Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Налоговые послабления для малого бизнеса

08:07, 5 апреля 2002

Вчера на заседании правительства РФ одобрены изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми с 1 января 2003 г. в России будет введена упрощенная система налогообложения малого бизнеса. Как заявил журналистам первый замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, они будут касаться налогообложения предприятий, где годовая выручка не превышает 10 млн. руб., а численность сотрудников - 20 человек. Г-н Шаталов сообщил, что, по расчетам правительства РФ, налоговая нагрузка для таких организаций в целом по стране снизится в 2-4 раза.

Премьер-министр РФ Михаил Касьянов, выступая на заседании, напомнил, что в первой половине 1990-х годов наблюдался бурный рост малого предпринимательства, однако с 1994 г. эта сфера деятельности расти перестала. В малом бизнесе заняты 9% населения, он производит 12% ВВП, в то время как в Западной Европе доля малого бизнеса в ВВП составляет 50-70%. В России на 1000 человек работоспособного населения приходится 5-6 предприятий малого бизнеса, в то время как в Западной Европе - около 30 таких предприятий.

Правительство РФ поручило МАПу, Минэкономразвития, Минфину, Минпромнауки, МНС, Минимуществу и Минюсту с участием ЦБ РФ доработать проект программы и внести его в кабинет министров в месячный срок. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, рассмотренная программа мер предусматривает создание специальной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в частности, создание специальных фондов, которые будут заниматься венчурным инвестированием. Кроме того, по словам министра, одной из мер господдержки малого предпринимательства станет субсидирование процентных ставок по кредитам и разработка комплекса мер по привлечению российских и иностранных банков к кредитованию малого бизнеса в РФ. Также программа предусматривает сокращение сроков регистрации малых предприятий с 3 месяцев до 5 дней. По словам г-на Грефа, в результате реализации мероприятий, предусмотренных программой, налоговые поступления от малого бизнеса составят до 50% доходов местных бюджетов.

Правительство поручило Минфину, МНС и Минэкономразвития разобраться в проблеме, связанной с уплатой малыми предприятиями единого социального налога (ЕСН). В соответствии с одобренными поправками в Налоговый кодекс ЕСН для малых предприятий отменяется с 2003 года. Однако, по мнению Правительства, есть все основания рассмотреть проблему уплаты ЕСН до конца текущего года.

НАШ КОММЕНТАРИЙ. Облегчение налогового бремени – дело, конечно, хорошее. Но вопросов пока возникает больше, чем ответов. Например, судя по всему, упрощенная схема налогообложения предполагает возможность выбора самими малыми предприятиями или ИЧП – либо платить налог с прибыли в размере 20%, либо, например, с оборота 8%. Но в этом случае придется показывать прибыль, а кто же захочет это делать? А где изыскивать средства для финансирования бесплатной медицины, пенсионного обеспечения и других социальных нужд работников малых предприятий, если для них будет отменен единый соцналог? Они будут финансироваться за счет крупных предприятий? Если предлагаемая система окажется действительно выгодной для налогоплательщика, что помешает крупным предприятиям юридически разбить свое хозяйство на множество мелких фирм? В общем, надо бы разобраться. А то может получиться, как с отменой льготы по НДС на путевку. Надо было выполнить «политзадачку», отчитаться о сокращении налоговых льгот – и здесь уже не до отраслевых особенностей. А в итоге все туроператоры перешли на уплату НДС с агентского вознаграждения.

И, кстати, в какой степени все это может коснуться турбизнеса? Если судить по числу работников, занятых на фирме, то в разряд малых предприятий наверняка попадет больше 90% турфирм. У нас вон кипят страсти по поводу семи занятых, необходимых для получения туроператорской лицензии, что уж говорить про 20.

Что же касается годовой выручки, не превышающей 10 млн. руб., то учет ее дается налоговым органам, как известно, с большим трудом. И злые языки говорят, что вся эта затея, в конечном счете, может оказаться направленной не столько на снижение фактического налогового бремени, сколько на попытку в принципе заставить малый бизнес платить налоги. Но в этом случае одобренная программа в процессе доработки наверняка претерпит значительные изменения.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно