ЛАМШИН
Российская гостиничная ассоциация
президент
В новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против
«Въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев»
Марина ЛЕВЧЕНКО
«Тари-Тур»
гендиректор
Как только в Великобритании ввели дактилоскопию для получения туристической визы в Россию, англичане стали отказываться от поездок, не желая тратить время на посещение консульства. Британские группы из 50 человек быстро сократились до 20. Партнеры нам так и сказали – дело в "пальцах"
«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором»
Александр ЧЕРНЮК
«Команда Ex-Pro»
директор
Туристов, как из России, так и из-за рубежа, восхищает Монголия. Это ландшафты, которые меняются каждый час, это верблюды, яки, крупная рыба, национальный колорит, очень доброжелательные местные жители. Поражает резко-континентальный климат – с утра может быть +47 градусов, а к вечеру выпасть снег
«В России 95% заявлений на визы поступают из городов, где уже есть визовые центры»
Прабудда СЕН
VFS Global
руководитель в России и странах СНГ
С нашей помощью биометрические данные сдали уже более 25 миллионов человек. Как видите, у нас колоссальный опыт. И мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы введение биометрии в России прошло максимально безболезненно – и для заявителей, и для турбизнеса. VFS Global заинтересована в этом не меньше, чем вы
«На рынке детского отдыха никакого кризиса нет»
Александр АНИСИМОВ
«Лидерлайф Турс»
коммерческий директор
Некоторые родители через месяц-два после возвращения ребенка из лагеря уже покупают путевку на следующее лето – чтобы занять место в интересующей смене. Мы даем существенные скидки на раннее бронирование и агентам, и прямым клиентам. Из-за специфики продукта предлагаем гибкие условия по оплате
«Каждый кризис дает алтайскому туризму новый шанс»
Сергей ПЛОТНИКОВ
«Алтайское туристическое бюро»
директор
Есть надежда, что кризис серьезно обновит ряды турбизнеса. Любители и непрофессионалы, спонтанно открывшие турфирмы для жены или дочери, уйдут с рынка, что уже происходит. Либо жизнь заставит их стать профессионалами. Скидочная политика тоже должна уйти в прошлое
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100