РАТА-новости
Круизный дом с 18 июня
 
Библио глобус 28.04
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
ПАК ГЛ 2019
 
 
Royal Air Maroc - с 13 июня
 
 
Грекотель Танцы 14.06
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июнь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№4510Юрий Тюлюбаев: «Ненецкая земля – это единение с природой, цифровой детокс и преодоление себя»

Юрий Тюлюбаев: «Ненецкая земля – это единение с природой, цифровой детокс и преодоление себя»


Компания «Красный город» из Нарьян-Мара принимает гостей региона, которые хотят увидеть Арктику, побывать за Полярным кругом. Ее директор Юрий Тюлюбаев в интервью RATA-news рассказал о логистике и наполнении туров по этому суровому краю, а также о впечатлениях, которые ищут и получают здесь туристы.

 

 

- Давно ли работает ваша компания?

- С 2005 года. По образованию я переводчик английского языка и юрист. После армии поработал в органах власти, затем в крупной нефтяной компании, в некоммерческом секторе, но настал момент, когда захотелось самому определять, чем заниматься. Компанию решил создать, когда в Ненецком автономном округе начал активно развиваться выездной туризм. У местных жителей отпуск два месяца, оплачивается проезд и вообще доход большой части населения выше среднего по России. Именно поэтому турбизнес показался перспективным. Да и конкуренции почти не было, а спрос подогревался растущими «нефтяными доходами» регионального бюджета.

 

Работал как турагент, отправлял людей на юга, а спустя шесть лет решил, что заработанные деньги было бы неплохо инвестировать в новое направление деятельности – внутренний и въездной туризм. О нем у нас в регионе тогда вообще не думали – денег от нефти было много. Но экономический кризис, а затем и политика сделали путешествия внутри России модным трендом. Поэтому в 2013 году «Красный город» из турагентства превратился в туроператора. Теперь мы сами формируем туры, у нас есть снегоходная техника и даже свой чум. Продвигаем Ненецкий округ в России и за его пределами.

 

- Что в регионе есть такого, ради чего туда надо ехать, тем более издалека?

- Наш округ – это самая близкая Арктика с точки зрения логистики из центра. Лететь из Москвы или Петербурга всего пару часов. Место совершенно не заезженное, поток организованных туристов составляет несколько сотен человек в год, это на наши-то бескрайние и безлюдные просторы.

 

 

Здесь живут коренные народы – ненцы и коми, которые сохранили традиционную культуру, кочевой образ жизни. Здесь расположен единственный за Полярным кругом дикий термальный источник Пым-Ва-Шор, в котором температура воды достигает +27 градусов в любые морозы. Здесь есть уникальная возможность наблюдать северное сияние с сентября по апрель, а летом – белые ночи, когда солнце за горизонт не заходит вообще. В трех морях, омывающих регион, много интересных островов.

 

Самый востребованный здешний ресурс – арктическая природа, цветущая весной тундра, полные рыбой реки и озера, берег Северного Ледовитого океана, белые медведи, моржи, бесчисленное количество птиц.

 

 

Еще Пустозерск – первый русский город в Заполярье, построенный при Иване III. Сейчас это место паломничества всех старообрядцев, поскольку там жил и был казнен «за великие хулы на царя» их духовный лидер – протопоп Аввакум. Еще манят советские поселки-призраки – Амдерма, Табседа, памятник природы «Каменный город» на Тиманском кряже и многое другое.

 

- И каким содержанием вы наполняете конкретные туры?

- У нас есть и экспедиции, и сплавы, и снегоходные программы. Средняя продолжительность – 5-7 дней, более длинные бывают летом, поскольку, например, водный туризм предполагает неспешность.

 

 

Люди к нам едут позитивные, настроенные на приключения, опытные путешественники, часто – объехавшие почти весь земной шар. В прошлом году дважды приезжал парень из Москвы, который хотел испытать себя в сильный мороз. Мы с ним путешествовали по тундре при температуре минус 47 – отказывала техника, навигаторы. Поездка длилась пять дней, он сполна ощутил все «прелести» арктического холода, всё выдержал и был очень доволен. И в результате написал книгу – путевые заметки о поездке на Север.

 

 

Меня в прошлом году впечатлила туристка из Монако, которая приехала с четырехлетней дочкой и ночевала у оленеводов. Сказала, что хочет показать ей разнообразный мир, в котором не все и не везде живут так, как они в своей стране.

 

В августе мы вместе с заповедником «Ненецкий» планируем совершить две пробные поездки на необитаемый остров Матвеев в Северном Ледовитом океане. Суть тура – почувствовать место, где раньше жили люди, построили свой мир, а теперь там никого нет, кроме сотен моржей и одного зайца. Там меняется сознание и пропадает ощущение связи с внешним миром. Уверен, что такой тур оставит незабываемые впечатления на всю жизнь.

 

 

- А как дела с туристической и транспортной инфраструктурой на ваших маршрутах?

- Инфраструктура, а точнее ее полное отсутствие, это наша проблема и одновременно изюминка. Дорог нет не только внутри региона, но и на «большую землю». Выбраться из Нарьян-Мара можно либо самолетом, либо – в период летней навигации – на барже, либо – с января по апрель – по так называемому «зимнику», ледяной дороге в сторону Усинска.

 

Рестораны, гостиницы есть только в Нарьян-Маре, единственном городе округа. На маршрутах туристы живут либо в палатках, либо в нашем чуме, либо в неблагоустроенных гостевых домах.

 

 

Но тех, кто сюда едет, как правило, это не смущает. Люди готовы к отрыву от цивилизации, если в обмен они получают впечатления, которых цивилизация дать не может. Им даже интереснее останавливаться на ночлег в семьях местных жителей, а не в поселковых гостиницах, чтобы лучше прочувствовать в среду, которую они окунулись.

 

Правда, переломить менталитет северян не всегда просто. Многие отказываются принимать туристов, для них это вторжение в личное пространство. Мы в прошлом году даже выпустили специальную брошюру, призывая обращаться к нам тех, кто хотел бы работать в туризме. Пытаемся создать базу домов, где готовы принимать гостей.

 

 

Большая часть наших проблем связана не с климатическими особенностями и отсутствием инфраструктуры, а с нехваткой ресурсов, времени и большой физической нагрузкой. Все-таки подготовить и провести пятидневную экспедицию на снегоходах по тундре – не то же самое, что продать путевку на Мальдивы, сидя в теплом светлом кабинете. Хотя доход от этих двух действий для меня часто бывает равным. Опытный коучер пришел бы к выводу, что я не умею делегировать полномочия, распоряжаться ресурсами и в целом неэффективен. Возможно, это так. Но, я предпочитаю путь, который мне интересен. Люблю путешествовать по родному региону, общаться с новыми людьми, люблю достигать цели и всегда говорю туристам: «В начале пути – надежда, а в конце – всегда радость». Это девиз всех наших туров.

 

 

- А бывает, что гости получают впечатлений больше, чем ожидают?

- Да, чаще всего именно так и получается. И в этом я вижу смысл своей работы. И возвратные туристы у нас есть. Но понятно, что много их быть не может. Арктика – не курорт, расслабиться, как на пляже, тут не получится. Зато можно получить, скажем так, цифровой детокс, почувствовать единение с природой, испытать себя.

 

Иностранцы чаще всего стремятся увидеть северное сияние. Местные жители на него практически не обращают внимания, а туристы приходят в полный восторг, особенно, когда экраном «солнечного ветра» становится все небо от края до края.

 

 

Россияне больше интересуются жизнью коренных жителей Севера. Их впечатляет, что люди здесь существуют совершенно в иной среде, где, с одной стороны, ты чувствуешь абсолютную свободу от стремительно меняющегося мира, а с другой – вынужден жить в условиях, лишенных всех благ этого мира. Тут нет электричества, водопровода, интернета и магазинов «шаговой доступности». После окончания тура эта двойственность ощущений одних заставляет сильнее ценить то, что они имеют, а других переосмыслить собственное «бегство в погоне за счастьем».

 

 

- Откуда чаще всего приезжают туристы и как о вас узнают?

- В век интернета узнать о новом направлении – проще простого. У нас тоже есть сайт, страницы в соцсетях, видеоканал и реклама в Яндекс-Директе. Значительная часть наших клиентов – москвичи, хотя бывают гости и из других регионов европейской части России и даже Сибири. Иностранцы тоже едут чаще всего из Европы, хотя число азиатских гостей растет: Индия, Сингапур, Китай, Корея, Япония. Изредка бывают американцы, австралийцы. Поток делится 50 на 50 – в снежный (с октября по июнь) и бесснежный период. Летом приезжает больше людей, увлеченных водным туризмом, рыбалкой, животным миром, а зимой – за экстремальными путешествиями, этнотуризмом, снегоходными турами.

 

 

- Говорят, природный памятник Пым-Ва-Шор находится в плохом состоянии. Насколько это серьезно и поправимо ли?

- Администрация НАО в свое время создала в регионе множество природоохранных территорий регионального значения, и это здорово. Но, к сожалению, контроль за ними пока остается только на бумаге. Денег в бюджете нет, территории удалены от Нарьян-Мара, а потому соблюдение природоохранных правил – по сути, формальность, которую чтят только законопослушные. Мы в их числе.

 

 

Но есть другие люди. Например, те, что на Пым-Ва-Шоре сожгли избушку, которая стояла много лет. Сама чаша для купаний практически разрушилась от времени. Все это можно восстановить за не такие уж большие деньги. Но главное – нужен постоянный контроль, иначе всё снова придет в негодность. Считаю, что региональные власти должны закладывать деньги в бюджет на это, раз назвали туризм приоритетной отраслью. Если будет инфраструктура, будет расти и поток организованных туристов, а дальше можно говорить о сборе денег за доступ к достопримечательностям и на уход за ними.

 

- Много ли компаний работают в вашей нише?

- Сейчас появляется все больше и компаний, и частных предпринимателей. Кто-то строит домики в тундре, кто-то закупает технику. Но не все понимают, что для привлечения туристов мало иметь избу или катер. Надо создать продукт, основанный на впечатлениях. Именно за это готовы платить люди, которые едут издалека, а не просто за ночевку и перевозку.

 

 

- А куда едут неорганизованные туристы?

- Неорганизованный туризм – удел тех, кто привык доказывать свою самостоятельность, прежде всего – самому себе, поскольку другим это безразлично. «Дикари», как ни странно, ходят теми же проторенными тропами, что и организованные, по одним и тем же маршрутам. При этом часто не заботятся о своей безопасности, о сохранности природы, не вникают в суть среды, в которой оказались.

 

Точки притяжения для них в нашем регионе – остров Вайгач, Амдерма, нерестовые семужьи реки. Нам от них никакого экономического ущерба от таких туристов нет, многие из них даже покупают у нас отдельные услуги. Но как жителю региона мне больно видеть варварское отношение к природе. Два года назад «Красный город» принял участие в очистке территории заповедника «Ненецкий». Маленький кусочек его территории добровольцы убирали почти два месяца от пустых бочек, ржавого металла, бытового мусора и пластика. И таких мест на карте округа хоть отбавляй.

 

- Чем же вас вдохновляет ваша работа?

- Туризм для меня – это, прежде всего, свобода в познании мира. Он связан не просто с перемещением из точки А в точку Б, а с возможностью прикасаться к неизведанным горизонтам и внутренне развивать себя. Мне очень нравятся летние туры по северным рекам –, не торопясь, перемещаться по реке и наслаждаться меняющейся природой.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Фото: Антон Тайбарей, Юрий Тюлюбаев, Андрей Щукин

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал  кошелек 13.03
Visit Japan - тренинг
 
 
Говорят профессионалы
 
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100